Святой Стилиан, покровитель детей. Архимандрит Харалампос Василопулос

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Святой Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии между 400 и 500 гг. н.э.. Он был благословенным уже с той поры, когда находился в материнской утробе. По мере взросления и благодатью Божьей он становился вместилищем Святого Духа.

Даже в детском возрасте в нем время от времени проявлялись признаки святой жизни. Будучи ребенком, а затем и подростком, он не позволял дурным желаниям осквернять его дух и душу. Он был чистым, непорочным и не давал земным страстям завладеть собою. Он не позволял богатству и сребролюбию возобладать над чистой душой и подчинить ее тлению и смерти.

stylianoscrop1ok2

Силою Божественной благодати Стилиан сражался с приманками тленной временной жизни. Рассуждая с истинной мудростью Божьей, он видел, каким приходящим и пустым является этот материальный мир. Святой решил следовать стремлениям своей души, звавшей его на прекрасные нравственные подвиги, аскезу и добродетель, на сложный и труднопроходимый путь к вечной жизни и вечному счастью.

Его чистое верующее сердце подчинилось зову души. Первое, что он сделал, – это продал свое имущество и раздал церковным беднякам. И когда от отцовского наследства ничего не осталось, он сказал с облегчением и радостью: «Я сбросил тяжелый якорь, связывавший меня желаниями тленного тела. Я освободился от тления и погибели. Теперь передо мной открывается ясный путь истинной жизни». Расставшись со всем тленным, святой со счастливым сердцем, был готов продолжить свою честную и святую жизнь.

Оставив единственным имуществом лишь одежду, святой начинает тяжелую аскетическую жизнь, согласно с учением Иисуса Христа. Когда блаженный Силуан обратил свои земные сокровища в небесные, он отправился в монастырь, чтобы принять постриг. С тех пор никакая земная мысль, никакое материальное благо не могли отдалить его от веры и молитвы.

Ни о чем он более не заботился и ни к чему не стремился, кроме того, что было угодно святой воле Божьей. Он боролся за то, чтобы угодить Господу, усовершенствовать свою душу и удостоиться Царствия Небесного. Никакое личное желание, идущее вразрез с Божественной волей, не находило места в его жизни. Его аскетическая жизнь не поддается описанию. Он блистает святостью, сияет смиренномудрием, поражает своей чистотой. Его пост – строжайший, а молитва воплощает истинное общение с Богом. Его бдение поразительно.

Как монах святой Стилиан стремился достигнуть трех целей: нестяжательства, чистоты и послушания. И ему это удалось самым наилучшим образом. Мы уже убедились в его нестяжательстве: из своего имущества он не оставил себе ничего излишнего. Никогда в своей жизни он не заботился о приобретении, живя в бедности.

Чистоту и нравственность он также ставил очень высоко. Он сохранял свою душу чистой «от всякой скверны плоти и духа». Он сопротивлялся нападкам лукавого, чтобы грех никогда его не коснулся. Святой всегда помнил слова Господа: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Счастливы те, кому удается сохранить свое сердце нетронутым скверной безнравственности, поскольку они удостоятся увидеть Бога в Царствии Небесном. Святой являл образец истинного послушания своему старцу и другим монахам. Он всячески стремился отсечь собственную волю, основанную на эгоизме. Человеку очень непросто пренебречь собственными желаниями. Это известно всякому, кто ведет духовную борьбу. В монастыре святой Стилиан сражался с тремя врагами: плотью, миром и дьяволом. Чтобы одолеть каждого из этих врагов, необходима многолетняя борьба, тяжелая и неустанная. Именно в этом кроется истинный героизм.

Так святой Стилиан становится ярким светочем аскетической жизни, образцом для подражания, как для молодых, так и для старых. Все вокруг восхищаются им и ставят его в пример. Однако вся строгость его аскетической жизни является для святого недостаточной. Он желает еще более приблизиться к совершенству. Отныне ему необходимо полное уединение и строжайшая аскеза – отшельничество. Стилиан покидает свой монастырь, братию, удаляется в далекую необитаемую пустыню и поселяется в пещере.

Новой стадией его аскетической жизни становится небесное совершенствование. Дни и ночи святой проводит в рассуждениях, размышлениях и молитвах к Триипостасному Богу. От всей души он воспевает величие Божье, славит Святую Троицу, живя в единении с Богом. Ничто не нарушает его святой безмятежности. Единственное, что находится рядом со Стилианом, – это явления Творца. Он изучает творение Божье, и вера его еще более укрепляется.

Отшельник Стилиан, находясь в тишине пустыни, имел возможность наблюдать и размышлять над Божественным творением. Он видит Творца во всем, поскольку полагает, что такой огромный и прекрасный, продуманный и гармоничный мир не может возникнуть сам по себе. Святой видит Бога в бесчисленных небесных звездах, кружащихся в необозримом космическом пространстве с огромной скоростью и точностью. Созерцая все это, святой Стилиан восклицает, вторя Давиду: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Затем святой переходил к славословию, говоря: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро: земля полна произведений Твоих».

Находясь в пустыне, святой Стилиан непрестанно читал две книги: книгу природы и Священное Писание. Его сердце, разум, душа, все его существо были всецело преданы Богу. По телу подвижника пробегает дрожь, когда душа его постигает красоту Божественного творения. Огромное чувство любви преподобного Стилиана к пресвятому имени Божьему потрясает. Все силы святого сосредоточены в этой Божественной любви, которая заставляет его забыть свою плотскую сущность. Святой перестает заботиться о пропитании, употребляя в пищу лишь растущие в пустыне травы. Когда и такой пищи не оказывается, Бог не оставляет святого. Бог, творящий чудеса через Своих святых, не дает преподобному Стилиану умереть от голода. Он поддерживает его жизнь, посылая пищу через Ангелов, как некогда делал это для Пророка Илии, святого Марка – афинского философа, и других.

agios_stilianos_2

Много лет святой Стилиан жил тяжелой жизнью отшельника. На протяжении нескольких десятилетий он вел здесь борьбу с дьяволом и с самим собой. Он направил все свои усилия на искоренение страстей, стяжание добродетелей, чтобы достичь святости, угодной Богу: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16).

Творец желал, чтобы святой Стилиан оставался на земле, дабы блистать добродетелью и показывать добрый пример своей строгой аскетической жизнью и, будучи истинным столпом воздержания, ярким светильником пустыни, осветить собой все концы земли.

Бог хотел явить миру многочисленные добродетели святого Стилиана. Однако светильник должен находиться высоко, чтобы свет его не терялся, но распространялся повсюду. Так и тех, кто сияет добродетелями, Бог являет миру, дабы они стали светом в жизни других людей. Так же и святой Стилиан, украсившись добродетелями благодаря тяжелой подвижнической борьбе, уподобился лампаде, источающей мягкий согревающий свет. Достигнув высот нравственного совершенства, он мог изливать свет своей святости в мир во славу Божию и во спасение людям. Справедливый Бог показывает людям, как он прославляет тех, кто чтит и славит Его имя.

Слава святого Стилиана распространилась повсюду. Множество людей с благоговением приходили к преподобному, чтобы подивиться его святости и получить духовную и телесную пользу. Его мудрые слова и советы изменили жизнь многих людей. Завороженные подвижничеством святого, они отстранялись от своих пороков, каялись и духовно возрождались. К нему обращались и другие аскеты, чтобы укрепиться в своих начинаниях, услышав его слова и увидев сияние его строгой подвижнической жизни. Святой Стилиан знал: чтобы войти в Царство Небесное, душа человека должна быть непорочной, как душа ребенка, подобная ангельской. Поэтому он стремился покровительствовать детям. Всеведущий Бог, поощряя это стремление, наделил святого способностью творить чудеса – исцелять больных детей. Матери, неся их на плечах, с верою приходили из ближних и далеких мест, чтобы попросить святого об исцелении своих детей. На протяжении долгих дней они бродили по пустыне в надежде найти прославленную Богом пещеру святого Стилиана. И придя туда, они со слезами на глазах падали в ноги старцу-подвижнику, славя Бога, подарившего им эту встречу, и моля о выздоровлении своих чад. Святой Стилиан с добротой и сочувствием брал больных младенцев на руки и со слезами молился Богу, прося излечить их. Небесный Владыка внимал этой сердечной молитве, и святой творил чудеса: больные дети вновь становились здоровыми.

Самые различные болезни исчезали на глазах. Перед силой Божьей не мог устоять никакой недуг. Матери плакали от радости у пещеры святого. Они с почтением и благодарностью целовали руку старца, прославляя Бога. И сам старец непрестанно славословил Святое Имя Божье, благодаря Его за чудеса, которые Он удостоил его совершить. Затем святой с нежностью смотрел на невинных созданий, спасенных от болезней, и радостная улыбка, поистине ангельская, расцветала на лице подвижника. Эти чудеса стали повсеместно известны, и все больше людей приходило к святому Стилиану, чтобы попросить его об исцелении детей.

Так Святой Бог прославил имя преподобного Стилиана, посвятившего Ему свою жизнь. Но чудеса, совершаемые святым, не ограничивались исцелениями детей, призывавших на помощь смиренного старца Стилиана. Святой прославился и тем, что по его молитвам бездетные семьи обретали детей, бесплодные женщины познавали счастье материнства. Многие верующие христиане, ранее бездетные, по благословению старца становились родителями прекрасных и здоровых детей.

Кроме того, уже после кончины святого благочестивые люди, призывавшие его имя и в благодарность писавшие его икону, обретали детей, даже если уже утратили надежду когда-нибудь стать родителями.

Между тем, монахи из многочисленных монастырей приходи к старцу-подвижнику, чтобы обрести радость рядом с ним, прикоснуться к его святости. Монахи и подвижники просили у святого учителя совета, как им справляться с искушениями и как обрести мир в своей киновии. Все они видели в нем образец святой аскетической жизни. Личность его была исполнена смиренномудрия и излучала небесную красоту.

А святой Стилиан неустанно и с ангельским спокойствием учил их, наставлял, наполнял их сердце, укреплял в вере и развеивал сомнения. Своими советами он успокаивал раздоры даже в далеких монастырях.

Так жил и служил Богу прославленный Небесным Отцом святой Стилиан. Когда он дожил до глубокой старости, Господь послал Своих Ангелов, которые забрали его святую душу, чтобы она нашла отдохновение после многолетних трудов, лишений и тяжести аскетической жизни. Таким образом, святой почил в преклонном возрасте, исполненный добродетелей.

Нам ничего неизвестно о месте его захоронения, равно как мы не располагаем и другими сведениями о его многотрудной святой жизни. Но нам осталось его имя, которое уважает и чтит вся Православная Церковь. Люди призывают его в скорбях и, в особенности, при болезнях детей. В его честь воздвигаются величественные храмы. Чудеса святого продолжаются и после успения. По сей день святой Стилиан продолжает быть покровителем детей. Некоторые связывают имя «Стилиан» (от гр. «stylono» – поддерживать, укреплять) с поддержанием здоровья детей.

1711

Святой Стилиан изображается с младенцем на руках, что символизирует его покровительство детям. Память святого празднуется 26 ноября/9 декабря.

Архимандрит Харалампос Василопулос (+).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Синаксарь «Пемптусия»