Святитель Николай: Правило веры и образ кротости. Юрий Рубан

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

До революции на Руси икона Николая Чудотворца была в каждом крестьянском доме, а в Белоруссии и Украине праздник «Николая Зимнего» до сих пор остается в народной памяти третьим в году по значению церковным праздником после Рождества и Пасхи. За что мы почитаем святителя Николая?

"Хвали зиму после Николина дня", – гласит древнерусская пословица. Правда, в последние годы эта народная мудрость часто не оправдывается. Зима не спешит приветствовать того, кто стал ее воплощением, хотя никогда не видел наших прекрасных заснеженных елей. Конечно же, речь идет о святителе Николае Чудотворце, имя которого в переводе с греческого – "Побеждающий народ". Для многих россиян он – просто Никола, а один из двух церковных праздников его памяти – "Никола Зимний" (6/19 декабря).

В церковной традиции Николай принадлежит к разряду святых из высших иерархов (архиереев), "святителей". Время его жизни относится к ко второй половине III – первой половине IV века, но его первая "биография" (житие) появилась лишь полтысячелетия спустя. Здесь он сразу предстает как обобщенный образ идеального пастыря: с одной стороны, он – «правило (канон) веры и образ кротости», с другой – бесстрашный и нелицеприятный "печальник" о людях.

Отказавшись от родительского наследства, юный Николай посвятил себя служению христианской Церкви, переживавшей решительный период своего становления в изменяющихся условиях. Народ избрал его своим архипастырем (в древности церковные должности были выборными), и Николай стал архиепископом города Миры, столицы римской провинции Ликия на юго-западе Малой Азии (отсюда его прозвание "Мирликийский"). Избрание сопровождалось видениями Иисуса Христа и Богоматери, поднесших ему знаки епископского достоинства – Евангелие и омофор, длинную широкую ленту, украшенную крестами и носимую во время богослужения на плечах. С этими знаками архиерейского отличия святитель Николай и изображается чаще всего на русских иконах. Высокий лоб, седая борода и заботливый взгляд "пастыря" придают его изображениям легко узнаваемый "портретный" облик.

Ко времени правления римского императора Константина Великого (306–337), первого христианского "кесаря", житие относит рассказы о заступничестве св. Николая за несправедливо осужденных. Он выхватывает из рук палача меч и спасает трех несправедливо приговоренных к смерти горожан; во сне является императору и убеждает его оправдать трех опальных полководцев, а хлеботорговцу велит везти товар в голодающие Миры. Он творит многочисленные чудеса на море, а однажды оживляет несчастных школяров, разрезанных на части коварным владельцем постоялого двора, и потому становится патроном мореплавателей и школьников.

Особое место святитель Николай занимает в западноевропейской христианской фольклорной традиции. Здесь он стал объектом своеобразной народной мифологизации (наивной и вполне чистосердечной, присущей всем простым христианам, сердиться на которую профессиональные богословы и историки не вправе!) и превратился в знакомого всем Санта Клауса. По мнению покойного академика С. С. Аверинцева, голландское имя святого – Синте Клаас – трансформировалось в Санта Клаус, что значит просто "Святой Николай"! Его модификацией является английский Father Christmas – "Батюшка Рождество". В России же эта ниша занята, с некоторыми оговорками, хорошо знакомым нам с детства щедрым, добрым и могущественным Дедом Морозом.

Расставаясь с родительским богатством, святитель Николай помог одному впавшему в крайнюю нищету отцу, уже готовому согласиться с тяжкой участью трех своих дочерей. Ночью он тайно подбросил в их печальный дом три узелка с золотом – на приданое каждой девушке. Став неведомым благодетелем, Санта Клаус с тех пор каждую рождественскую (или новогоднюю) ночь подкладывает ребятишкам подарки. Скоро он вновь придет, с чем-то на этот раз? Как интересно! Но потерпите же немного, ждать осталось совсем недолго.


Источник: Нескучный сад