Святой праведный Иоанн Кронштадтский и современность. Протоиерей Евгений Соколов
Доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии на Х Иоанновском форуме (5-6 ноября 2014 года, Архангельск) …
Ежегодный Иоанновский форум в Архангельске 6 ноября 2014 года. В этом году он посвящен 700-летию Преподобного Сергия Радонежского Игумена Все Руси.
***
Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братия и сестры!
Приступая к докладу, зададимся вопросом: «Как может быть современным человек, живший более ста лет назад?» Более того, в этом году мы отмечаем 700 лет со дня Рождения преподобного Сергия Радонежского, и на множестве прошедших конференций неоднократно говорили о подвигепрп. Сергия Радонежского по объединению русских земель, как очень современном примере для нас, людей живущих в 21-м веке. Чтобы правильно понять о чем, о какой современности идет речь, нужно вернуться к пониманию вечных истин. Вернуться к тому, что современный мир теряет, если уже не потерял окончательно. Всегда с древних времен было незыблемое правило: «Прежде чем приступать к решению масштабных задач и проблем, нужно договориться о терминах». Другими словами, необходимо, чтобы все участники масштабных преобразований знали, основные понятия и принципы предстоящих изменений.
Обратимся к современности, к нашим дням. Зададимся вопросами и попробуем понять простые истины: что такое воспитанность? Какого человека мы считаем воспитанным? Чтобы хотя бы приблизительно понять, чем занимаются наши многочисленные помощники по воспитательной работе и на что уходят немалые деньги по их содержанию? Что такое патриотизм? Какого человека будем считать патриотом? Что такое Родина? Что мы понимаем под словосочетанием «Любить Родину»? Замечу, что я говорю о простых истинах, а простые истины всегда имели ясное понимание и лаконичное, конкретное истолкование. Но сегодня четкого и ясного ответа на эти вопросы нет, ибо все поглощено главным, самым почитаемым духовным идеалом современного общества - понятием СВОБОДЫ, который данные простые истины отрицает, размывая их истолкование.
Свобода - главный духовный императив, который служит сегодня основой для последующих мало понятных современных идеалов. Таких, например, как демократия, права человека, толерантность и прочее. Данный идеал свободы далеко увел умы современного человечества от точных, понятных, простых истин, которые исповедовали наши святые угодники. Самым печальным в происходящем ныне нравственном коллапсе является то, что руководители мировых держав объявляют себя верующими людьми, признающих бытие Бога. И, наверное, именно это является самым страшным и пагубным в происходящих ныне стремительных геополитических процессах. Ибо, как мы знаем: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
Еще раз зададимся вопросом, если нынешние лидеры верят в Бога Творца, если они понимают, что вся жизнь материального, растительного и животного мира подчинена строгим, гармоничным, коррелирующим законам, положенных в основу мироздания Творцом, то, как можно не понять, что главное творение Божие - духовно-материальная сущность ЧЕЛОВЕК - призван в мир жить, соблюдая, как самые главные, духовные законы мироздания. Изучение этих законов, постижение их и жизнь по этим законов есть удел каждого человека приходящего в мир. Данные законы мало знать, их нужно положить в основу своего бытия. Как мало знать правила математики, нужно еще, используя их, уметь решать поставленные задачи. Мы знаем, что правила математики практически мало изменялись на протяжении тысячелетий. И все математики, жившие в различные века, решали поставленные задачи по тем же методикам, как решают их и наши современники. А вот с духовными законами все обстоит с точностью до наоборот. Складывается впечатление, что современному человеку гораздо комфортней жить в нравственном беззаконии, прикрываясь главным современным лозунгом СВОБОДЫ, как основой для нарушения всех заповедей и разрушения духовного законодательства, положенным Творцом в основу нашего бытия. Обратимся еще к одной совершенно забытой простой истине - понятию духовность. Что такое духовность? Какого человека современное общество считает духовным? Какого нужно считать духовным с точки зрения духовного законодательства? Совершенно ясно, что современноеобщество лишено сегодня этого понятия. Наверное, именно поэтому, никто в современном мире и не стремится сделать данныйидеал основной целью своей жизни - достичь высокого духовного уровня. Нельзя стремиться к тому, что современное общество отринуло, как ненужное и маловажное. Но, если мы обратимся к духовным законам, то увидим простое и ясное толкование - духовным считается человек, умеющий правильно любить Бога, ближнего, себя. Хочу подчеркнуть слова ПРАВИЛЬНО ЛЮБИТЬ, т.е. в рамках духовных законов, которые для современного человека являются добровольной тайной за семью замками. Добровольной тайной потому, что, так или иначе, но духовные законы призывают человека свободно подчиняться им, как законы физиологии призывают соблюдать правила гигиены. Но насажденный идеал абсолютной свободы, абсолютной автономии, в том числе и от Бога, заставляет наших современников отказаться от познания духовных законов и жить с мерзким еретическим лозунгом «Бог у меня в душе». Что в переводе на язык простых понятий означает «я сам себе бог» и не более того.
Люди, достигшие святости - это люди, которые не только старались жить по духовным законам, но сделали это главным смыслом своей жизни. Именно любовь к Богу, к ближнему и к своей душе, заставляла их подниматься по духовной лествице, постигая все более сложные и глубокие законы бытия духовного мироздания. И в этом познании, любви и служении своему Творцу личность святого праведного Иоанна Кронштадтского занимает особое место. Как часто современный человек оправдывает свою духовную необразованность, лень, греховное нерадение жестокостью, грубостью, бездуховностью современного мира. Дескать, что делать - «С волками жить по-волчьи выть». Жалобы на занятость, на множество постоянно возникающих проблем и сложных житейских ситуаций приходится слышать постоянно. Самое удивительное, что эти люди, сознательно уклоняющиеся от постижения духовных законов, по которым построен мир, считают, что могут творить доброе, высокое, вечное в духовном беззаконии. На чем основана их уверенность - сказать трудно. Ну,разве только наосознании того, что продекларированная государственными мужами свобода освобождает их от мирского суда. И еще, наверное, потому, что нет у них основы премудрости - страха Божия и нарушать духовные законы мироздания они,в силу своего дилетантизма, не боятся.
Всем нынешним занятым людям, которые оправдывают свою духовную безграмотностью суетой окружающего мира, можно напомнить, где и как стяжает святость Иоанн Кронштадтский. Если сказать коротко - на дне общества. Призванный на служение в Кронштадт, город, куда ссылали из столичного Петербурга бомжей, бродяг, босяков, преступников, он принимает данное послушание, как волю Божию. И он, отличник, выпускник духовной академии, мечтающий о далеких миссионерских поездках, принимает Крест служения среди дна общества. Именно общества этих падших людей он ищет каждый день, отправляясь в трущобы Кронштадта. Как он находил общий язык с этими падшими людьми, как сделался их любимым пастырем, какие силы питали его в этом ежедневном духовном труде - для нас, современных людей, остается загадкой? Он совершенно не ищет славы, известности, богатства. Да и как их можно найти на дне общества? Как, каким языком он призывает их к жизни по духовным законам, но этот призыв услышан был тысячами людей живущими в духовном беззаконии. И именно эти падшие создания первыми начинают отмечать его святость. Они воочию видят, что небеса живы, что молитва этого человека воплощается в их повседневную жизнь. Выздоравливают больные, оставляют пагубные привычки падшие, решаются сложные семейные проблемы.
Иоанн Кронштадтский прозревает надвигающуюся безбожную революцию и грозно предупреждает ее творцов о страшных последствиях наступающего духовного беззакония и хаоса. Именно интеллигенции он ставит в вину развращение нравов простого народа и насаждения ложных духовных идеалов свободы и демократии. Нет, он не отрицает свободы, как Богом данный человеку образ и подобие своего Творца, но говорит о том, что эти понятия реализуются в рамках соблюдения духовных законов.
Он не боится открыто, аргументированно критиковать идейных вождей смущающих народ ложными идеологическими лозунгами. При всей сложности обстановки первой русской революции 1905 года, Иоанн Кронштадтский открыто и безоговорочно призывает к наведению порядка самыми суровыми методами. Сколько же грязи и лжи льется на него на страницах либерально-демократической прессы, как духовного лидера черносотенцев. Но, одновременно, как же она, эта пресса, боится его, этого глашатая соблюдения духовных и нравственных законов в стране. Призвать публично к анафеме известного писателя, лидера многочисленной интеллигенции, Льва Толстого, наверное, в тот момент мог только Святой праведный Иоанн Кронштадтский. И в те непростые годы первой русской революции авторитет нашего великого земляка сыграл огромную роль по наведению порядка и законности в нашей многострадальной стране. Как не хватало его потом в 1917 году, как не хватало безусловного духовного лидера, который смог бы сплотить истинно верующих людей вокруг государя и остановить наступающий мрак духовного беззакония.
Сегодня хочется напомнить слова нашего пролетарского поэта В. В. Маяковского, которые нам, школьникам советского времени, неоднократно цитировали учителя на уроках литературы. Звучали они так: «Юноше обдумывающего свое житье, думающего делать жизнь с кого смело скажу - делай ее с Феликса Эдмундовича Дзержинского». Чем подобное делание закончилось в 1991 году, мы помним.Делать свою жизнь на примере великого святого, нашего современника, в голову никому не приходило. Именно к таким печальным итогом приходит жизнь страны, которая в основу нравственности ставит ложные духовные законы. Сегодня мы проживаем очень непростое время. Наверное, по степени духовных вызовов, духовной неопределенности, различных соблазнов равных в истории не было. Как сегодня выстраивать жизнь современному человеку, особенно молодому? Мне иногда хочется представить с чего бы начал свою проповедь святой праведный Иоанн Кронштадтский, если бы жил в наше время? Какое дно избрал бы он для своего служения? Современных бездомных? Или дно олигархов и либеральных политиков, как самое страшное дно современного духовного беззакония? И где оно сегодня, это самое подлинное, главное дно, провоцирующее жизнь в духовном беззаконии? Мне, кажется, что наш великий земляк нашел бы правильный ответ и указал бы нам верный путь по преодолению очередной смуты на Святой Руси. Ну как же сегодня не хватает в нашей жизни его святости, бескомпромиссности, бесстрашия и любви!!! Господи, как не хватает сегодня в нашей современной жизни Твоего великого угодника святого праведного Иоанна Кронштадтского. Спаси Господи за внимание.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии