Святой с известным именем и неизвестной судьбой. Протоиерей Владимир Долгих
13 августа – день памяти митрополита Вениамина Петроградского, жившего в мятежное время, пострадавшего от советов и ныне ежедневно поминаемого на службе в храме.
Согласно современному Типикону, на каждом Всенощном бдении полагается служение литии с освящением хлебов. В нынешней церковной традиции данный элемент богослужения мы привыкли видеть лишь накануне праздников, хотя в некоторых монастырях устав в этом плане соблюдается точно. Если мы внимательны к тому, что читается и поется в храме, то не могли не заметить, что во время совершения литии священник или диакон произносят довольно длинные молитвы с перечислением большого количества имен святых. Первая из них начинается словами «Спаси, Боже, люди Твоя…», после чего хору или прихожанам положено отвечать пятидесятикратным воззванием «Господи помилуй». Если лития не служится, то указанная молитва переносится на утреню и провозглашается на полиелее.
Так вот, среди имен святых, ходатайство которых за нас мы просим принять Господа, всегда и повсеместно упоминается имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, которого советская власть расстреляла 13 августа 1922 года. И поминание это ежедневное на службе в Божьем храме митрополит Вениамин заслужил сполна.
Владыка Вениамин был необычным человеком. Мы сейчас много говорим, что Церковь – вне политики, но давайте будем честны и признаемся, что вне политики Церковь стояла нечасто. Одно дело, когда Церковь представлена небольшими общинами, живущими апостольским духом, и совсем другое – когда она разрастается до крупных размеров, становясь социально значимым институтом, интересным властям. Однако, даже при таких условиях и несмотря на то, что среди иерархов попадаются далеко на самые нравственные люди, примеров настоящего благочестия все-таки хватает. Одним из них и является священномученик Вениамин.
«Митрополит лишь осуществлял на деле то, что было почти невыполнимым: евангельское исключение из религиозной жизни всякой политики, т.е., в данном случае, вопросов об отношении к советской власти, к ее представителям».
Эпоха его служения была очень непростой, но при этом он смог остаться человеком абсолютно аполитичным. Вот как охарактеризовал владыку протопресвитер РПЦЗ Михаил Польский: «Всякие политические стрелы просто скользили по нему, не вызывая никакой реакции. Казалось, что в этом отношении он весь закован в сталь. Ни страха, ни расчета здесь никакого не было (это доказало будущее). Митрополит лишь осуществлял на деле то, что (может быть, с большим основанием) было почти невыполнимым: евангельское исключение из религиозной жизни всякой политики, т.е., в данном случае, вопросов об отношении к советской власти, к ее представителям».
Страстей в начале ХХ века было не меньше, если не больше, чем сейчас, и мы видим, как сегодня бушуют эмоции, как они нарушают с таким трудом приобретаемый внутренний мир. Но бывают все-таки люди, которых никакой социальный «шторм» не способен захватить. И, заметьте, владыка не был отшельником, о не жил в лесу или пустыне, а находился в самом эпицентре тогдашних событий – возглавлял Петроградскую кафедру.
Избрание священномученика Вениамина главой столичной епархии – это еще один довольно уникальный пример, аналогов которому, к сожалению, в современной церковной практики не найти. Епископская хиротония владыки состоялась 6 февраля 1910 года, и стал она тогда четвертым викарием Петроградской епархии. За активную деятельность местные жители называли священномученика Вениамина «неутомимым епископом».
И действительно, он постоянно служил в самых бедных приходах епархии, стремясь всячески их поддержать, он всегда вместе с народом ходил на крестные ходы, первым организовал служение литургии для подростков, на которых лично говорил поучения и многое другое. Владыка был близок и доступен народу. Именно поэтому 24 мая 1917 года, после увольнения на покой митрополита Петроградского Питирима (Окнова), свободным голосованием клириков и мирян его избрали главой столичной епархии.
Митрополит Вениамин на заседании Петроградского ревтрибунала. 1922 год. Фото: wikipedia.org
Естественно, что такой аполитичный архиерей, да еще и на столь значимой кафедре, был совершенно невыгоден большевикам. В 1922 году начался процесс «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих». Естественно, что о помощи голодающим большевистская власть и не помышляла. Голодоморы, как борьба с Церковью, им были нужны для укрепления своей власти, а ценности, т.е. фактически деньги, – для признания советской республики на генуэзской конференции.
Владыка Вениамин, ничего не зная о подлинных целях большевиков, начал активное сотрудничество с Комитетом о помощи голодающим: «Я, как Архипастырь, – говорил он, – почитаю священным долгом заявить, что Церковь Православная для спасения от смерти погибающих всегда являла образ высокой христианской любви, жертвуя все свое церковное достояние вплоть до священных сосудов».
При этом владыка выставлял три условия:
3. На данные действия должно быть получено благословение Высшей церковной власти.
Также он требовал, чтоб Церковь могла контролировать расходы пожертвованных ею средств. Такая позиция владыки, конечно, была очень неудобна большевикам. Изъятие церковных ценностей осуществлялось грубой силой, сопровождалось кощунством, а потому вызвало сопротивление церковного народа, что и стало формальной причиной для начала судебного разбирательства против митрополита Вениамина, петроградского духовенства и мирян.
Все обвинения, конечно, не имели под собой никаких оснований. За «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изъятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти» десять человек, включая владыку Вениамина, были приговорены к расстрелу. Вскоре, шестерым из них приговоры заменили длительными сроками. Митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Ивана Ковшарова и профессора Юрия Новицкого казнили.
Таков был подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и теперь, услышав его имя на молитве, мы будем знать заступничество какого удивительного человека мы просим принять нашего Бога.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/90063-svyatoj-s-izvestnym-imene...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии