Святые образы на товарах: новое иконоборчество?
Кнутов А. В., свящ., Немыченков В.И. Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания / свящ. А. В. Кнутов, В. И. Немыченков. — СПб.: Алетейя, 2024. — 372 с.: ил.
В начале октября текущего года в издательстве «Алетейя» вышла в свет новая книга авторов портала «Богослов.RU»: кандидата богословия, настоятеля храма Рождества Богородицы села Колодозеро Пудожского района Республики Карелия священника Алексия Кнутова и религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция», члена Межвузовского иконописного совета Владимира Ивановича Немыченкова. Публикуем обзор этой книги.
Предисловие
Авторы пишут, что иконы (священные изображения) в наглядной, образной форме выражают православное вероучение и тем самым несут в мир весть о Христе. Поэтому иконы имеют огромное миссионерское значение. Однако бытование священных изображений в публичном (внелитургическом) пространстве порождает и проблему защиты их от злонамеренного или невольного поругания.
Современное иконоборчество выражается не только в кощунственных художественных выставках и перфомансах, сопровождающихся осквернением икон, но и в виде нерегламентированного использования христианских священных изображений в коммерческих целях: на товарах обыденного употребления, на упаковке, в издательской продукции, в рекламе и т. п. Все это ведет к профанации священного, к исчезновению благоговения перед святыней. Для Православной Церкви опасность заключается в поглощении иконописи гламуром. Православный гламур — это еще и попытка монетизировать православие. Противопоставить этому можно только восстановление норм благочестивого обращения со священными изображениями, прежде всего в самой православной среде. Ради этого и написана книга.
На протяжении целого ряда лет (начиная с 2013 г. и ранее) публикации авторов по теме данного исследования в печати и на православных интернет-ресурсах неизменно вызывали широкий отклик читателей в комментариях к статьям. Книга представляет собой итог многолетней работы авторов, их участия в профильных научно-богословских конференциях, на которых обсуждались актуальные проблемы современного церковного искусства, включая и новые формы иконоборчества в виде профанации священных изображений. В ходе обсуждения на конференциях и в публикациях были апробированы богословские обоснования и предлагаемые авторами пути решения проблемы. Представляется, что тема неоиконоборчества в формате книги, в которой проанализированы все важнейшие аспекты проблемы, предлагается вниманию читающей публики впервые.
Книга адресована самому широкому кругу читателей, в первую очередь священнослужителям и мирянам Русской Православной Церкви. Среди ее адресатов также предприниматели, производящие «товары для православных», издатели печатной продукции, работники торговли, особенно церковных магазинов и лавок, которые предлагают покупателям товары со священными изображениями и предметы религиозного почитания, и все, кому дороги иконы и православная традиция их благоговейного почитания.
Книга имеет научный справочный аппарат: весь излагаемый материал снабжен ссылками на конкретные источники. Издание иллюстрировано черно-белыми фотографиями в тексте и цветными на вклейке (16 полос).
Книга состоит из предисловия, шести глав и заключения основной части, а также шести приложений.
Содержание основной части
В главе 1 «Священное и мирское» описывается проблемное поле исследования, излагается догмат иконопочитания, даются определения таким базовым понятиям предпринятого исследования, как «священное» и «профанное», описываются место и роль священных изображений в Православной Церкви. Проводится мысль, что священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского — профанного. Дореволюционное российское законодательство, основываясь на догмате Седьмого Вселенского собора, разделение священного и обыденного выразило запретом делать и продавать какие-либо обыкновенные вещи со священными изображениями. В современной России сложилась иная ситуация.
В главе 2 «Гражданские законы и церковные каноны в защиту священного» дается характеристика современному и дореволюционному российскому законодательству в части защиты священного (преступлений против религии вообще и священных изображений в частности). В четырех разделах главы рассмотрены действующие российские законы по защите светского сакрального, или гражданских святынь (государственные герб, гимн и флаг, воинские мемориалы и т. п.); законы Российской империи, в том числе церковное право; современное российское законодательство о преступлениях против религии и современное церковное право о священных изображениях.
В главе 3 в шести разделах (3.1–3.6) рассмотрена современная реакция Церкви и православной общественности в России на профанацию священного: факты неправомерного использования священных изображений в качестве оформления «товаров для православных»; дискуссии в СМИ в разные годы по отдельным аспектам проблемы; практика тиражирования икон техническими средствами (дореволюционная и современная проблематика); обращение в 2014 г. православной общественности к священноначалию Русской Православной Церкви с предложением разработать общецерковный документ по регламентации обращения священных изображений во внелитургическом пространстве (обязательный для исполнения церковными структурами) и включение такой темы в работу профильной комиссии Межсоборного присутствия в 2015 г.
В общем резюме главы формулируются, в частности, следующие выводы: 1) участники церковно-общественных дискуссий считают, что использование священных изображений на обыденных предметах в большинстве случаев является неприемлемым для православного благочестия; 2) отношение к техническим копиям священных изображений (в том числе к печатным иконам) исторически менялось в Русской Церкви (в XVII в. они были запрещены для употребления в храмах и частных домах, но к XVIII в. западные религиозные гравюры повсеместно распространились в России) и до сих пор различно у разных авторов (от полного неприятия до допустимости в целях православной миссии); 3) с 2015 по 2024 г. комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви не опубликовала порученный ей для разработки проект документа о регулировании обращения священных изображений в нелитургическом пространстве, а в новый план работы комиссии, опубликованный весной 2024 г., названная тема не вошла. Таким образом, в настоящее время подготовка общецерковного документа отложена на неопределенный срок; 4) тем не менее большинство экспертов и православных верующих считают, что навести порядок в использовании священных изображений в публичном пространстве невозможно без принятия священноначалием специальных регламентирующих документов, обязательных для церковных структур (монастырей, приходов, церковных магазинов, предприятий, издательств и т. п.). Принятые в Церкви правила благочестивого использования священных изображений послужат образцом для «внешних», а также станут основанием для признания иного обращения с такими изображениями кощунственными действиями, оскорбляющими чувства верующих и потому подлежащими наказанию в соответствии с действующим законодательством России.
В главе 4 приводятся богословские основания для предлагаемых в следующей главе рекомендаций авторов по благочестивому обращению со священными изображениями. Дискуссия в православных СМИ и в богословских публикациях показывает, что для части простых верующих, а также специалистов (иконоведов, иконописцев, философов, богословов) оправданием для использования священных изображений на обыденных предметах служат два утверждения: а) икона, не освященная по чину Требника, и б) любая техническая копия (репродукция) иконы не являются полноценными моленными святыми образами, т. е. указанные иконы имеют профанный, а не сакральный статус.
В связи с этим в разделе 4.1 тезисно (на основе ранее опубликованных авторами статей по богословию святых отцов-иконопочитателей) приводятся основные положения святоотеческого богословия иконы, в соответствии с которыми икона имеет сакральный статус (свята) в силу внешнего подобия изображенного и изображаемого, тождества имени и святой ипостаси — Иисуса Христа, Богородицы или святых подвижников. В соответствии с догматом иконопочитания и учением святых отцов как честь, так и бесчестие образа переходят на первообраз.
В разделе 4.2 в историческом и догматическом плане подробно исследован сакральный статус рукописных икон (и иных рукотворных священных изображений), не освященных по чину Требника. Описаны истоки и историческая полемика о чине освящения: учение отцов Седьмого Вселенского собора, русская практика XVII в., взгляды прп. Никодима Святогорца в греческой Кормчей «Пидалионе»; аргументы дореволюционных богословов С. В. Троицкого и прот. С. Булгакова (4.2.1). Проанализирован чин благословения и освящения икон в Требнике (4.2.2). Показано, что причиной возникновения чина освящения стала ущербность богословия инославных христиан (монофизитство, римо-католицизм) (4.2.3), от которых чин был заимствован в греческие, Русскую и иные Поместные Церкви. Проанализированы взгляды некоторых современных авторов: как противников освящения (иконописцы архимандрит Зинон (Теодор), прот. Николай Чернышев, прот. Николай Озолин), так и его защитников (иконовед В. Лепахин) (4.2.4). Приводится компромиссное суждение митр. Ростовского и Новочеркасского Меркурия, согласно которому в чине освящения иконе не сообщается благодать, а потому его «можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы» (4.2.5). В заключении раздела авторы обобщают сказанное и делают ряд предложений по исправлению бытующих еще богословских заблуждений о чине освящения икон (4.2.6).
В разделе 4.3 подробно обосновывается сакральный статус репродукций священных изображений (икон, фресок, мозаик и т. п.), что наиболее важно для принципиальной позиции авторов — недопустимости профанного использования любых технических копий священных изображений так же, как и рукописных икон.
В начале раздела приводятся аргументы сторонников профанного статуса репродукций (4.3.1), а затем последовательно дается их опровержение. Для этого анализируется учение отцов-иконопочитателей о первостепенной важности подобия образа первообразу, объяснение ими умножения неидентичных друг другу образов (икон) одного прототипа не талантом художника, а несовершенством человека (иконописца). Показывается, что соработничество (в идеале) иконописца со Св. Духом, в результате чего создается уникальный образ (непохожий на другие, что противники репродукций считают условием святости образа), придает иконе не сакральность, а только убедительное подобие первообразу и красоту. Согласно учению святых отцов, почитательное поклонение воздается не иконе как сакральному предмету (святыне в собственном смысле), а изображенному на ней образу святого первообраза, т. е. святой ипостаси (4.3.2).
Поскольку в древности техническими копиями священных изображений были только оттиски соответствующих печатей и монеты со святыми образами, эта проблематика рассмотрена на примере сакральной нумизматики и сфрагистики Византии (4.3.3). Общецерковное почитательное поклонение чудотворным репродукциям икон показано на примере Локотской иконы Божией Матери «Умиление» (4.3.4). Тем самым снимается последний, «экклезиологический» аргумент противников святости репродуцированных святых образов.
В разделе 4.4 приводится краткое резюме по суждениям святых отцов-иконопочитателей о бесчестии святых икон (полные цитаты приводятся во флорилегии в Приложении 1). По учению святых отцов и положительное, и отрицательное отношение к образу переходит на первообраз. Поэтому как бесчестие икон, гонения на них, отвержение иконопочитания, так и исповедание его относится к изображенным на иконах Христу, Богородице и святым. Бесчестие имени также переходит на именуемого. Важным является указание святых отцов на греховность уничтожения или бесчестия священного текста (написанного на материале), а также на греховность по видимости нейтрального отношения к священным изображениям (без их бесчестия), поскольку отказ от поклонения образу (видимого знака его почитания) по факту является непочитанием образа, а потому является ересью иконоборчества.
Ввиду отсутствия на настоящий момент обязывающего общецерковного документа в главе 5 авторы, в качестве временной меры, предлагают свой набор рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями во внелитургическом пространстве. Цель рекомендаций — сформулировать норму иконопочитания в современном обществе на основании Священного Предания, канонов Православной Церкви и святоотеческого наследия. При этом авторы не посягают на прерогативу священноначалия и уполномоченных им органов в части актуализации и формулирования самих церковных канонов (правил), относящихся к современному иконопочитанию и обязательных для исполнения всеми членами Церкви.
Эта объемная глава для удобства разбита на четыре раздела, в соответствии с группами описываемых предметов: 1) обыденные предметы; 2) богослужебные предметы; 3) пищевые продукты, тексты, «православные обереги» и др.; 4) государственная и медицинская символика, современные российские денежные знаки, а также утилизация предметов со священными изображениями.
В разделах 5.1, 5.3, 5.4 рекомендации сформулированы на основе нормы иконопочитания, выведенной из его догмата (благочестивое предназначение священного изображения и достойные условия его использования). В разделе 5.2 на основе церковного предания дается экспертная оценка сложившейся литургической практики служения на печатных антиминсах и плащанице с образами Спасителя; украшения священными изображениями облачения престола, жертвенника и аналоев; использования лицевого шитья на богослужебных облачениях духовенства и святых образов на артосе, просфорах и храмовых подсвечниках. По большинству тем приводится исторический анализ и формулируются предложения по приведению современной практики в соответствие с Типиконом и церковной традицией разумного и умеренного использования священных изображений[1]. Здесь же сформулированы принципы торговли продукцией, представляющей собой предметы религиозного почитания.
В главе 6 в трех разделах предлагаются меры по противодействию профанации священного. В разделе 6.1 предлагаются «рыночные меры» борьбы, а именно: добровольный отказ православных верующих от приобретения предметов, не соответствующих норме иконопочитания.
Раздел 6.2 содержит выводы и предложения, приведенного в Приложении 5 подробного исследования по церковной десятине как альтернативному торговле источнику финансирования православного прихода. По мысли авторов, даже в ограниченной форме десятина позволит снизить зависимость приходов от торговли как источника финансирования, что в свою очередь даст возможность более тщательно выбирать товары для реализации в церковных лавках и магазинах, избегая сомнительных с позиций благочестия предметов.
В разделе 6.3 констатируется, что к настоящему времени работа по подготовке общецерковного документа, регламентирующего использование священных изображений, которая велась в профильной комиссии Межсоборного присутствия в 2015–2024 гг., приостановлена. Ввиду сложности проблемы и отсутствия в существующей комиссии специалистов по церковному искусству авторы предлагают сформировать новую Комиссию по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры, а ныне существующую Комиссию по вопросам богослужения и церковного искусства преобразовать в Комиссию по вопросам богослужения, приведя в соответствие с кругом реально решаемых ею задач. Проблемное поле, цели и задачи вновь создаваемой комиссии, примерный перечень тем для рассмотрения приводятся в Приложении 4.
В Заключении авторы призывают исправить те обычаи в современной церковной практике, которые являются уклонением или противоречат церковному преданию. Авторы также напоминают о высокой цене догмата иконопочитания, который оплачен кровью мучеников и исповедников в период борьбы против древних иконоборцев. Современные верующие призываются к воспитанию у себя православного благочестия для деятельного сопротивления новому иконоборчеству, каковым является неоправданно широкое и нерегламентированное использование священных изображений, ведущее к профанации сакрального. Последнее угрожает церковной жизни обмирщением, что опасно для духовной жизни современных христиан.
Приложения к основной части
В книгу включены шесть шриложений, которые дополняют некоторые главы основной части.
Приложение 1 содержит подборку цитат святых отцов о бесчестии и поругании икон: цитаты из Деяний Седьмого Вселенского собора, высказывания прпп. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, святителей Феодора Абу Курры и патриархов Константинопольских Никифора, Мефодия I и Фотия.
Приложения 2 и 3 иллюстрируют защиту сакрального законами Российской империи. В Приложении 2 приводится глава о священных изображениях из Устава о предупреждении и пресечении преступлений. Приложение 3 содержит фрагменты Устава о цензуре и печати.
В Приложении 4 приводятся предложения авторов по созданию и темам будущей работы Комиссии по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
В Приложении 5 предлагается рассмотреть возможность использования церковной десятины для формирования дополнительного источника финансирования православного прихода.
Приложение 6 содержит принципиально важный, но труднодоступный документ: резолюцию конференции «Христианский образ и сакральное пространство» (Москва, ПСТГУ, 18 апреля 2019 г.). Организаторы конференции: Межвузовский иконописный совет, ПСТГУ, МДАиС и ПГИ «Содействие». Исходя из учения Православной Церкви об образе, участники конференции сформулировали положения о церковном искусстве и творчестве церковных художников.
В документе концентрированно изложены основные положения и определения, а также рекомендации. В рекомендациях, в частности, отмечается, что «в целях восстановления и воспитания у верующих и общества благоговейного отношения к священным изображениям и вообще к святыне необходимо сформулировать и принять разъяснительные и административно-канонические меры по использованию священных изображений вне храма: в издательской деятельности (книги, журналы, газеты, календари и др.), в производстве и торговле предметами православного обихода (декоративно-прикладное искусство, сувенирная продукция и т. п.)» (с. 352).
Последнюю рекомендацию авторы и постарались исполнить в книге в рамках своей компетенции: формулирования частного экспертного мнения.
[1] Примером может служить публикация авторов, являющаяся развитием одной из рассмотренных в книге тем: Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Лицевое шитье на облачениях духовенства и догмат иконопочитания // URL: https://bogoslov.ru/article/6197277.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии