Святые, святые. Протоиерей Андрей Ткачёв
Онуфрий Великий шестьдесят три года прожил в пустыне. Прожил, как птица, не распахивая землю, не сея, не собирая в житницы. Исполнил Евангельские повеления буквально. Даже если бы он один был такой, и тогда нельзя сказать, что слово Божие приятно слушать, но невозможно выполнить. Заблуждаешься ты, Лев Николаевич.
Онуфрий был гол, как Адам, и молился, как Ангел. А мы? Что мы? У нас всё иначе. Попробуйте раздеться и в голом виде прочитать хотя бы вечернее правило. Стыдно станет. Получится какая-то мелкая гадость и нелепость. То-то и оно.
А Онуфрия Бог одел по всему телу мягким, как пух, волосом. И пальма, росшая возле его жилища, двенадцать раз в году отягчалась плодами, как те деревья в грядущем Царстве, о которых сказано в Откровении (см. Откр. 22, 2).
Не могу не склониться перед памятью этого человека. Хожу одетый и «собираю в житницы» (см. Мф. 6, 26), но радуюсь о том, что я с Онуфрием в одной Церкви.
Иоанн Кронштадский жил в миру, а служил так, будто только что спустился с неба. Вся жизнь – словно столб огня, рвущийся к Богу. Священников на Руси было и есть множество, а Иоанн один. Пастырство оправдал, священство возвысил, перед всеми открыл зарытое сокровище. Сказку о попе и балде можно было написать только до Иоанна. Теперь нельзя. Лучшее покрыло худшее. Один Иоанн с Чашей в руках заслонил собой толпы ленивцев и фольклорно осмеянных персонажей. Ухватимся за его руку. Глядишь, оправдаемся.
Лука удивителен. Если заболею тяжко, хотел бы у него лечиться. Йодом крест на больном месте начертит, склонится к уху, скажет: «Молитесь Богу». И сам молиться станет. Затем, не прекращая молитвы, возьмёт скальпель, сделает надрез, начнёт операцию. Всё чётко, без суеты, строго и милостиво. А уста под врачебной маской шепчут: «Господи, помоги. Ты – доктор, я – твоё орудие».
И поднимаются, поднимаются с постели неисцелимые прежде больные. Морг ждал и не дождался. Скажет: «Благодарите Христа. Это Его милость». А вечером на службу. Читать молитвы, предстоять Богу и, обратившись к людям, говорить слово Истины. И за Луку благодарю Тебя, Господи.
Ксения. Тёплое солнышко над холодной землёй. Странница – Ксения. Любила мужа и умерла для обычной жизни после его смерти. Молилась за любимого, просила, умоляла спасти, утешить, упокоить его душу. Потом всех полюбила и за всех молитвы стала приносить.
Походите полдня по кладбищу, почитайте псалмы у незнакомых могил. Поспите ночь на лавке. Ксения вот так сорок с лишним лет прожила. Тысячам помогла, многие сотни вымолила.
Ох, святые, святые! Всё у вас болело, как у всех людей. Болели натруженные руки, болело милующее сердце. Вы победили. Дайте теперь у вашего огонька погреться. Дайте насмотреться на вас. Осанка у всех не гордая, взгляд прямой, одновременно и скорбный, и радостный. Каждый в отдельности красивее всех. К каждому на руки хочется забраться котёнком и урчать довольно в безопасности.
От Иоанн Русский, плен, побои и унижение претерпевший. Вот Матрона, глазами слепая, а сердцем зрячая. Вот Георгий, стройный, сильный и красивый, на бесов ужас наводящий. А вот и он, самый любимый, всех других добрейший, но могущий и пощёчину отвесить, – Угодник, Чудотворец Николай.
А где тот, который прославил Бога тем, чем грешит стар и млад, – языком? Вот он, Златоустый Иоанн, измученный земной жизнью и радостный в Господе.
А где тот, кто совместил в своей жизни все мыслимые монашеские подвиги: и столпничество, и затвор, и старчество? Где преподобный Серафим? Вот он, радование наше. Вот он, тихий и светлый, ростом маленький и духом великий. Вот он, любимец Божией Матери.
Где Варвара, где «невеста Христова прекрасная»? Где она, познавшая Бога через наблюдение за прекрасным миром? Где она, за Сладчайшего Жениха своего истерзанная и изувеченная немилосердно? Вот и она, рядом с Екатериной. Обе статные, красивые не по земному. Глянешь и опустишь глаза.
Я ведь тоже крещён. А раз крещён, то значит, прописан в Небесном Иерусалиме. Господь неба и земли мне, как и многим, определил в оном месте свой уголок, свою «жилплощадь», прописал меня в вечности. Попасть бы в место это!
Боже, пощади, Боже, не наказывай. Боже, не вспоминай грехов моих. Я, как Кукша, говорю: «Хоть с краёчку, но в раёчку». Только бы видеть и слышать вас всех, Аллилуйя Богу поющих.
Только бы. Если бы. Хоть чуть-чуть бы.
Подражайте мне, как я Христу (1Кор. 4, 16), – сказал Павел. Кстати, где он? Где эти уста Христовы? Где этот пламенный в ревности богоносец? Вот он, чаша полная благодати. Целую твои стопы.
Буду подражать и тебе, и всем, похожим на тебя. Не буду обезьяной. Буду учеником.
Во многом не успею, многое не получится. Но буду дёргаться и стараться, буду усиливаться и стремиться, как безногий пловец на Параолимпийских играх. Есть и для таких атлетов награда.
Пусть склеятся протестантствующие уста. Бога вы, святые, мне не заслоните. Только лишний раз укажите и жизнью, и молитвенным положением рук на Святых Святейшее Слово. И укажите, и помолитесь. Даже если бы не молились, любил бы вас всё равно.
Грешно таких, как вы, не любить.
Письмо к Богу, Данилов монастырь, Даниловский благовестник, М., 2010.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии