Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси
Память выдающегося афонского подвижника и митрополита Киевского и всея Руси святителя Киприана традиционно чтится Русской Церковью 16/29 сентября, в день его блаженной кончины. В следующем году, в юбилейный год 1000-летия русского монашества на Афоне, исполняется 610 лет со дня преставления этого выдающегося святителя.
Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевского, Русского и Литовского 2 декабря 1375 года. До принятия архиерейского сана будущий святитель подвизался на Святой Горе Афон. Здесь он прошел школу умного делания, очищения души от страстей, стяжания Святого Духа, и потом был Промыслом Божиим был поставлен пасти Церковь Русскую.
Святой Киприан родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником – болгарином, по другим – сербом из Тырново. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия (впоследствии патриарха болгарского), направился на Афон. Он прибыл на Святую Гору в то время, когда здесь только завершилась борьба с Варлаамом, Акиндином и их последователями за дело высшей важности для всех православных христиан. Спор, как известно, шел о Нетварном Свете и умной молитве, которая была постоянным упражнением безмолвствующих иноков на Афоне. Эти споры закончились победой православного исихастского учения свят. Григория Паламы, а исихазм был признан официальным учением Восточной Церкви.
О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался блаженный Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Руссике, населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне.
Живя на Святой Горе, преподобный Киприан не прерывал связей с отечеством. Он вел переписку со своим духовным наставником и воспитателем, блаженным Евфимием, который в то время (после 1360 года) уже занимал патриарший престол в Тырнове. Главными занятиями святого Киприана на Афоне были списывание и перевод книг. К этому делу он был хорошо подготовлен своим воспитанием в Тырнове под руководством блаженного Евфимия, который был хорошо известен своим классическим образованием и трудолюбием. Прилежно изучая произведения церковнославянской письменности, состоявшие из переводов святоотеческих творений, Киприан обогатил свой ум и сердце теми знаниями, которые впоследствии помогли ему сделаться «восстановителем упавшего на Руси (в монгольский период) духовного просвещения».
Время, когда святой Киприан жил на Афоне, было периодом развития здесь славяно-сербской письменности. Большая часть привезенных впоследствии святителем на Русь и выписанных им со Святой Горы и из Константинополя славянских рукописей принадлежат трудам сербских иноков XIV столетия. Славянскими переводами на Святой Горе занимались не только монахи славянских обителей: Руссикона, Хиландара, святого Павла, Филофея и Ксенофа. Некоторые иноки из числа славянской братии специально для этого поселялись и в знатных греческих монастырях. Как в Константинополе переписчиков и переводчиков книг привлекал Студийский монастырь святого Иоанна Предтечи, так на Афоне - Лавра святого Афанасия. Из сохранившихся славянских рукописей той эпохи видно, что многие славянские книги были переведены с греческого и написаны в Великой Лавре святого Афанасия.
Настоятелем Великой Лавры был в то время игумен Филофей (Коккин), выдающийся подвижник-исихаст, муж просвещенный, известный духовный писатель. В 1353 году он был возведен на патриарший престол Константинопольской Церкви. По оставлении в первый раз патриаршего престола в 1354 году патриарх Филофей до 1364 года пребывал на Афоне. Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным благочестивому Филофею. Отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны последнего. Таким образом, во время второго восшествием святителя Филофея (Коккина) на патриарший престол в 1364 году, Киприан уже состоял при патриархе «ближним его монахом», т.е. помощником.
По возвращении на патриарший престол святой Филофей застал церковные дела в расстроенном виде. Был нарушен союз любви и мира с соседними славянскими автокефальными Церквами. В 1350 году предшественник святителя, патриарх Каллист, наложил на Сербию, ее царей, духовенство и народ церковное отлучение (анафему) за то, что в 1346 году сербский король Стефан Душан на Соборе в Скопле, под председательством Охридского патриарха и при участии патриарха Тырновскаго, провозгласил сербского архиепископа Иоанникия II (бывшего своего логофета) патриархом, а сам венчался от него царским венцом без соизволения византийского императора и патриарха.
Не лучше были отношения Константинополя и с болгарскими патриархиями Охридской и Тырновской. Лишь Русская Церковь продолжала строго хранить свои подчиненные отношения к Константинопольской Церкви, хотя и там уже давно начали тяготиться присылкой митрополитов извне, которые не знали ни языка, ни обычаев народа. Желание иметь помощника в примирении с соседними славянскими Церквами и укреплении влияния на русскую митрополию, вполне объясняет причину, по которой патриарх Филофей приблизил к себе ученого инока Киприана, которого узнал и оценил еще на Афоне.
Выбор удался вполне. Во время своего второго патриаршества (1364-1376) святитель примирился с Сербской и Болгарской Церквами и укрепил свое влияние на Церковь Русскую, и достиг всего этого при содействии инока Киприана. Примирение с Болгарской Церковью, предстоятелем которой до самого падения Тырнова в 1389 году был блаженный патриарх Евфимий, учитель и наставник святого Киприана, не могло представлять особенных затруднений. Труднее было достигнуть примирения с Церковью Сербской, с которою было прервано всякое общение.
Но и здесь дело устроилось, без всякого сомнения, старанием того же инока Киприана через посредство афонцев. Почтенный афонский инок Исайя, которого в 1348 году Стефан Душан едва умолил принять на себя настоятельство в обновленной им русской афонской обители (Руссик), запустевшей было по причине «крайнего от Руси оставления», давно уже скорбевший о печальном разрыве мира и любви между Церквами Греческой и Сербской, по причинам не столько духовным, сколько политическими, с любовью принял на себя ходатайство по делу примирения. Для этого он отправился сначала в Сербию, где склонил к миру благочестивого князя Лазаря и патриарха Савву IV, а затем, уже как поверенный от лица всего освященного Сербского Собора, отправился послом в Константинополь. Старания старца Исайи увенчались полным успехом, в чем принимал искреннее участие боголюбивый инок Киприан, как человек равно близкий и к патриарху, и к старцу. К тому же и сам святейший патриарх Филофей, зная монаха Исайю по Афону, весьма уважал его. Событие это произошло в начале 1375 года.
Особенно деятельное участие святой Киприан, по воле патриарха Филофея, принимал в делах Русской Церкви. Около 1373 года Киприан был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием: «патриарх послал, говорить собору, Киприана, собственного монаха, человека миролюбивого и богобоязненного, умеющего благоразумно пользоваться обстоятельствами и управлять делами, послал его, чтобы примирить князей друг с другом и с митрополитом». Во время поездки через русско-литовские земли Киприан встречался с князьями Литовской Руси и нашёл у них поддержку.
В результате усилий патриаршего посла зимой 1373/1374 года тверской князь Михаил отказался от претензий на Владимирское великое княжение, и митрополит Алексий снял с него наложенное ранее отлучение. В Тверь на вдовствующую кафедру был поставлен новый владыка Евфимий (Вислень). Киприан участвует в этом поставлении. В конце зимы Алексий ставит епископом Суздальским и Нижегородским печерского архимандрита и друга Киприана Дионисия, ещё одно яркое лицо русской церковной истории. Литва принимает активное участие в антитатарском движении: «Ходила Литва на татарове, на Темря, и быша межи их бой». Складывается мощная общерусская коалиция. Основу этой коалиции составляли Великое княжество Литовское и великие княжества Московское, Тверское и Нижегородское.
Однако из-за интриг Орды продержалась коалиция недолго. Обострилась конфронтация за великокняжеское первенство между Тверью и Москвой. Князь Михаил вновь заявил свои права на Владимир, между Москвой и Тверью началось военное противостояние. Вместе с Тверью от коалиции отошла и Литва. Дело закончилось походом Дмитрия Московского в 1375 году против Твери.
Поскольку в разразившемся противостоянии проживавший в Москве митрополит Киевский Алексий занял сторону московского князя, то в Литовской Руси отказались подчиняться его предписаниям и «недовольные князья послали большое посольство с грамотою к патриарху, умоляя дать им» особого митрополита для юго-западной Руси, говоря, что иначе они «готовы будут приступить к другой церкви». После соборного рассуждения о сем, патриарх Филофей, руководясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе, и в декабре 1375 году рукоположил «кир Киприана в митрополиты Киева и Литвы». А чтобы сохранился древний порядок, и чтобы все части Руси впредь были под одним митрополитом, «тогда же положено на Соборе, по смерти митрополита Алексия, быть Киприану митрополитом всея Руси».
9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев, который находился под властью литовского князя Владимира Ольгердовича, и стал обустраивать жизнь подчиненных ему епархий Киевской митрополии в пределах Великого княжества Литовского. В Москве такое назначение отказались признавать и по-прежнему считали Киев и другие юго-западные русские епархии под властью митрополита Алексия, проживавшего в Москве.
12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Согласно соборному постановлению, Киприан должен был распространить свои полномочия на всю Киевскую митрополию. 3 июня из Любутска, он пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому о намерении прибыть в Москву. Однако по указанию князя Дмитрия Ивановича (Донского) по дороге в Москву святитель Киприан был арестован, ограблен и посажен в тюрьму, а позже с позором изгнан за пределы Московского княжества. После этого святитель Киприан поспешил под защиту князей Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и 23 июня написал второе послание игуменам Сергию и Феодору, в котором доказывал недопустимость поставления в митрополиты белого попа Митяя «по завещанию» и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме.
Лишь через три года святитель Киприан смог объединить под своим святительским омофором как Киевскую, так и Московскую части Русской Митрополии. Однако через несколько лет святитель Киприан был вновь удален из Москвы, а Пимен возвращен из ссылки и занял в Москве престол митрополии. Вместе с Киприаном в Литву отправился и игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий.
В 1385 году митрополит Киприан был вызван патриархом Нилом в Константинополь для канонического разбирательства ситуации в Русской митрополии. В столицу он прибыл вместе с патриаршими послами, которые закончили в Москве следствие по делу Пимена. И в этой поездке его сопровождал игумен Афанасий. В Константинополе митрополит поселился в Студийском монастыре, известным своей библиотекой, и занимался переводами текстов с греческого на славянский. В том числе им были переведены творения Дионисия Ареопагита. Киприан составил Евхологион, по которому позднее проводилась реформа в богослужебной практике Русской Церкви, 27 апреля закончил переписывать Лествицу Иоанна Синайского. В течение этого время Киприан неоднократно как Киевский митрополит участвовал в заседаниях Синода Константинопольской Церкви.
29 мая 1387 г. святитель Киприан вновь отбыл на Русь. После этого мы видим митр. Киприана в Киеве и Литве, где он сумел убедил литовского князя Витовта возглавить антипольскую коалицию и примирить с московскими князьями.
В феврале 1389 года на Соборе в Константинополе святитель Киприан был окончательно утвержден в статусе единого митрополита Киевского и всея Руси, а московский митрополит Пимен был низложен. Вскоре, 19 мая, умер великий князь Дмитрий Донской и препятствий к возвращению святителя Киприана в Москву больше не было.
Из Киева святитель Киприан 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Единство митрополии было, наконец восстановлено. Результатом деятельности св. Киприана стало даже распространение власти киевского митрополита на Молдовлахию.
Активно проводя политику объединения христиан перед лицом угрозы османского завоевания, митрополит Киприан за время своей деятельности с 1390 по 1406 годы ни разу не был ни в Орде, ни в Константинополе, но дважды на длительные сроки (с 1395 по 1397 и с 1404 по 1405 годы) оставался в «землях королевства Польского», часто старался служить на своей титульной первосвятительской кафедре в Киеве, тем самым подчеркивая ее центральное историческое и духовное значение для Руси. В 1404—1405 годах был в Литве и присутствовал при встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе. В январе 1406 года прибыл в Москву. За четыре дня до смерти святитель Киприан продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении. Почил 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля.
В сане митрополита Киевского и всея Руси для святителя Киприана начался тот крестный путь скорбей, которым Небесный Архипастырь возводит к Себе Своих избранников.
Блаженному Киприану с первых дней святительства и почти до гроба пришлось терпеть скорби. Почти тридцать лет он носил на себе бремя управления Церковью Русской, но из них не более восемнадцати был действительно митрополитом всея Руси: полтора года при великом князе Димитрии Иоанновиче и шестнадцать с половиной лет при сыне его Василии Дмитриевиче. Несмотря на многие трудности, с которыми пришлось встретиться, он сохранил церковное имущество, которое рассматривал как дар церковного народа. Святитель часто произносил проповеди о бедности, подобающей монахам, передавая им дух афонского исихазма. С большим успехом занимался переводом и исправлением церковных книг, и прославился как превосходный писатель, канонист, литургист и хронограф. Среди его трудов переводы Пидалиона (Кормчей), Евхология, Псалтири, большое число литургических, агиологических, аскетических и канонических текстов. Святитель Киприан принес на Русь традицию исихазма, положив тем самым нало «исихастскому возрождению» на Руси.
Святитель Киприан, занимаясь распространением на Руси исихастской традиции, осуществил литургическую реформу, ввел иерусалимский церковный устав. Именно Киприаном было введено чтение в первое воскресение Великого поста «Синодика православия», в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.
Занимался переводом с греческого и переписыванием южнославянских книг и при нём стала быстро увеличиваться в своем составе русская книжность. Протодьякон Киприана Спиридоний в 1379 году написал знаменитую Киевскую Псалтырь. При Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с «мартовского» года на «сентябрьский», активизировалась монастырская колонизация северных пределов Руси, церковное строительство, украшение церквей.
Делом всей жизни святителя Киприана было как объединение Русской Церкви под началом митрополита Киевского и всея Руси, так и объединение разрозненных русских княжеств и восстановление единства былой Киевской Руси. С этой целью он неоднократно предпринимал титанические усилия по примирению враждовавших между собой православных князей московских и литовских, тверских, нижегородских и других и объединению их в единую коалицию, способную противостоять как Орде, так и католическому Западу.
И хотя не все задуманное святителем Киприаном Киевским удалось реализовать, он оставил неизгладимый след в истории Русской Церкви и Руси в целом.
Святые мощи святителя Киприана были обретены при перестройке Успенского собора 27 мая 1472 года. Память его празднуется Русской Православной Церковью 16/29 сентября, 27 мая/9 июня и в воскресенье перед 26 августа/8 сентября.
Источник: Русский Афон
Источник: Русский Афон
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии