Тайна Елены Киевской. Олег Мономах

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Тайна Елены Киевской

6 октября 2009 года она была прославлена в лике святых …

Киев в новейшие годы в Русском мире стал ассоциироваться с негативом. Причина понятна: «Крестоповал, предательство, Майдан»... Бешеная русофобия. Но кого-то окрыляет киевский конфликт и в Москве. Судя по некоторым выпускам либеральных ТВ-студий России, появился уже и проект: «забыть» о русском Киеве (а с ним и о русских на Украине) и «перенести» древнюю столицу в Новгород. Думают: навсегда расщепили Русь!

Но всё проходит... Русь умеет срастаться, окроплённая живой водой веры.

В год 20-й от Октября 1917-го Сергей Бехтеев писал в эмиграции:

«...Я верю - из крови, из слез и огня
Мы встанем, былое безумье кляня...»

Вброд мы уже перешли многие реки из крови, слёз и огня.

Стихи царского поэта Сергея Бехтеева вспомнили мы неспроста. Преподобная Елена (Бехтеева), чей день прославления в лике местнопочитаемых святых отмечаем 6 октября в Киеве, из того самого старинного дворянского рода, к которому принадлежит и поэт. Их разделяет без малого два века. Но очевидно - они одного святорусского духа.

Её именуют Еленой Киевской или Флоровской - по названию монастыря, в котором подвизалась и где теперь почивают её святые мощи, или Еленой Киево-Флоровской.

Первое, что поражает в ней, и это всем врезается в память, что в Киев она приехала с гробом. Попробуйте представить!.. Получив в молодости гроб святителя Тихона Задонского, она хранила его всю жизнь, перевозила с места на место, спасала в пожарах, берегла...

Поминая её, киевляне исстари называли старицу Елену хранительницей Киева, «почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского».

На чугунной плите, которая после поднятия мощей поставлена в часовне вертикально, без особого труда прочитается надпись: «Здесь положено тело рабы Божией монахини Елены Алексеевны, рожденной генеральской дочери Бахтеевой. Жития ея было 78 лет, а в монастыре прожила 60 лет. Скончалася в 1834 году марта 23-го. Положена во гроб святителя Тихона Задонского, который сохранялся у нея 50 лет. Господи, упокой ея душу с праведными». Ошибка в фамилии, где вместо «е» отлита «а», говорит, вероятно, о том, что старицу Елёну по фамилии в монастыре уже мало кто знал. Когда она почила, стали разбирать старые бумаги, прочитали, как могли.

В тот год императрица Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Христова невеста Елена, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева, родилась в 1756 в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Липецкая область). Она современница Серафима Саровского, чья жизнь также связана с Киевом. В 1776 году он от старицы Досифеи в Киеве получил благословение следовать в Саровскую пустынь...

В 18 лет (1774 год) Екатерина Бехтеева тайно ушла из дома и была принята в Воронежский Покровский женский монастырь, чего не могло быть без согласия и воли Задонского святителя. Её отец генерал-майор Алексей Дмитриевич Бехтеев (1720-1793) не был в восторге от выбора дочери. Житие сообщает, что отец требовал возвращения дочери. Потом он смирился стал даже высылать ей пособие «ежегодно на пропитание по 50 четвертей зернового хлеба». В ХVIII веке четверть зерна числилась в 7 пудов 10 фунтов - почти полтонны.

+++

Тихона Задонского называют Русским Златоустом. Его книга «Сокровище духовное, от мира собираемое» - необходимое чтение и поныне. Считается, что своей письменной проповедью он оказал влияние на мировоззрение Ф.М. Достоевского. Значит, в известной мере - и на русское, и на мировое сознание.

Семья Бехтеевых духовно окормлялась святителем и была дружна с ним. Владыка временами жил в имении помещиков Бехтеевых в Ксизово (в 15 километрах от Задонска ниже по течению Дона). В Житии свт. Тихона можно, например, прочитать описание случая из жизни Бехтеевых: «Когда Преосвященный Тихон правил еще епархией (на Воронежской кафедре с 1763 по 1767 год включительно, далее жил на покое. - О.М.) и в первый раз посетил дом помещика Бехтеева в селе Ксизове, он обратил внимание на юного сына его Никандра. Братья его, приняв благословение у святителя, ушли играть; но Никандр во все время пребывания Тихона не отходил от него, слушая со вниманием его поучения. Оставляя дом Бехтеевых, святитель подозвал к себе Никандра и, дунув ему в лице, сказал: "Да будет благословение Божие на сем юноше". Никандр ощутил какую-то неизъяснимую радость...».

Святительское благословение, вероятно, было не только на будущем монахе Никандре, который сорок лет провел в Задонской обители (+1816), являясь ближайшим помощником святителя, но и на многих людях из этого рода.

Владыка Тихон был болезненным человеком и загодя приготовил себе гроб. Он был аскет: спал и ел мало, трудился много; много писал, дрова колол, траву косил. Гроб был без позумента, лака, парчи, самый простой - дощатый, обитый чёрным сукном. В нём владыка отдыхал от трудов.

Близких смущала простота домовины. Говорили: «святителю непристойно быть в таком гробе похороненным». Тихон настаивал, грозил: «если вы меня в сем гробе не похороните, я пред престолом Христа Спасителя буду судиться с вами». Владыка отошёл ко Господу в Задонском монастыре 24 августа 1783 года, прожив на покое (не руководя епархией) 16 лет. Несмотря на угрозу, его волю исполнить не смогли. Причину мы узнаем из Жития инокини Елены: «Надев на него простое облачение, братия положили его в приготовленный им гроб, на что многие негодовали, говоря, что непристойно святителю покоиться в таком убогом виде, а должно облачить его во всё пастырское архиерейское облачение. Когда же его убрали во всё архиерейское облачение, то гроб оказался тесен. Тогда сейчас же был сделан другой гроб, - и святитель был торжественно похоронен в новом гробе».

При жизни Тихон любил нищету, а заболев перед кончиной, просил братию все вещи продать, деньги раздать нищим.

Екатерина Бехтеева, послушница Воронежского монастыря, испросила гроб себе. Она хранила его как величайшую драгоценность, храня память смертную - ежесекундно помня о смерти.

Её Житие составлено и впервые опубликовано в 1860 году, за год до торжественного прославления Тихона Задонского. Возможно, в связи с подготовкой к этому торжеству житие и было составлено.

Преподобная пережила в Воронежской обители немало печалей, зависти, клевет.

Как сообщает Житие, настоятельница возненавидела её, ревнуя к тому, что посетители монастыря для беседы идут не к ней, а к Бехтеевой. От Екатерины отступилась её воспитанница и стала злейшим её врагом. Подобное бывало в жизни очень многих святых - искушение клеветой, оскорблениями...

Ей пришлось покинуть Воронежский монастырь и отправиться в Киев.

Из документов следует, что паспорт («пашпорт») она получила в 1806 году. Вероятно, близко к этому времени она со своей келейницей девицей Елизаветой, дочерью «воронежского гражданина Алексея Придорогина», и приехала в Киев. Приехала с гробом. Непросто, наверное, было.

+++

В XVII-XVIII вв. во Флоровском монастыре подвизались женщины и девицы, преимущественно принадлежавшие к высшим слоям общества. Большинство из них были хорошо образованы. В своё время во Флоровском приняла постриг вдова друга императора Петра II, княгиня Наталья Долгорукова - Нектария (автор «Своеручных записок»). Во Флоровской обители спасались княжна Екатерина Милославская - игуменья Каллисфения, графиня Апраксина - Августа, княгиня Шаховская - Пульхерия.

Екатерина Бехтеева как дочь генерала также принадлежала к высшему кругу общества.

Дважды Христова невеста поступала в Киеве во Флоровскую обитель. Дважды сгорала её келья. Первый раз - во время чудовищного пожара 1811 года, когда огонь уничтожил почти весь Подол. Летопись передаёт, что во время пожара «от чада и огня погибли многие насельницы обители», от жара на колокольне оплавились колокола. Государь Император Александр I на восстановление монастыря ассигновал 130 тысяч рублей. Тогда же за свой счёт построили себе кельи Екатерина и Евгения. Но принимать их в монастырь повторно настоятельница отказывалась. Причина - банальна. Житие передаёт, что бывшая в ту пору игуменьей Смарагда (Норова, 1766-1832) боялась потерять власть. Однако Смарагда и монастырь вновь отстроила, и книжку «Благоговейные христианские размышления», ставшую очень популярной в России, написала, и Екатерину с Евгенией всё-таки приняла.

До сих пор, кажется, не прояснено, когда послушница Екатерина Бехтеева приняла монашеский постриг и стала Еленой. В монастырях, случается, не принимая по разным причинам пострига, в послушниках некоторые живут и всю жизнь. В новое время, после прославления Елены в лике святых, было опубликовано несколько документов, касающихся её жизни.

Из текста на надгробной плите мы знаем, что в монастырях она прожила 60 лет. Из документов 1817 года следует, что при поступлении в монастырь она была «в числе послушниц, ожидающих во своё время монашеского чина, к которому нет никакого особенного препятствия». Она носила своё первое имя Екатерина, которое и присутствует в документах. Житие сообщает, что поступлению во Флоровский монастырь ей и её келейнице девице Елизавете Придорогиной после пожара поспособствовал митрополит Серапион...

Митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский; 1747-1824) дело начал. Но завершил новый митрополит - Евгений (Болховитинов; 1767-1837), который был земляком Екатерины и даже приходился ей дальним родственником. Древнюю Киевскую кафедру он занял в январе 1822 года. Таким образом, монашеский чин и монашеское имя Елена преподобная приняла, судя по всему, именно в 1822 году, за 12 лет до кончины.

Флоровский монастырь запомнил её такой: «Елена отличалась здесь добротою и примерною жизнью. Своими двадцатилетними трудами, любовью к ближнему и милосердием, она приобрела приверженность и уважение многих монастырских сестриц». Отошла ко Господу она в 78 лет.

Вскоре после её погребения могила стала привлекать паломников. Над гробовой плитой появилась часовня. У старицы были почитатели во всех поколениях, как есть они и в нашем.

+++

Прославление св. Елены состоялось 6 октября 2009 года, через 175 лет после её кончины. В день прославления Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир в главном храме древней Вознесенской Флоровской женской обители совершил Божественную литургию, после которой состоялся чин прославления в лике местночтимых святых инокини Елены (Бехтеевой).

Церковный журналист Сергей Герук передаёт рассказ очевидца, принимавшего участие в обретении мощей. По обычаю подобную работу исполняют в тайне, отслужив панихиду, никого из сторонних не оповещая. Поднятие мощей происходило за два месяца до прославления - в ночь с воскресенья 17 августа. «В полночь начали раскопки. Копали долго и осторожно. Открыли склеп, в котором... останков не оказалось. Отец Виктор с братией в отчаянии хотел уж опустить руки - не благословил Господь найти мощи. Неужели наша вера будет посрамлена?! - говорил он сам себе. Но вот лопата натолкнулась на стенку из желтого кирпича. Это был другой склеп! Когда вынули первый кирпич, к удивлению всех присутствующих, оттуда выпорхнула белая бабочка и долго летала над раскрытой могилой. Мощи были обретены!.. «Благодать была неописуемая!» - рассказывала монахиня Флора. Сестры пели «Святый Боже!», а потом непроизвольно запели Пасхальный канон».

А за стенами монастыря спал Киев. Имеет ли какое значение для вечности, что в ту пору коренная Русь была под властью некоего «оранжевого» Ющенко? Так и хочется сказать, что для святой Руси гораздо более важным событием был полёт белой бабочки, взлетевшей средь ночи в монастыре Бог весть откуда...

Она всю жизнь хранила память о святителе Тихоне Задонском.

Так и родственник её в другом поколении поэт Сергей Бехтеев, соприкоснувшись в юности, лицеистом, с жизнью семьи Николая II, всю жизнь хранил об этом память как о величайшей ценности, видя в семье Государя идеал исконной Святой Руси.

В начале этих заметок мы привели пару строк из его шедевра. Целиком произведение Сергея Бехтеева выглядит так:

Верую!

В годины кровавые смут и невзгод,
Я верю в Россию! - я верю в народ!
Я верю, что в блеске воскресных лучей
Заблещут кресты златоглавых церквей
И звон колокольный, как Божьи уста,
Вновь будет сзывать нас в обитель Христа.
Я верю - из крови, из слез и огня
Мы встанем, былое безумье кляня,
И Русью Святой будет править, как встарь,
Помазанник Божий - исконный наш Царь.

+++

Киев в своей метафизике наполнен священной историей и русскими преданиями. Наши предки называют Киев матерью городов русских. Города-дети теперь стоят в неоглядном евразийском пространстве между трёх океанов, смотрят на свою мать, ждущую помощи. Киев - это наши святые, уберегающие нас в вихрях налетающего беспамятства, удерживающие Русь в нерасторжимом духовном пространстве.

Источник: Столетие.Ru