Святой Иоанн Кронштадтский: На небе принимают только искренний язык сердца верующего

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
14 июня святой праведный Иоанн Кронштадтский был прославлен в лике святых. В годовщину прославления предлагаем вам отрывки-размышления из дневника святого Иоанна 1907-1908 годов. О ценности человеческой души, молитве, смысле жизни и о том, почему бывает так трудно читать Библию.

О достоинстве человеческой души

Каково достоинство человека и души человеческой, когда Господь удостаивает его причастия пречистых Тела и Крови Своей и соделывает храмом Своим, храмом Святой Троицы! Помыслите об этом, смертные человеки, и поучитесь бессмертию, даруемому вам Победителем смерти. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54).

* * *

Душа человеческая — безмерной цены, по истине и правде Божией, а люди крайне мало или совсем не ценят, не радят о ней, не очищают от терния страстей, не радят о покаянии (покайтесь), об очищении, об украшении (брачная одежда), утверждении, о стремлении всеми силами и способностями к небу, к небесному на земле житию, как делали святые: наше жительство на небесах (Флп. 3, 20), об исполнении всякой добродетели. Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот. Читай, христианин, со вниманием и чаще Евангелие, разумей и слагай в сердце Слова Божий.

* * *

Один Создатель ведает все достоинство души человеческой, которую Он создал по образу и подобию Своему, и один Он может по достоинству оценить всю ее беспредельную любовь и преданность Ему, Господу Богу. Блажен человек-христианин, который поймет это и всем сердцем прилепится к Богу, Создателю и Искупителю своему, и претерпит всякие искушения в любви и преданности Ему, как Иов ветхозаветный, как апостолы, иерархи, мученики и все преподобные. Богу угодившие и удостоившиеся небесного гражданства за свою верность и преданность.
 

«Чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости»

* * *

Господь хочет, чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости, как колос хлебный, или процветал и благоухал пред Богом всякою добродетелью духовною, как прекрасный цвет полей и долин. Вот твое назначение, человек. Но вместе с тем Господь хочет, чтобы ты избегал всякого зловония греховного чрез покаяние и слезы, воздержание и бодрствование всегдашнее над собою, чрез борьбу с помыслами и греховными наклонностями и страстями, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

 

Душа без молитвы

* * *

Как тягостно для тела и темно для души вместе — отсутствие солнца. Как все от крайнего холода зацепенело, омертвело! Как печально, больно, скучно! А каково душе человеческой быть без благодати Божией, без молитвы, без Слова Божия, без богослужения, без причастия Святых Таинств! Многим только смерть покажет все сиротство, бедность, нищету их душ!

* * *

Господи, как будет некогда сожалеть душа человеческая о том, что, когда ей предоставлено было на ее волю избрание обогатиться богословием, созерцанием и боголюбием, вознестись над всем земным и тленным и наследовать Небесное Царство, она добровольно подчинилась тлению и плотским страстям, когда могла вознестись высоко, она опустилась низко-низко, до преисподней!

Ужасны слова Господа Иисуса Христа: где червь их (грешников) не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 44). Они сбудутся во всей истине и силе на нераскаянных грешниках — прелюбодеях, убийцах, татях и прочих. О, плачь, грешник, кровавыми слезами о беде ужасной, грядущей на тебя. А веришь ли, не веришь ли, придет к тебе эта беда и незаметно подкрадется. Придет в день, в который он не ожидает (нечаянно), и в час, в который не думает, и разсечет его и подвергнет его одной участи с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24, 50–51).


«Жизнь настоящая есть школа духовная»

* * *

Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или духами злобы поднебесной, борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией, ибо без Бога ни до порога и от Бога даны все Божественные силы к животу и благочестию; надо только не лениться использовать их. Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие, какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу; какую молитву всегдашнюю; какой труд, какие добродетели! И как верно они дошли до Царствия Божия. Никто из них не посрамился, все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство, и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царство Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей, читайте, слушайте Слово Божие, внимайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни — и получите вечное блаженство. Ведь вы трудились так или иначе для земного благоденствия; трудитесь же особенно для получения вечной жизни: ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все, все земные блага, приложатся вам (Мф. 6, 33). Аминь.

 

Об изменчивости человека

* * *

Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных он в мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божией утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней Велиара-богохульника.

* * *

Из-за преходящего, материального, не пренебрегай вечным, духовным, и не теряй любви и мира с ближними ради материальных потрат, убытков и лишений. Держись мира и любви. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа, говорит апостол (Евр. 12, 14).

 

«Ласкайся к Спасителю и Божьей Матери»

* * *

Ласкайся к Спасителю и Божьей Матери, как искренний сын или дочь, ласкайся, говорю, — прочитывая сердечно каноны, акафисты Иисусу Сладчайшему и Божией Матери, ласкайся и к святым горячими молитвами и положенными канонами и акафистами, и не будешь посрамлен, вскоре же сам ощутишь в своем сердце ласку небесную от Духа Святаго, но и не унывай, если сердце твое хладно чрез мрачные веянья врага бесплотного. Господь все видит, и никто не отходит тощ от Него, и скоро дает каждому по заслугам. Терпи, ибо сказано: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19).

Молясь Богу и святым, нужно понудить себя отложить всякие пристрастия житейские к людям и вещам, или всякое лицеприятие к людям и вещам, и понудить себя любить всех, как братьев и сестер, со всяким доброжелательством, как себя.

 

Я и другой

* * *

Относись искренно, любовно, в простоте сердца, нелицемерно ко всякому человеку, не взирая на лицо, как желаешь, чтобы другие с тобой обращались. С большим благоговением и любовью относись, молись святым угодникам Божиим, особенно Матери Божией и всем святым. Даст Бог, ты увидишь их в будущем веке лицом к лицу, их светлость и славу, коих сподобил их Бог, и удостоверишься, что ты не напрасно чтил их и призывал здесь, на земле, быв во плоти и находясь в Церкви Божией, к которой они, как и ты, принадлежат как члены одного Тела Христова, Коего Он есть Глава.

 

О взгляде с неба

* * *

На небе принимают только искренний язык сердца верующего, молящегося, кающегося, милостивого и сострадательного к ближним, чистого и целомудренного: от сердца лукавого Господь отвращает Лицо Свое.

* * *

Когда молишься пред образом Господа, или Богоматери, или святых, спроси себя внутренне: искренно ли ты и с любовью ли взираешь на святые иконы, с верою ли, всем ли сердцем молишься, всем ли помышлением и всем ли упованием? Не спит ли твое сердце, не спит ли твоя мысль?

* * *

Прибегай к святым и всесильным молитвам Богоматери, не лишай себя этой благодати, — довлеет Ее молитва к умилостивлению за всех и за тебя. Аминь.

* * *

Смотря на иконостас в храме, в часовне или дома, вспомни слова Спасителя: вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19). И говори: по милости Божией мы, православные и верные христиане, сожители Богоматери и всем святым. Вот почему мы употребляем святые иконы и чтим их, а в них — самое первообразное, т. е. самих святых, составляем с ними один собор, одну Церковь, небесную и земную. Почитая их, мы вспоминаем и чтим их подвиги из любви к Богу, их верность и преданность Ему до смерти и хотим сами подражать им в вере и самоотвержении ради имени Его.

 

Почему трудно читать Библию?

* * *

В нашем ветхом человеке есть замашка при чтении Слова Божия или богослужебных книг или писаний святоотеческих и вообще священных книг иногда тайно противиться сказуемому, т. е. тому, что говорится и пишется. Это тайный голос противника — сатаны, который первый научился и научил падших духов и людей противиться Богу, Его святой истине и правде. Так, я замечал и замечаю, что и мне, сердцу и уму моему, диавол противится тайно при чтении молитв, канонов, стихир. Символа веры, и я должен побороть и низвергнуть его за мысли. О, окаянный, прочь от меня, враг истины и правды Божией! Ты ведешь ко лжи, проклятью и смерти слушающих тебя, как Адама и Еву.


Источник: Татьянин день