Святой Ахмед (24 декабря/6 января)
Во все времена наша Церковь украшается святыми. Это свидетельствует о том, что долготерпеливый и милостивый Бог, Пресвятая Богородица и Единосущная Троица не оставляют мир без утешения. Таким образом, пророки, праведники, апостолы, евангелисты, мученики, иерархи, преподобные, священномученики и новомученики, претворяя в жизнь дары Святого Духа, остаются живыми членами Тела Христова (см. 1 Кор. 12:27).
Святые являются миру в зависимости от его социальных и исторических условий. Так, в период гонений существовало множество мучеников, в то время как в эпоху свободы веры и расцвета образования и словесности появлялись ученые, писатели и великие гимнографы. Новомученики же явились в годы турецкого владычества, показав себя борцами за греческий народ, образцами веры и терпения. А терпение, как замечает апостол, рождается от испытания веры и должно держаться до самого конца (Иак. 1:4).
Преподобный Никодим Святогорец в своем «Новом мартирологии» говорит о том, что Господь являет миру новомучеников по пяти основным причинам: они способствуют обновлению православной веры, в день суда они не оставляют оправдания иноверцам, они являются славой и похвалой Восточной Церкви и посрамлением иноверцев, а также примером терпения, образцом для подражания всем христианам.
Среди житий новомучеников мы находим и краткое жизнеописание мученика Ахмеда Калфы, который, будучи мусульманином, чудесным образом обратился в христианство и принял мученическую смерть в 1682 году. Память его чтится 24 декабря/6 января и 3 мая. Из «Нового мартирология» мы узнаем, что «у Ахмеда была русская рабыня-наложница. Однако он позволял ей в праздничные дни посещать христианскую церковь. Однажды, когда она вернулась из церкви, Ахмед почувствовал неизреченное благоухание, исходящее из ее уст. Он спросил, что она ела и откуда происходит этот аромат».
«Рабыня ответила, что ела антидор и пила святую воду. Услышав это, Ахмед пригласил священника Великой Церкви и сказал, что хочет пойти в церковь, когда будет служить патриарх. Так и случилось. И, о чудо, когда Патриарх благословлял народ, Ахмед увидел, как из трехсвечника и из пальцев патриарха исходят лучи и падают на головы предстоящих христиан, однако его, Ахмеда, обходят стороной».
«Видя это чудо, он позвал иерея и крестился, после чего долгое время оставался тайным христианином. Однажды на одном из собраний представители мусульманской знати стали спорить о том, кто из них самый великий. Когда они обратились к Ахмеду, он что есть мочи воскликнул: «Превыше всего есть христианская вера». Он поведал им, что является христианином, рассказал о Таинстве Божественной икономии и воплощении Христа, за что и принял блаженную мученическую смерть».
Ахмед был человеком с добрыми стремлениями. Именно поэтому он позволил своей русской спутнице воцерковиться. Она, судя по всему, несла епитимию и не причащалась, но вкушала антидор и пила святую воду. Однако вера ее освятила Ахмеда. Здесь нашли свое воплощение апостольские слова: «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:13 – 14). Но возникает вопрос: как может иноверец, находящийся на Божественной литургии, видеть нетварный свет, исходящий от рук Патриарха и изливающийся на христиан? На этот вопрос сложно дать ответ. Есть случаи, известные только Богу, когда по Его попущению и иноверцы получают духовный опыт. Это парадоксальное событие показывает, насколько велика ответственность христиан за то, с какими намерениями они принимают участие в Таинствах Церкви.
Протопресвитер Василиос Каллиакманис
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии