СВЯТОЙ ВЛАДИМИР, ГОСТЬ С ЮГА. Дмитрий Володихин
Ох, как много слышится голосов, наполненных сомнением или даже негодованием!
«Почему в Москве? Ни разу же здесь не был! Когда он княжил, и самой-то Москвы еще
не существовало! Он вообще правил Киевом, а тут, что, будет почетным гостем?» Или вот еще, иначе: «Почему перед Университетом? Религиозный герой перед цитаделью светского просвещения… одно с другим не вяжется». Ну, или совсем простое: «Мне жалко смотровую площадку, эта фигура там всё испортит, да и в целом ставить ее туда – против всех градостроительных норм».
А вот апофеоз всего: «Это всё из-за политики! Поссорились с Украиной, отобрали Крым, теперь хотим и князя Владимира у них отобрать! Какая-то казенная идеология».
Допустим, кому-то кажется, что памятник смотровую площадку «испортит», кому-то, что, напротив, украсит. Можно полемизировать на сей счет до умопомрачения, и ничего, кроме вкусовщины высказано не будет.
А спор на почве истории, культуры, просвещения – вот это действительно серьезно. И тут стоит привести контраргументы.
Да, при великом князе киевском Владимире Москвы как города не существовало. Ее история начинает отматываться с середины XI века, а к тому времени Владимир Святославич вот уже без малого полтора столетия как был погребен. И от современных украинских историков, а пуще того от публицистов, нередко слышишь: «К вам святой Владимир не имеет отношения, он наш!»
Но в ту пору, когда он правил, громадная Киевская Русь включала в себя владения, которые сейчас входят в состав и России, и Украины, и Белоруссии. Притом большая часть его державы приходится на земли нашей страны.
Высокую культуру Византии и балканского славянства, которая шла на Русь через Киев, как через открытые ворота, в равной мере унаследовали все три государства. Соответственно, ни одна из этих стран не имеет монополии на историческую память о святом Владимире.
Московская ветвь династии Рюриковичей отлично помнила своих предков: в «Степенной книге царского родословия», появившейся при Иване Грозном, о Владимире Святом сказано: «Многие и различные именования были… странам Русского царствия, ими же правило и дань с них брало благословенное семя… великого князя Владимира Святославича в роды и роды», — а в их числе и московские потомки древнего правителя Руси.
В Москве издревле существовали храмы, освещенные во имя святого Владимира. История старейшего из них, того, что стоит на Старосадском переулке, восходит к XVI столетию! Равноапостольного князя москвичи чтили с незапамятной древности.
И, наконец, маленькая «техническая» деталь: именно Владимир Святославич в начале 980-х годов присоединил к «империи Рюриковичей» землю славянского племенного союза вятичей, на которой впоследствии вырастет Москва. На княжения в Северо-Восточной Руси он поставил собственных сыновей.
Теперь относительно соседства Московского университета и памятника Крестителю Руси.
Откуда в России взялось просвещение?
Никто иной, как Владимир Святославич, устроил первые школы на Руси. Для «обучения книжного» туда принудительно собирали детей знати. Шли на Русь ученые люди из Болгарии и Византии – переписывать церковные книги, переводить их, передавать опыт русским ученикам. На протяжении первых веков просвещение на Руси являлось делом Церкви и вытекало из того поворотного события, что в X веке, по воле князя Владимира, страна приняла Крещение. До него наш народ не имел ни письменности (помимо значков для счета, гадания и магических ритуалов), ни литературы, ни систематически организованных знаний о мире. Первым ректором крупного регулярного училища в России стал иеромонах Тимофей. Главами первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии – ученые греческие иноки Иоанникий и Софроний Лихуды, призванные Русской церковью. Позднее в этой академии учился и Михаил Васильевич Ломоносов – основатель первого в России университета…
Выходит, всё русское просвещение, как великая река, вытекло из почти незаметного источника — маленьких училищ, основанных великим князем Владимиром.
Хорошо, очень хорошо, что сейчас об этом напомнят всей громадной массе студентов, доцентов, докторов, профессоров и академиков России!
Напоследок скажу как москвич, любящий свой город.
Москва чудовищно бедна памятниками, которые ассоциируются с историческими корнями города, его древностью и, уж тем более, древними временами его культуры, его веры. Памятника Ивану Калите нет. Памятника Ивану Великому нет, а ведь именно он начал строить тот самый кирпичный Кремль, без которого ныне Москва просто немыслима! А где памятник святой супруге Дмитрия Донского? Слава Богу, появились монументы свв. Кириллу и Мефодию, патриарху Гермогену. Ну а преп. Сергий Радонежский, столько сделавший для Московской Руси? А св. Нестор, с которого началось всё наше летописание? А св. Леонтий Ростовский, погибший, крещая Северо-Восточную Русь? А митрополит Иларион, первый богослов древнерусский? Они что — никак не соотносятся с историей и культурой России и, в частности, Московской земли? Никак не повлияли? Их что, забыли после смерти, и миллионы русских православных людей их вовсе не чтили? Разве они недостойны того, чтобы памятники им поставили в столице Русской государственности? И чем лучше их, случайное, прямо скажем, лицо – князь Юрий Долгорукий, всего-навсего давший в Москве, маленькой охотничьей резиденции, «обед силен» своему союзнику?
В современной Москве маловато напоминаний о той древнерусской почве, которая породила великий город.
Памятник святому Владимиру — то малое, что следует сделать… для начала. Но только для начала. Не следует на этом останавливаться.
На анонсе князь Владимир, фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии