СВЯТОСТЬ. Митрополит Николай Ярушевич

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Николай (Ярушевич)

Какой славой для Православной Церкви является сонм ее святых! Какое их бесчисленное множество!

Сколько тысяч их мы знаем по именам, но еще больше - нескончаемые тысячи - мы по именам и не знаем. Разве мы можем назвать поименно всех тех святых мучеников в числе 20 тысяч, которые были сожжены в Никодимии в праздник Рождества Христова нечестивым царем Максимианом? Языческий царь Максимиан (это был 302 год по Рождестве Христовом) справлял праздник победы, принося жертвы богам. На площади около язычников оказались, может быть из любопытства, и многие христиане. Когда началось кропление народа идоложертвенной кровью, то есть кровью животных, закланных в честь идолов, христиане побежали с этой площади к своему святому храму. Максимиан повелел сжечь и храм со всеми молившимися, и всех, кто находился в ограде и около храма. В этот день, 28 декабря по церковному стилю, мы прославляем этих 20 с лишком тысяч мучеников за Христа, сожженных нечестивым Максимианом. Разве мы можем знать их имена?

Разве нам ведомы имена 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом вскоре после рождения Спасителя мира,- младенцев, еще не вкусивших греха и святыми своими душами прославляющих Господа в Небесном Его Царстве? В рождественские дни мы вспоминаем и эти 14 тысяч мучеников - детей, убиенных за Христа.

Разве известно множество тысяч имен подвижников и пустынников палестинских, египетских, сирийских, которые от IV века христианства сияли своими подвигами в великих обителях этих стран и о которых церковные историки говорят, что каждый, кто обитал в этих святых обителях, достиг святости своими подвигами? Или имена подвижников русских монастырей?

А сколько просто рабов Божиих, живших и не в монастырях и не в пустынях, а в обычных домах, но с Господом в душе, праведная жизнь которых была покрыта покровом их величайшего смирения, которые спаслись для вечной жизни, вошли в Царствие Небесное и остались или, чаще всего, не остались в памяти людей, уйдя, как верные дети своего Божественного Учителя, к Господу и ведомые только Ему Одному!

Их миллионы, прославляемых нами святых Божиих людей. Какой они дают всем нам урок - и святители, и преподобные, и мученики, и просто рабы Божий, которые в тайниках своего сердца спасались верою и добродетельною своею жизнью? Святой апостол Павел отвечает на этот вопрос. Он говорит: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12, 14).

Вот цель нашей жизни, вот завет всех святых Божиих угодников: к святости стремиться, иначе говоря, к спасению своей души, как к этой святости стремились все Божий люди.

Господь не требует от нас, чтобы мы, подобно Его Апостолам, оставили свои семьи, свои дома. Никто нас не истязает и не мучает так, как мучали в первые века святых Христовых мучеников. Но все мы должны жить со Христом и в этой жизни со Христом достигать святости или вечного спасения, стать достойными небесных обителей радости, света и вечного счастья у нашего Небесного Отца.

Ведь что мы обещали Господу Богу в Святом Крещении через своих восприемников, а потом много раз обещали Господу в минуты благодатного покаяния? Мы обещали отречься от диавола, как начальника всех грехов; обещали много раз в течение всей жизни при своем покаянии отказаться от греховной жизни и всеми силами души сохранять в себе чистое сердце.

Мы сочетались со Христом в Святом Таинстве Крещения, а это значит, что мы и душу, и тело, и жизнь, и свободу - всё должны посвятить нашему Господу Иисусу Христу. В этом сила нашего христианского крещения, в этом значение нашего христианского звания, в этом сущность нашей христианской жизни. Если же кто и принял Святое Крещение, но не живет со Христом, о том сказано в слове Божием, что он кажется только живым, но он мертв.

Мы должны жить со Христом. Это что значит? Живет со Христом тот, кто верует в Спасителя; тот, кто верует в Господа как Источник благодати, без которой мы все погибли бы во грехах своих; кто верует в Господа как Судию и Воздаятеля, Который имеет власть или прославить нас или повергнуть в скорбь и плач. Живет со Христом тот, для кого Господь Иисус Христос и свет, и жизнь, и утешение, и радость, и блаженство, и наслаждение, и высочайший пример для подражания. Пусть никто не подумает, что идти за Христом - это значит наносить какой-либо ущерб своим делам земным, домашним или служебным, рабочим. Напротив, кто идет за Христом и принимает Его Пресвятое имя, того Господь благословляет успехом в его трудах, тот освящается в своих трудах благословением Божиим и Господь взирает на него, как на Свое верное дитя. Он благословляет его совершать земные его труды и в то же время никогда не забывает того, что жить со Христом, спасать свою душу - это священнейший долг каждого, кто носит высочайшее звание христианина, кто путем спасения идет к вечной жизни.

Дорогие мои, мы живем со Христом, мы спасаем свои души не только помощью Божией, не только своими слабыми силами, стремясь к святости. Разве святые угодники Божий когда-либо порывали или разрывают связь с нами? Никогда. Они пребывают в Церкви Небесной, мы пребываем в Церкви земной, а Церковь Небесная и Церковь земная - одно Тело Христово. Если они в своей земной жизни молились за нас, разве теперь, когда они стоят у Престола Божия, не тем ли чище и действенней их молитва за нас, помогающая нам спасать грешные души? Если они любили нас, любили людей в своей земной жизни, то не тем ли совершенней их любовь к нам, их забота о нас теперь, когда они приобщились любви Божией, когда они созерцают Самого Господа? Они, мы веруем, непрестанно молятся о том, чтобы мы жили со Христом в душе, чтобы мы учились подражать нашему Спасителю и им, святым угодникам, в вере, терпении, любви, молитве, покаянии, смирении, незлобии, чтобы не погибла ни одна душа, ибо на каждом из нас лежит печать, неизгладимая печать дара Духа Святого, которую мы получили в Святом Крещении. И нужно, чтобы мы с этой печатью на своей бессмертной душе непостыдно предстали перед лицом Божиим, когда Господу угодно будет нас призвать.

Веруя в то, что в деле нашего спасения нам помогают и молитвы святых угодников, мы им молимся, мы их благодарим за ту помощь, которую не раз осязали на себе. Мы их просим, чтобы они умоляли за нас Христа Спасителя нашего, чтобы Он за грехи наши не отнимал от нас Своих благословений, но помогал нам терпеть в скорбях, каяться в грехах и никогда не потерять Господа Иисуса Христа в своем сердце.

И дай Бог нам иметь в себе чистое сердце и не опаздывать в деле спасения! Не знает никто из нас, когда постигнет его болезнь и смерть. Не откладывайте на завтра украшение души теми святыми Божиими добродетелями, которые ведут всех нас к спасению, как привели к спасению вечному святых угодников.

Пошли же, Господи, нам всем, по молитвам святых, постоянное памятование среди трудов земных о том, что мы придем к вечной жизни и что наибольшим и наивысшим счастьем для наших бессмертных душ будет поклонение Господу, Преблагословенной Матери Божией и святым угодникам Божиим.


Прознесено в неделю Всех святых в Ильинской церкви г. Москвы, что в Черкизове, 1959 г.


Источник: Православие. Ru