Святогорское монашество в жизни Церкви
После катастрофического уменьшения числа святогорских монахов, которое началось главным образом в период между двумя мировыми войнами и достигло апогея в первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны, в 1972 году в первый раз это число не уменьшилось, а увеличилось на одного человека по сравнению с предыдущим годом. Так, в 1971 году на Святой Горе насчитывалось 1 145 монахов, а в1972 годуих стало 1 146.
Численно незначительное, но важнейшее по сути своей это увеличение числа афонских монахов непрерывно продолжается до сих пор. Спады, которые были отмечены в течение этого периода роста, были следствием высокого показателя смертности, который был неизбежен для состарившегося к тому времени населения Афонской Республики. Таким образом, с 1972 по 1992 год, когда производилась последняя перепись, на Святую Гору пришло 935 новых монахов. Другими словами, в этот период на Афон приходило в среднем по 47 новых монахов в год, то есть 3,5% от общего числа насельников. Если учесть, что рождение новых граждан Греции, соответствующее приходу новых монахов на Святую Гору, составляет порядка 1%, становится ясно, что процент роста афонского населения является весьма высоким.
Кроме того, образовательный уровень монахов значительно превышает средний уровень образованности населения Греции. Сегодня на Святую Гору, для того чтобы принять монашество, приходит множество выпускников, окончивших высшие учебные заведения по разным научным направлениям. Для сравнения отметим, что если за пять лет с 1960 по 1964 год на Святую Гору пришло всего три выпускника высших учебных заведений (2,8%), то сегодня число дипломированных специалистов на всей Святой Горе достигает 20%. Из них примерно половина имеет дипломы богословских факультетов, а прочие – дипломы по другим специальностям. Число монахов с незаконченным общим средним образованием не превышает 2%.
С точки зрения организации монашеской жизни, Афон в последнее время переживает значительные изменения. Монахи живут единой общежительной общиной. Эта система отрицает частную собственность, и благодаря общей трапезе и совместному проживанию укрепляется единство монахов. Некоторым искажением общежительной системы является особножительная. Она доминировала в критические моменты истории монашества, разрешала частную собственность и способствовала разобщению членов монашеской общины. Ни один из двадцати монастырей, которые сегодня существуют на Святой Горе, не избежал краткого или долгосрочного периода особножительства. Но это был не вполне естественный период. Поэтому и Учредительная хартия Святой Горы запрещает преобразование общежительного монастыря в особножительный, в то же время разрешая преобразование особножительного монастыря в общежительный (глава 85). Двадцать пять лет назад на Афоне 9 из 20 монастырей были особножительными. Сегодня все они – общежительные. Наконец, следует отметить, что на Святой Горе сегодня представлены не только традиционно православные страны (Греция, Россия, Румыния, Болгария, Сербия, Грузия), но и многие другие народы мира. Таким образом, монашество Святой Горы носит поистине вселенский характер. Сохранение и дальнейшее усиление этого вселенского характера Афонской Республики имеет главенствующее значение не только для монашества, но и для всей Церкви. И, уже определив практическое и символическое влияние свягорского монашества на жизнь Церкви, отметим следующее:
1. Существование живого монашеского сообщества имеет важное значение для Церкви. Оно является ценным духовным капиталом, который обеспечивает ее присутствие в истории в качестве духовного института. Монашество – это авангард и чувствительный показатель для Церкви, который может указать и отвратить грядущие опасности. Вся история Церкви подтверждает органическую связь монашества с общиной верующих, живущих в миру. Дух монашества способствует сохранению благодатной жизни Церкви. Это особенно ясно в те моменты, когда необходимость исторического выживания или целесообразность присутствия в общественной жизни Церкви слишком перегружали ее как институт и обесценивали ее основное делание. Святогорское монашество поддерживало Церковь, наполняло ее духовную жизнь, способствовало ее исторической преемственности и дало ей множество преподобных, мучеников, пастырей и учителей. Такие духовные личности, как святые Григорий Палама, Косма Этолийский, Никодим Святогорец, старец Порфирий, старец Паисий, а также множество духовных течений, процветших здесь, поддерживали, обогащали и обновляли жизнь Церкви в критические моменты ее истории.
2. Монашество возникло в жизни Церкви как естественное выражение ее жизни. Особенно в Православной Церкви, где монашество было не инструментом ее, а сутью. Его присутствие имеет основополагающее духовное и богословское значение. В монашеской среде процветает в первую очередь внутренняя жизнь Церкви: то, к чему Церкви трудно и даже невозможно стремиться в миру, к этому стремится и этого часто добивается монашество. Молитва, аскеза, борьба со страстями, стяжание добродетелей, мистический опыт, которые являются основными составляющими православной жизни, опробуются сначала в монастырях. Бегство от мира имеет своей целью не отрицание общественных отношений, но подчинение их общению с Богом. В этом смысле монашество и, в частности, Афонская Республика, является своего рода «антиобщиной», которая, не противопоставляя себя мирскому и тем более церковному общению, предлагает максимально свободное и независимое от мирских условностей развитие человека как личности. В то же время самоуправление, которое всегда признавали церковные власти и греческое государство на Святой Горе, охраняет и подтверждает его свободу в составе Церкви.
3. Молчание, обращение внутрь себя и аскетический образ жизни монахов составляют существенный противовес современному обществу с его обращенностью во внешнее, гедонизмом и манией потребления. С другой стороны, личное общение монахов с тысячами паломников, которые приходят каждый год на Святую Гору, их беседы во время регулярных или случайных выходов в мир, издание журналов или отдельные публикации, но еще больше – духовное руководство, направленное на каждого конкретного человека, совершение таинства исповеди оказывают огромное влияние на духовную жизнь верующих. Этому способствует и особое доверие, которое мир питает к духовникам, подвизающимся в монастырях, и особенно – к святогорцам. Люди, которые по совершенно разным причинам не идут к мирским клирикам, обращаются и обсуждают свои проблемы с отцами-афонитами. Так подкрепляется и расширяется дело Церкви. Впечатляет число юношей, посещающих Святую Гору, особенно в период школьных каникул. Многие здесь обращаются к Церкви и сохраняют свою связь с ней, когда возвращаются в мир. Не следует забывать и об удачном опыте помощи в выздоровлении многих больных людей (особенно наркоманов) в монастырях Святой Горы. И даже сами пастыри Церкви часто находят на Афоне возможность для размышления и духовного насыщения.
4. Наконец, само существование святогорского монашества имеет огромную важность для пребывания в церковном предании. Из истории Церкви известно, что монашество во многих случаях осуществляло критический контроль и брало на себя сохранение церковного предания в случаях его нарушения или искажения. В частности, в истории афонского монашества может быть отмечено движение исихастов XIV века и движение колливадов XVIII-XIX веков, которые обновили опытное богословие и литургическую жизнь Церкви. С другой стороны, и само монашество постоянно подвержено риску закоснеть в непреклонном консерватизме, который мешает естественному развитию церковной жизни. Отсутствие живой духовной жизни непременно ведет к обрядоверию или духовному ожесточению. Поэтому настоящее монашество всегда ценно для церковной жизни. Оно может предупредить отступничество и сохранить хрупкое равновесие. Характерным примером является позиция Святой Горы в отношении календарного вопроса (старый и новый стиль), который вызвал раскол в Элладской Церкви. За исключением так называемых зилотов, которые вследствие смены календаря откололись от Вселенского Патриархата и Элладской Церкви, Афонская Республика оставила для себя старый стиль, но сохранила общение со Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью, которые приняли григорианский календарь, поскольку считали этот вопрос вторичным и не догматическим.
Однако наряду с практическим существует и не менее важное символическое влияние Святой Горы. Относительно него мы можем отметить следующее:
1. Монашеская республика на Святой Горе является древнейшим из существующих ныне демократических образований. В ней воплощается весь христианский мир и собраны все формы, которые принимало православное монашество за историю своего существования. Благодаря своей долговечности и вселенскому составу братии Святая Гора является символом единства и многообразия Православной Церкви. В то же время она – живая культура, которая сформировалась под влиянием христианства в ходе истории. Святую Гору можно назвать живой Византией наших дней. И это позволяет посмотреть на современную культуру с абсолютно иной точки зрения. В частности, общежительный образ жизни монахов являлся и продолжает являться для православия идеалом не только церковной, но и общественной жизни. Именно поэтому дух общежития характерен не только для монашеской, но и для общественной жизни православных.
2. Существование благодатных людей, ведущих аскетический и подвижнический образ жизни, делает ощутимым активное присутствие Бога в мире. Особенно в нашу эпоху, когда рушится все, эти люди выступают символом и указателями духовной жизни. Их слова и дела широко обсуждаются верующими, которые признают их духовными авторитетами. Конечно, и здесь не обходится без преувеличений и крайностей со стороны верующих. Но, несомненно, влияние этих людей на полноту Церкви гораздо больше того, которое оказывают на нее дипломированные богословы и все церковные иерархи. Кроме того, их существование поддерживает и существование самой Церкви, ведь Православная Церковь канонизирует их. Пока существуют святые, существует и Церковь.
3. Святая Гора является символом самоотречения, покаяния, самопознания и молитвы. Главным кредо монахов Святой Горы является доверие Богу. А их важнейшее и основное занятие – молитва, которая продолжается гораздо дольше установленного времени, дабы принять подобие молитвы нескончаемой. В этом месте в неизменном виде сохраняются цели жизни Церкви, а цели современного общества, то есть экономическое развитие и потребление, не имеют существенного значения.
Таким образом, Афонская Республика показывает пример образцового христианского общества. Заповеди Христовы здесь не отодвигаются в область теории, а являются частью ежедневного бытия. Это обогащает Церковь избранным обществом, которое последовательно овладевает делом веры. Значение этого явления становится тем больше, когда оказывается, что лица, составляющие это общество, приходят не с периферии общественной жизни, а имеют достаточно высокое социальное происхождение.
Святая Гора является символом отречения от мира. А отречение от мира подобно опыту смерти. И опыт этот принимается для того, чтобы была возможна попытка воскресения. Таким образом, на Святой Горе, как и вообще в монашестве, отрицается смерть, общая человеческая участь. Это отрицание становится возможным благодаря приятию жизни, которая сильнее смерти – жизни по вере Христовой.
Подводя итог, можно сказать, что Святая Гора, да и все монашество в целом, действует как авангард Православной Церкви. Оно обустраивает ее внутреннюю жизнь и аскетический образ мышления. Пресекает чрезмерное обращение к внешнему и гедонизм (особенно в нынешнем обществе) и сохраняет ее многолетнее предание. В то же время на символическом уровне оно воплощает общежительный дух православия, делает ощутимым живое присутствие Бога в мире, утверждает бескомпромиссный характер христианской жизни и подчеркивает безграничную свободу человеческой личности. Существование святогорского монашества приобретает особое значение и широкие перспективы в рамках Европейского Союза. Афонское монашество благодаря своему многонациональному происхождению и более чем тысячелетней истории воплощает в себе «вечную и вселенскую соборность Церкви». Святая Гора – это ковчег, где современный европеец находит духовный капитал, составляющий основу его религиозной и культурной традиции. Это – тот «сосуд» с манной, из которого он может утолить свой голод. Но в первую очередь Афон – это место, где человек приближается к настоящему смыслу существования личности и личного общения, что делает возможным преодоление тяги двух полюсов – эгоцентричного капитализма и коммунистического тоталитаризма.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии