Святой из Золотой Орды. Екатерина Иванова
На иконе этого святого всегда изображают очень пожилым человеком, однако его история восхождения к святости началась в юном возрасте. Царевич Даир Кайдагул, рожденный в языческой Золотой Орде, племянник могущественного хана Берке, должен был стать воином, но встреча с русским проповедником — святителем Кириллом, епископом Ростовским — круто изменила жизнь отрока, принявшего во Святом Крещении имя Петр. Память преподобного Петра, царевича Ордынского, Церковь празднует 13 июля.
Христианство в Золотой Орде
Из сегодняшнего дня Золотая Орда — государство кочевников, подчинившее себе Древнюю Русь и на долгие годы лишившее нашу Родину независимости — представляется многим из нас государством типично исламским. Однако религиозная политика ханов Орды была намного сложнее. Ее правители взаимодействовали не только со странами исламского Востока, но и с христианскими государствами Западной и Восточной Европы, что накладывало свой отпечаток на духовную жизнь ордынцев: языческие традиции соседствовали с исламом и христианством. Наибольший вес в ставке золотоордынских ханов приобрело несторианство — христианская ересь, согласно которой Дева Мария родила не Богочеловека, а человека, который особым образом воспринял Божественную природу. Учение Нестория было осуждено на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году. Несторианство было широко распространено среди ирано и тюркоязычного населения Средней Азии в VI–XII веках.
Следствием влияния несториан стало то, что правители Золотой Орды относились к христианам со сдержанным уважением и любопытством. Известно, что один из внуков язычника Чингисхана — Сартак — исповедовал христианство несторианского толка.
Миссия святителя Кирилла Ростовского
На плечи Ростовского епископа Кирилла легла тяжелая ноша — восстанавливать церковную жизнь в Ростове после татарского нашествия. Он руководил реконструкцией разрушенных церквей, устраивал быт духовенства, примирял враждующих князей. В Орду, к хану Берке, святой ездил дважды — в 1253 году. Большое впечатление на ханское семейство произвел рассказ архипастыря о святителе Леонтии Ростовском, который, будучи греком по рождению, посвятил свою жизнь христианскому просвещению Ростовской земли. Особенно заинтересовало слушателей описание многочисленных чудес и исцелений, которые исходили от нетленных мощей святого Леонтия.
Случилось так, что через некоторые время тяжело заболел сын хана Берке, и хотя хан к тому времени уже принял ислам, он вспомнил рассказ святителя Кирилла о чудесных исцелениях и во время второго приезда владыки обратился к нему за помощью. Владыка Кирилл велел служить молебны об исцелении царевича, и по соборным молитвам Церкви наследник хана стал здоров. В знак благодарности хан пообещал, что он не будет взимать дань с Церкви, которая даровала исцеление его сыну.
Святитель уже выехал обратно в Ростов, когда его остановил юноша, почти мальчик, который некогда услышал в его рассказе об исцелениях нечто большее, чем историю о чудесах. Юный племянник хана Берке — Даир Кайдагул — задумался не о пользе для бренного тела, но о душе, о том, как устроено мироздание, об истине. «Наши предки передали нам завет поклоняться солнцу и луне, звездам и огню, — размышлял мальчик, — но не таков Бог, о котором рассказал нам пришелец из Русской земли».
Мальчик загорелся мечтою увидеть прекрасные храмы и чудесные иконы, услышать, как звучат православные молитвы, пройтись по земле, где ходил святой Леонтий. Чудесное исцеление двоюродного брата окончательно убедило юношу в том, что он должен круто изменить свою жизнь. Он раздал свое имущество бедным и последовал за владыкой Кириллом.
«Новая луна в сердце»
В Ростове юноша первым делом вошел в величественный храм Успения Божией Матери. В этот момент, как говорится в жизнеописании, «новая луна взошла в сердце царевича» — вместо той, которой он раньше поклонялся как божеству. Даир тут же обратился к епископу Кириллу с просьбой окрестить его, но сделать это сразу не удалось: святитель боялся дипломатических осложнений с ханом Берке, который без восторга воспринял весть о пропаже одного из царевичей. Для молодого человека началось время оглашения: он изучал русский язык, знакомился с основами православной веры, усердно посещал храм, вникал в особенности богослужения. Тогда в кафедральном храме Ростова на левом клиросе пели по-гречески, а на правом — по-славянски.
Юноша принял крещение с именем Петр после смерти хана Берке, когда на родине стали понемногу забывать об его исчезновении. Все это время царевич жил в доме епископа Кирилла, а после его смерти — в доме епископа Игнатия.
Встреча с апостолом
Однажды Петр забавлялся соколиной охотой в окрестностях озера Неро. Утомившись, он заснул на берегу и увидел во сне святых апостолов Петра и Павла: они были высокого роста, явно превышающего человеческий, от них исходил свет, далеко вокруг рассеивающий окрестный мрак. В великом страхе юноша упал перед святыми апостолами на колени, но они ласково сказали ему: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя».
Всю оставшуюся ночь Петр провел в усердной молитве, а утром отправился исполнять указание святых апостолов: выкупил для будущей церкви иконы — Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и некоторых святых — и пошел на поклон к епископу Игнатию. Владыка уже ждал молодого человека. Оказалось, что он тоже удостоился встречи со святыми апостолами и получил от них строгое повеление помочь неофиту в его богоугодном деле.
Так было положено начало храму первоверховных апостолов Петра и Павла, при котором вскоре устроилась обитель иноков.
Многая и благая лета
Владетельный князь Ростовский и епископ Игнатий с огромным уважением относились к святому Петру и всячески старались привязать его в земле Ростовской. Они выбрали для него жену — дочь владетельного ростовского вельможи, и вскоре молодые сочетались законным браком. Бог послал Петру и его супруге многочисленное потомство и долгие годы жизни. Петр Ордынский навсегда остался на Русской земле и до самой смерти находился в Ростове, пережив и святителя Игнатия, и князя Ростовского Бориса Васильковича, с которым он стал побратимом.
В глубокой старости, после кончины супруги, Петр принял монашеский постриг в том самом монастыре на берегу озера Неро, где он сподобился чудесного видения. Скончался святой в 1290 году, и почти сразу по кончине началось его церковное почитание как святого. Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии.
О жизни преподобного Петра Ордынского мы знаем из «Повести о Петре, царевиче Ордынском», которая является одним из самых ярких текстов древнерусской словесности.
Газета «Православная вера» № 11 (655), июль 2020 г.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyatojj-iz-zolotojj-ordy
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии