СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. Иеромонах Димитрий (Волков)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Крещение, праздник, который связан с событием явления Христа иудейскому народу. До этого времени Христос был неизвестен иудеям. И вот крестившись от Иоанна Крестителя, Он стал пророком, о Котором многие пророки до этого говорили, что Мессия придет и спасет народ свой от грехов их.

Но Богоявление совершается и в нашей душе, когда человек принимает таинство Крещения. Богоявление происходит таинственным образом, когда в душе поселяется божественная благодать. Это именно дар крещения. Святой блаженный Диодох Фотикийский, описывая смысл и значение крещения в жизни христианина, говорил, что до крещения в сердце живет дьявол. Крещение изгоняет его, и в сердце поселяется благодать. В этой метафоре мы видим четкое и ясное указание на то, что благодать изгоняет из нашего сердца тьму, освещает наш путь, помогает нам следовать по пути спасения. Однако же не надо понимать, что ветхозаветный человек был одержим дьяволом. Что если в сердце жил дьявол, это не означает, что он не властен был над своей жизнью и судьбой.

Мы знаем многие примеры того, как пророки творили добро, совершали правду, исцеляли больных, недужных, низводили огонь и дождь с неба. Таким образом они не были лишены свободной воли. Совершенно справедливо будет сказать, что они ходили во тьме. Мрак был обычным состоянием их души, хотя они сами этого не понимали, ибо то, что душа у тебя темная, можно понять, только имея сравнение, только зная свет. Человек до крещения, до явления Христа ходил во тьме, даже не ведая этого. Все его помышления, все его мысли и поступки проистекали от его плотского мудрования, от его плотского разума. Человек основывал свои суждения на том, что видел, что слышал, на том, что постигал своим ограниченным умом.

И вот Христос в таинстве Крещения дарует нам внутренний свет, дарует нам благодать, которая таинственным образом скрывается в нашей душе, которая пребывает в ней как бы под спудом. При этом благодать Крещения не действует самовластно. Она не влечет нас неудержимо к добрым делам. Она не избавляет нас от страстей и пороков. Она поставляет нас в некое нейтральное положение подобное положению Адама до совершения им греха, когда Адам мог склониться к добру или ко злу. Так и мы с вами, становясь христианами в детстве ли или в сознательном возрасте, не получаем Божьего Духа, который нами управляет и заставляет нас делать добро. Господь оставляет нам свободу воли, чтобы мы сами склонялись к тому, чего желаем, чтобы мы сами свершали свой выбор. В этом причина того, что человек может быть крещеным, но жить без Христа. У нас многие крещены, мы считаем себя православными, но как мало среди крещеных людей действительно православных, как мало ходят в храмы. И еще меньше тех, кто действительно работает над очищением своей души, работает над тем, чтобы эта благодать крещения пронизывала нашу жизнь, пронизывала наши чувства, дела, поступки.

Святитель Феофан Затворник, который тоже почил в этот день, в день Крещения, говорил, что благодать, которую получает человек в своей жизни, это не какая-то внешняя благодать, которая пришла откуда-то извне со стороны. Это вся та благодать крещения, которая пребывает в его сердце. Она как некое сокровище лежит в сокровенной глубине нашей души и действует только тогда, когда мы располагаемся в своей воле, чувствах и разуме идти путем Христовых заповедей. Такая благодать начинает действовать в нашей жизни, когда мы приносим свои немощные силы, когда мы стараемся насколько нам хватает разумения творить добро, следовать евангельским заповедям. Тогда благодать Божия восполняет нашу немощь, наше недостаточность. Если же мы с вами пребываем в уверенности, что, будучи крещеными, иногда посещая храм, участвуя в таинствах, мы тем самым уже имеем некую гарантию на спасение, на то, что каким-то таинственным образом мы будем меняться ото дня ко дню, при этом по-настоящему не воюя со своими страстями, пороками. Но такая надежда не основательна. Такая надежда ошибочна, и есть прямое заблуждение.

Благодать поселяется в сердце как некий плод. Но чтобы она родилась в нового Адама, мы к этому должны приложить собственные усилия. Более того, новый Адам пребывает в нашей душе как бедный родственник, как нелюбимый ребенок, который где-то в подвале скрывается. И мы лишь иногда спускаемся к нему и говорим: вот сегодня твой день, сегодня воскресенье, или Пасха, или Рождество, пойдем в храм. Идем в храм, участвуем в таинствах, потом возвращаемся и говорим: вот мы выполнили все, что было потребно, мы совершили всякую правду. Теперь иди обратно, возвращайся в свое жилище, а я должен отдохнуть. Мы с лихвой компенсируем себе те усилия духовные, которые затратили. В итоге дисбаланс между вот этим нелюбимым ребенком и тем новым Адамом, который влачит жалкое существование в нашей душе и ветхим Адамом, который живет сытно, привольно, роскошно, постоянно сохраняется.

Иоанн Кронштадтский как-то восклицал и писал в дневнике: сколько молитв у нас вычитывается каждый день, сколько читается канонов, акафистов, а где плоды, где христианские добродетели. Все как вода уходит в песок, пропадает, исчезает. Так и в нашей жизни. Мы часто годами молимся, ходим в храм, а внутренне не меняемся. Те же пороки, те же страсти одолевают нас.

Каждому времени присуще свое заблуждение. В наше время самое сильное заблуждение, пожалуй, заключается в том, что для спасения не нужна борьба с самим собой, что современная немощь оправдывает отсутствие с нашей стороны усилий. Но в действительности, если мы не будем сражаться за это будущее в лице нового Адама, который должен перетворить, пересоздать все наше существо, то мы не сможем одолеть свои страсти, пороки и грехи, не сможем одолеть свои наклонности, не сможем жить по благодати. Поэтому в этот день хочется призвать вас к тому, чтобы вы помнили о том, какое сокровище носит христианин в своей душе, которое всегда с ним, даже если он не чувствует этого. Осознавая величину этого дара, этого сокровища, пребывающего в душе, древние отцы уходили в пустыни, отказывались от неверующих родственников, оставляли имущество, состояния, презирали милость императоров и царей именно по причине того, что очень ясно осознавали, что то, что им дано, больше целого мира, больше всех тех игрушек, всех тех увлечений и стремлений, которые соблазняют человека временным удовольствием, а в итоге оставляют ни с чем.

Поэтому древние отцы могли уйти в пустыню, затвориться в монастыри, могли оставить мiр ради того, чтобы вот этот дар любви, дар Святаго Духа, дар крещения смог превратиться в их душе в преддверие Царствия Божия. Сокровище, которое лежит под спудом у нас, всегда ждет, чтобы мы наконец-то обернулись к нему, наконец-то услышали его тихий голос, который нежно сообщает нам о том, как мы должны жить. Мы же очень часто отвращаемся от него, научаемся не слушать этот голос, так что со временем он словно бы прекращается. Он словно бы умолкает по причине нашего неслушания его. Поэтому вера постепенно отступает и превращается, становится набором обрядов, набором благочестивых приемов, поступков, которые только по внешности являются благочестивыми. А на самом деле они давно уже являются формой без внутреннего содержания. А внутреннее содержание – это Христос, это благодать крещения, которую мы все должны всячески поддерживать и являть в своей жизни через молитву, через всемерное воздержание, через послушание, повиновение, через постоянное покаянное чувство воспоминания о своих грехах.

Спаси Господь.

https://www.optina.ru/sermon/bogojavlenie18d/