Святых Петра и Павла лишили голоса
Фото: Stephane Mahe / Reuters
В главной церкви французского города Нанта, готическом соборе святых Петра и Павла вчера утром произошел пожар. Здание спасли, но потерь избежать не удалось. Погиб орган XVII века, витражи XVI века и картина XIX века работы Ипполита Фландрена. Пока архитекторы и реставраторы подсчитывают ущерб, следователи пытаются понять, был ли пожар случайным, или намеренным. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Пожар в соборе святых Петра и Павла в Нанте был замечен 18 июля в 7:30 утра по местному времени (6:30 по мск), через 15 минут прибыли пожарные. Портал собора выходит на маленькую полукруглую площадь святого Петра, окруженную зданиями XIX века. Раньше всех во Франции просыпаются булочники, они и подняли тревогу. Через несколько минут в сети появились первые видео, на которых языки пламени выбивались сквозь огромный витраж на фасаде. Казалось, что пламя поднимается до самого свода, еще более высокого, чем в Нотр-Даме, и что собор, строившийся с 1434 по 1891 год, обречен.
Первые пожарные расчеты, взломавшие двери и вошедшие в храм, обнаружили однако, что локальный очаг находится на высоте второго яруса как раз перед витражом. Тушением пожара командовал генерал-инспектор Ролан Ферлей. Он мобилизовал все находящиеся в городе части — 104 человека с телескопическими вышками и лестницами. Через два часа стало ясно, что огонь будет погашен, а конструкции не пострадали, и генерал поспешил успокоить горожан, сказав что «нам не грозит сценарий Нотр-Дам-де-Пари». Он напомнил о том, что в ХХ веке Нантскому собору доставалось дважды — сначала в 1944 году, когда в него попала бомба во время воздушного рейда союзников, а потом в 1972-м, когда рабочий-кровельщик не выключил паяльную лампу и весь верх собора выгорел дотла, точно так же, как это случилось год тому назад с парижским памятником.
На сей раз огонь не пропустили в наос и боковые нефы, заперев в нартексе. Но именно здесь на хорах находился орган, одно из сокровищ собора святых Петра и Павла.
Его построил в 1620 году органный мастер Жак Жирарде, и с тех пор 34 органиста сменились за его пультом. Один из них Дени Жубер спас инструмент от революционеров, исполнив на нем вместо духовной музыки «Марсельезу». Орган уничтожен полностью, на полу собора остались только обугленные остатки инструмента, четыре века сопровождавшего богослужения.
Погибли и находившиеся за ним витражи центральной готической розы. Стекла XVI века в свинцовых переплетах не выдержали огня. Восстановить их не удастся. Это тем более обидно, что в соборе давно заменили большую часть витражей — после взрыва 25 мая 1800 года порохового склада в соседнем замке герцогов Бретонских, после бомбежек и, наконец, после предыдущего пожара. Сгорела одна из украшавших церковь картин — работа Ипполита Фландрена (1809–1864) «Святой Клар, епископ Нантский, исцеляет слепых». Копия этой картины, сделанная братом художника Полем, находится в Лувре, но оригинал, написанный в Риме в 1835–1836 годах специально для собора, отныне утрачен.
«Мы приложим все усилия, чтобы определить причины пожара»,— пообещала мэр Нанта Жоанна Роллан. В Нант в тот же день приехали премьер-министр Жан Кастекс, министр внутренних дел Жеральд Дарманен и министр культуры Розлин Башло. В середине дня прокурор Нанта Пьер Сенне объявил о том, что начато следствие, которое должно определить виновных.
Одна из версий — умышленный поджог — основывается на том, что пожарные обнаружили три изолированных очага пламени: первый возле органа, два других — на хорах боковых нефов. Тут же возбудились крайне правые политики, которые стали намекать, что за пожаром стоят неназванные враги народа и католической церкви.
Лидер партии «Вставай, Франция» Николя Дюпон-Эньян уже заявил в прямом эфире, что пора покончить с «политикой страуса» и задуматься, кому выгоден огонь в Нанте.
Однако тот же прокурор отметил, что следствие не нашло следов проникновения в церковь, все двери ночью были закрыты. А на фотографиях места пожара, появившихся в сети, виден выгоревший дотла трансформаторный ящик, стоявший как раз под картиной Фландрена. Вполне возможно, что резкий хлопок, который услышали утром жители, это взрыв трансформатора, а три очага возгорания — три места короткого замыкания. Что, впрочем, не означает, что и в этом случае не надо искать виновных.
Вчера вечером полиция задержала 39-летнего мужчину, иммигранта без документов, который на добровольной основе работал при церкви и имел ключи от входных дверей. Именно он закрывал накануне собор. Прокурор города подчеркнул BFM, что «речь идет о проверке и пока ничего не позволяет утверждать, что он причастен к пожару».
Алексей Тарханов
19 июля 2020 г.
Источник: "Коммерсантъ"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии