Святые равноапостольные император Константин и императрица Елена. Е. Белякова, А. Королёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святые равноапостольные Константин и Елена

Фрагмент статьи из 18-го тома "Православной энциклопедии", С. 293-297

По всей видимости, Елена происходила из г. Дрепан в Вифинии, переименованного впоследствии в Еленополь (Euseb. Vita Const. IV 61). Она была незнатного происхождения (Eutrop. Breviar. X 2. 1). Свт. Амвросий Медиоланский называет Елену stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 42). Ок. 270 г. Елена становится супругой (конкубиной) будущего императора Констанция I Хлора. Относительно даты рождения ее единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашенный императором, приблизил Елену ко двору. В 324 (или ок. 325) г. она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим» (Euseb.Vita Const. III 47). Монеты с ее изображением чеканились до весны 329 г.

Время крещения Елены неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном (Ibidem).

8 римских надписей (CIL. Т. 6. N 1134, 1136; Т. 8. N 1633; Т. 9. N 2446; Т. 10. N 517, 678, 1483, 1484), а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Елены в Риме (Лаврентское поместье), о ее постройках на Лабиканской дороге, где с ее именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Св. Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружен и мавзолей Елены.

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» (Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах римских императоров // Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153).

Кликните для увеличения картинки
Равноапостольные Константин и Елена. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея)

В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Елена находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Елены связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Елены сообщают Евсевий (Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть императора Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии иерусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского.

Поздние источники приписывают Елене сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Еленой на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене / Изд., пер.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253-262).

Еленой было предпринято строительство не только храмов, но и больниц. Она раздавала милостыню бедным, освобождала заключенных и выкупала должников (Euseb. Vita Const. III 44). «Она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» (Socr. Schol. Hist. eccl. I 17).

По кипрскому преданию, на обратном пути из Иерусалима Елена остановилась на Кипре, где в основанном ею монастыре Ставровуни оставила Крест благоразумного разбойника, частицу Честного Креста и гвоздь из него. Ей же приписывается построение храмов в селениях Пано-Лефкара и Тохни, среди реликвий к-рых также были частицы Честного Креста. Считается, что по ее приказу на Кипр были привезены из Александрии кошки, избавившие остров от змей. На п-ове Акротири был основан монастырь св. Николая Кошачьего (τῶν ϒατῶν), насельники которого в память об этом событии содержали значительное количество кошек. Пребывавший с 80-х гг. XVI в. в запустении мон-рь возрожден в 1983 г. как женский, и в нем возобновлена древняя традиция содержания и кормления кошек.

Кликните для увеличения картинки

Реликварий с честной главой равноап. Елены в крипте кафедрального собора св. Петра в Трире

Из «Церковной истории» Филосторгия известно об особом почитании Еленой мч. Лукиана Антиохийского (Philost. Hist. eccl. II 12-13). На основании того, что мч. Лукиан был учителем Евсевия, еп. Никомидийского, некоторые ученые (Г. Чедвик, Ж. Бидез) предполагают, что Елена сочувствовала арианам.

Елена скончалась в Никомидии в возрасте 80 лет. Точное время ее смерти неизвестно: традиционно указывается 327 или 328 г. В настоящее время историки отдают предпочтение дате ок. 330 г. Ее тело было перенесено имп. Константином в «царственный город» (Euseb. Vita Const. III 47), под которым одни исследователи понимают Рим, а другие - Константинополь. По свидетельству Никифора Каллиста Ксанфопула, тело Елены из Палестины было перенесено сначала в Рим, а потом, через 2 года, в Константинополь (Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 31 // PG. 146. Col. 117-120). В Константинополе существовало предание о захоронении Елены вместе с имп. Константином в храме свв. Апостолов. Однако наиболее достоверно, что Елена была погребена имп. Константином в Риме, в мавзолее на Лабиканской дороге, построенном в 20-х гг. IV в. при базилике святых Маркеллина и Петра. Ее останки покоились в порфировом саркофаге, возможно первоначально предназначенном для Константина. Папа Иннокентий II (1130-1143) велел перенести мощи Елены из мавзолея в церковь Санта-Мария ин Арачели. Анастасий IV (1153-1154) доставил в Латеранскую базилику порфировый саркофаг Елены, в котором впоследствии сам был погребен (в наст. время саркофаг находится в музее Пио-Клементино, Ватикан), и мощи Елены хранятся в порфировой гробнице под сенью-ротондой слева от главного алтаря церкви Санта-Мария ин Арачели.

В IX в. франк. мон. Теотгиз вскрыл саркофаг Елены и увез ее мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиеп. Гинкмара мощи Елены после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне деп. Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. (Sigebertus Gemblacensis. Chronica // MGH. SS. T. 6. P. 339). От мощей происходили многочисленные чудеса. Мон. Альтман из Овиллера составил Житие Елены (ActaSS. Aug. T. 3. P. 580-599) и Сказание о перенесении ее мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана.

Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789-1799) было закрыто, но мощи Елены удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Св. Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской церкви святых Луппа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в наст. время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Елены.

Честная глава Елены хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, имп. Свящ. Римской империи и королём Чехии.

Кроме того, в настоящее время частицы мощей Елены находятся в Киккском монастыре (Кипр), в афонских монастырях Ксенофонт и вмч. Пантелеимона, в монастырях Агия-Лавра (близ Калавриты), ап. Иоанна Богослова Ипсилу (о-в Лесбос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в церквах Константина и Елены в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) и др. (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190).

Все Жития, посвященные равноапостольным Константину и Елене (BHG, N 361x-369k; BHL, N 3772-3790), являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени. Многие сведения носят легендарный характер. Например, жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Елена, считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18-19 // MGH. SS. T. 8. P. 151-153), Елена послала в Треверы проповедника христ. веры - Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в которой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях...» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Елены в кафедральный собор св. Петра. По приказу Елены была сооружена также крестообразная церковь Св. Креста, а ее племянница Матильда построила монастырь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте римского дворцового комплекса, который археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii // Ibid. P. 211-212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, которая считалась главной святыней Трира.

Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Елена была иудейкой. Эту точку зрения разделяет Й. Фогт (Vogt. 1977. P. 148).

 

Кликните для увеличения картинки

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI - нач. XII в.

В VIII-IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в которой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Елена представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства (Cynewulf. Elene / Ed. P. O. E. Gradon. L., 1958). В средневек. валлийской традиции существовало предание о Елене, супруге узурпатора Магна Максима (383-388), которое отражено в мабиноги «Сон Максена Вледига» (средневалл. Breuddwyd Macsen Wledig, XI-XIII вв.). Согласно мабиноги, Елена была дочерью бриттского правителя из Сегонтия (близ совр. Карнарвона, Уэльс). Вероятно, произошло смешение преданий о Еленах. Об этом косвенно свидетельствует «История королей Британии» Гальфрида Монмутского (составлена в 30-х гг. XII в.), в которой рассказывается о Елене, дочери Коэла, бриттского правителя Кайрколуна (Колчестера), ставшей супругой «сенатора» Констанция Хлора, резиденция которого находилась в Эбораке (ныне Йорк). Согласно Гальфриду, 3 дяди Елены сопровождали Константина во время похода против Максенция и были возведены им в сенаторское достоинство (Гальфрид Монмутский. История бриттов; Жизнь Мерлина / Изд. подгот.: А. С. Бобович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров. М., 1984. С. 52-53). Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле был посвящен св. Елене, однако неясно, какой именно - Елене или легендарной супруге Магна Максима. В ранних англ. церковных календарях до XV в. имя Елена отсутствует, рассказ о ней включен в «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва (1450) и в бретонский Дольский календарь (XV в.). В Англии Елене посвящено 135 церквей (Farmer D. H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxf.; N. Y., 19872. P. 202). Святая упоминается под 18 авг. в ирл. Мартирологе Гормана XII в. (Félire Húi Gormáin: Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 158-159).

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 3 мая указано обретение Еленой Креста Господня. В ряде рукописей Мартиролога под 18 авг. отмечена память «в Риме, на Виа Лавикана, св. Елены, матери Константина» (MartHieron. Comment. P. 227, 448-450). После перенесения мощей в Овиллер почитание Елены распространилось на франкских землях. В Мартирологе Узуарда память Елены указана под тем же числом и в аналогичной формулировке, что и в Мартирологе блж. Иеронима (MartUsuard // PL. 124. Col. 373). В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Е. отмечена под 18 авг., под 8 февр. указано «погребение св. царицы Елены» (Appendix ad S. Adonis Martyrologium // PL. 123. Col. 421, 429). В XVI в. память святой была внесена кардиналом Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 345-346).

В Византии почитание Елены получило значительное распространение в правление имп. Константина VI и имп. Ирины (780-797). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у юж. славян культ Елены был неразрывно связан с почитанием равноап. Константина. Древнерусские книжники проводили параллели между Еленой и княгиней равноап. Ольгой, получившей в крещении имя этой святой.

Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 548-654; Holthausen F. Zur Quelle von Cynewulfs Elene // Zschr. f. deutsche Philologie. Halle, 1905. Bd. 37. S. 1-19; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. T. 3. P. 255-260; Couzard R. Sainte Hélène d'après l'histoire et la tradition. P., 1911; Maurice J. Sainte Hélène. P., 1930; Deichmann F. W., Tschira A. Das Mausoleum der Kaiserin Helena und die Basilika der Hl. Marcellinus und Petrus an der Via Labicana // Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. B., 1957. Bd. 72. S. 44-110; Lauer H. H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967. S. 38-44; Vogt J. Helena Augusta, the Cross and the Jews: Some Enquiries about the Mother of Constantine the Great // Classical Folia. Worcester (Mass.), 1977. T. 31. P. 135-151; Bosch P., van den. S. Helena, nobilissima femina // Clairlieu. 1980. Vol. 38. P. 71-88; Sigal P. Les miracles de Ste. Hélène à l'abbaye d'Hautvillers au Moyen Age et à l'époque moderne // Assistance et assistés jusqu'à 1610: Actes du 97e Congr. nat. des sociétés savantes. P., 1979. P. 499-513; Wankenne A. Constantin et Hélène à Trèves // Les Études classiques. Namur, 1984. T. 52. N 4. P. 313-316; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of her Finding of the True Cross. Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A.Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995.