Святые мощи "на гастролях"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Гуманова Ольга

Мощи угодников Божиих путешествуют по городам России — сегодня святитель Спиридон Тримифунтский в Москве, завтра — блаженная Матрона Московская в Курске… Ради чего останки святых тел отправляют в многокилометровые странствия, ведь попросить помощи у подвижника можно в любом месте? Есть ли для "принесения мощей" основания в православной традиции?

О смысле почитания мощей "Правде.Ру" рассказал игумен Серапион (Митько), председатель миссионерского отдела Ярославской епархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

— Отец Серапион, сейчас часто привозят мощи святых в разные города. Бывают даже путешествия мощей по всей стране — мощи св. Матроны Московской возили по разным городам, мощи св. Спиридона Тримифунтского привозили в Россию из Греции. Для чего это делается, было ли такое явление в православной традиции? В чем смысл почитания мощей?

— Почитание мощей в Православной Церкви имеет древние истоки и восходит к почитанию честных останков мучеников за христианскую веру, которые сохранялись в катакомбах и на которых совершалась Литургия. И поныне Божественная Литургия совершается на мощах святых, которые влагаются на престол и в антиминс. Нетленность святых мощей является чудом Божьим, которое свидетельствует о победе жизни над смертью, о преодолении естественного порядка вещей сверхъестественным порядком, который открывается через смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Святые мощи — зримый знак победы Христа над смертью, который проявляется в особом состоянии святых остатков на протяжении очень долгого времени.

Почитание Церковью святых мощей православно, и учение Церкви об этом не нуждается ни в какой коррекции. Однако народная практика отношения к почитанию мощей может рассматриваться так же, как и многие другие распространенные ныне формы благочестия. Например, в прежние времена христиане совершали паломничества к святым мощам. И духовная польза от этого была велика еще и постольку, поскольку люди совершали труд, чтобы прийти и приложиться к этим мощам. Сейчас мы тоже наблюдаем примеры такого отношения. Но часто мощи привозят к человеку поближе, он приходит к этим мощам и так удобнее для человека. Это, конечно, хорошо, что большее количество людей может приложиться к святым мощам, помолиться возле них. Однако такая форма почитания не может быть поставлена рядом с той практикой, когда люди сами совершали длительные паломничества.

К сожалению, среди современных верующих встречается несколько преувеличенное почитание мощей. Мощи — это не главное в Церкви. Когда видишь, что узнав о появлении в каком-то городе чтимых мощей, люди тысячами приходят в храм, причем те люди, которых редко встретишь в храме просто в воскресный день, то ставишь вопрос — а не означает ли это, что для данных людей святые мощи являются большим чудом, чем Воскресение Христово? И приходишь к неутешительному выводу, что многие люди ищут зримого чуда, чуда, которое можно пощупать руками. Того чуда, которое совершенно очевидно и зачастую не требует духовного преображения нашего видения мира. Печально сознавать, что мощи святых почитают больше, чем Господа нашего Иисуса Христа.

Еще более печально видеть, что люди, для которых мощи святых являются большей святыней, чем даже Тело Христово, считают себя истинно православными, а когда напоминают им, что рядом пребывает сам Христос на престоле, большее чудо, чем святые мощи, рассматривают это как проявление модернизма. Хотя настоящими модернистами являются те, которые выдают новые формы благочестия за древние формы христианского почитания мощей. Почитание мощей обосновывается именно Воскресением Христовым. Оно должно присутствовать в иерархии ценностей православного христианина, занимать там важное место, но вместе с тем все должно быть выстроено верно.

Например, один таксист мне говорил — привезли, мол, Матронушку, нам сказали: надо четыре раза прийти. А в другие дни просто так мы в церковь не пойдем. И тут дело не в мощах. Привозят мощи люди, которые делают на том бизнес. Они принимают записки, пожертвования. Они заинтересованы, чтобы пришло наибольшее количество людей. Для этого распространяются, часто прямо и открыто, суеверные представления, например, о том, что к мощам того или иного святого нужно прийти три, четыре или семь раз и каждый раз заказать какой-то молебен.

В этом нет ничего страшного и удивительного, поскольку это было всегда. Мы можем вспомнить злоупотребления, которые имели место в Западной Церкви, торговлю святынями и реликвиями, которая впоследствии привела к Реформации. Вокруг святыни всегда присутствуют всевозможные искушения, всегда присутствуют люди, которые тянутся к святости, но не стремятся эту святость обрести в своей жизни, живут во тьме. Эти люди хотят нажиться на народном благочестии и превращают такое событие в повод для распространения суеверий.

Поразительно, что в некоторых городах есть частицы мощей тех или иных святых. Они находятся, например, в чтимых иконах некоторых храмов. Но мы можем наблюдать такую картину: в город привозят, например, частицу мощей святителя Николая. Народ выстраивается в многотысячные очереди, чтобы приложиться к этой частице. А в соседнем храме, в иконе или в кресте, выставленном для всеобщего поклонения, находится тоже частица мощей того святого. Но народ туда не идет, люди обэтом не знают.

Эти формы массового благочестия часто связаны с элементарным незнанием того, что есть в Церкви. Часто тот ажиотаж не свидетельствует о возрастании духовности, а свидетельствует о том, что общество потребления существует в разных формах. Что есть духовное потребление, когда люди хотят получить некие духовные блага теми же способами, которыми привыкли получать блага материальные. Это знак отношения к святыне в нашем мире.

На Ярославской земле находится множество мощей. Некоторые из них в редких случаях перевозят в другие епархии, остальные обретаются на месте. Люди почитают их, прикладываются, получают исцеления и утешения. Всякий человек, почитающий святые мощи, осознает, что это великая святыня.

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/28-10-2010/1055094-reliqu...