Святитель Иоанн Златоуст о семье и образовании детей. Анна Сапрыкина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Материнские заметки

Святитель Иоанн Златоуст и апостол Павел
Святитель Иоанн Златоуст и апостол Павел

Тонны педагогической литературы, научной и популярной. Толстые тома с запутанными определениями, доказанными и недоказанными выводами. С разнородными советами, методиками и принципами. Некоторые из этих книг становятся для родителей настольными, реально помогают справиться с ежедневными трудностями воспитания детей. А многие оказываются заумным нагромождением слов, за которым мы уже не видим собственного ребенка. Воспитание разложено по полочкам, по категориям и подкатегориям, в таблицах и схемах, и все логично и понятно. Неясно только, что же, вернее, кто же вырастет из ребенка после всех этих педагогических трюков? Воспитание, питание едой и питание разными приёмами есть. А образование? Формирование образа? И какого образа? Это мы часто как раз упускаем из виду. Иногда бывает просто необходимо выпить чистой воды. Чтобы вернуть истинный вкус. Чтобы вернуться к своим родным реальным детям из мути информационного потока. Увидеть их самих, вынырнув из собственных ежедневных тревог и забот об их воспитании.

Стоит открыть творения Златоуста на любой странице, и обязательно находится ответ. Что бы ни происходило, все становится намного яснее и проще

Такой чистой водой для меня бывает чтение святителя Иоанна Златоуста. Особенно я люблю его толкования на апостольские послания и Евангелие от Матфея. Почему-то стоит открыть его творения на любой странице, и обязательно находится ответ именно на мое сиюминутное состояние. И что бы ни происходило, стоит прочитать хотя бы один абзац, и все становится намного яснее и проще.

О семье святитель Иоанн Златоуст говорил очень много, особенно в гомилиях (проповедях, которые священник Иоанн, а затем архиепископ Иоанн произносил в Антиохии и Константинополе). О воспитании и образовании он говорил еще больше. Упоминания, отступления на эти темы можно найти практически в любой его проповеди. Но есть в творениях святителя и особые произведения, посвященные именно семье и заботе о детях.

Можно написать небольшую статью, где будет собрано «все об учении Златоуста о семье и детях». Но это будет статья обо всем и ни о чем. Можно почитать брошюрки «Мысли Златоуста о воспитании детей». Но это будут очень важные, глубокие, но выдернутые из контекста фразы. Иногда такие выдергивания могут приводить к полному искажению мысли автора. Чтобы узнать учение святителя Иоанна Златоуста о семье и об образовании детей, придется читать собрание его творений.

Когда я была маленькой, в кабинете моего папы стояли ровными рядами высокие синие тома полного собрания творений святителя Иоанна Златоуста с золотыми буквами на обложке. Несмотря на мое богатое воображение, я не могла себе представить, чтобы обычный «нормальный» человек мог все это читать. Такой том и в руки-то взять – уже некое событие из абстрактного интеллектуально-духовного мира. А еще и читать… Моя подруга как-то взяла (тоже у своего отца) один такой том. И на следующий день вернула книгу в домашнюю библиотеку: очень сложно написано. Лучше почитать что-то более современное. Осилить все 12 томов от корки до корки представляется настолько неподъемным, что и поднимать не хочется.

Каждое слово Священного Писания, каждую притчу святитель прилагает к обыденной жизни семьянина

А ведь на самом деле стоит просто начать. И не с самого начала. Творчество святителя Иоанна Златоуста исследователи разделяют на несколько периодов. И все делят по-разному. Условно – это ранний и зрелый период. Особый интерес для нас, семейных людей, представляет период проповедничества святителя, когда он учит простых мирян, когда говорит об устроении жизни обычного человека. Каждое слово Священного Писания, каждую притчу святитель прилагает к обыденной жизни семьянина.

И обращается он вовсе не к идеальным «византийским» христианам. Общество во времена Златоуста было во многом похоже на современный нам мир. Огромные города, в которых живут язычники, иудеи и христиане, люди множества разных национальностей, свободные и рабы, очень бедные и очень богатые. Традиции римского и эллинского язычества часто примешивались к повседневной жизни людей, всего за одно поколение до этого ставших христианами. Христианство только-только начинало входить в обычаи общества. Блуд и разводы, семейное насилие и безответственность родителей, для которых развлечения и деньги дороже детей и семьи, – вот к каким родителям обращается святитель. Времена и нравы? Вот иллюстрация: в одном из ранних произведений святитель не советует родителям отсылать детей в школы отнюдь не потому, что он против светского образования как такового, а потому, что часто образовательные учреждения были рассадниками «любви к мальчикам». Прошло уже 16 веков с тех пор, но мы сейчас живем не в лучших и не в худших условиях, чем слушатели Златоуста. У них, правда, была возможность, придя в храм, услышать того, кого Церковь прославила как великого вселенского учителя и святителя. Но и мы можем приходить в точно такие же храмы и слушать там слова проповеди. Мы можем услышать и самого Златоуста, читая и перечитывая его творения.

Можно начать с того, что прочитать те проповеди, в которых святитель Иоанн Златоуст рассказывает именно о семье и детях. Их не так чтобы очень много. Да, кстати, моя подруга, для которой тексты Златоуста показались тяжёлыми, через некоторое время снова попробовала почитать творения святителя и теперь уже возвращается к нему постоянно. Потому что всего лишь открыла в другом месте – и вчиталась, и полюбила своеобразный, но очень яркий язык одного из самых выдающихся проповедников «всех времен и народов». Стоит начать читать – и уже будет трудно оторваться, это уже станет потребностью.

В Интернете выложено полное собрание творений Златоуста, поэтому подобное чтение доступно каждому. Но лучше такие книги иметь в «живом» виде. Чтобы отмечать карандашом те места, которые показались важными. Писать на полях свои мысли по поводу прочитанного. И потом можно будет снова возвращаться к этим текстам. А потом книгу возьмут в руки другие домочадцы и смогут обратить внимание на то, что заметил предыдущий читатель.

Сначала расскажу о тех творениях святителя Иоанна Златоуста, в которых семья и воспитание детей являются основной темой. Это:

1. Пять слов Об Анне
De Anna sermones 1-5; PG. 54. Col. 631-676[1]; Русский перевод: Полное Собрание Творений. Т. 4. Кн. 2. С. 776-830[2].

Здесь святитель рассматривает историю пророчицы Анны, матери пророка Самуила. Отношение Анны к ребенку – это образец для каждого отца и для каждой матери. Златоуст подробно рассказывает об этом отношении. Какие два «безмолвные учителя» есть у нас от начала? Кто нам дан «промыслом Божиим» третьим учителем? Что значит посвятить своего ребенка Богу? Как с раннего возраста вводить ребенка в «жизнь небесную»? Святитель ставит эти вопросы и подробно отвечает на них. Рассказывает, как любая мать может стать царским храмом, как Анна соревнуется с патриархом Авраамом и почитает своего маленького сына, как родителям ежедневно заботиться о своих детях.

«Способность рождать имеет начало свое свыше – от Божия промысла, и… для этого ни природа женщины, ни сожитие с мужем и ничто другое, само по себе, недостаточно». (Пять слов об Анне, I, с. 785)

2. Беседа на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя» (1 Тим 5: 9), и о воспитании детей, и о милостыне
In illud: Vidua eligatur; CPG, N 4386; PG. 51. Col. 321-338; Русский перевод: Полное Собрание Творений. Т. 3. Кн. 1. С. 330-348.

Златоуст начинает эту беседу с того, что говорит о вдовах (об истинных вдовицах), о втором браке и браке вообще. Рассуждает об отношении новой жены к памяти предыдущей. И постепенно переходит к теме воспитания детей, и здесь уже говорит не о вдовах, но о родителях, причем в первую очередь святой обращается к отцу, а не к матери. Называет тех, кто не воспитывает своих детей, детоубийцами, утверждает, что, не воспитывая их, мы разрушаем ни много ни мало как целую вселенную.

Какую власть Бог дал отцу, какими способами усилил ее? Какова мера родительской ответственности за ребенка? Как соотносится почитание родителей и отношение к Богу? Где должны получать «религиозное образование» дети? Мужняя жена? Как могло случится такое, что родной отец предает своего ребенка? Почему многие родители спохватываются о воспитании своих детей лишь тогда, когда за великовозрастным чадом приходят представители закона? Все это, и еще гораздо больше можно узнать из этой беседы.

«Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он – своего собственного сына, а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». (Беседа на слова о вдовице… с. 340)

3. Беседа XX из «Бесед на Послание к Eфесянам»
In epistulam ad Ephesios argumentum et homiliae 1-24; CPG, N 4431; PG. 62. Col. 9-176; Русский перевод: Полное Собрание Творений. Т. 11. Кн. 1. С. 5-218. ХХ беседа: с. 165-183.

Беседа XX из «Бесед на Послание к Ефесянам» – одно из первых четко сформулированных, подробных изложений христианского учения о семье

Здесь святитель Иоанн Златоуст объясняет пятую главу послания апостола Павла к Ефесянам, в которой говорится о браке. Можно прочитать эту беседу целиком, а потом постепенно перечитывать строку за строкой, в день по абзацу, пытаясь осознать и вместить сказанное святителем. Это одно из самых первых четко сформулированных, подробных изложений христианского учения о семье. И оно осталось основой всего последующего учения нашей Православной Церкви о Церкви малой. Обязательно надо читать эту беседу перед вступлением в брак, во время каждого семейного конфликта, а лучше тогда, когда конфликт только пытается созреть. Читать и на каждую годовщину свадьбы, и тогда этих годовщин будет гораздо больше, чем бывает сейчас в нашем обществе.

Обязательно надо читать эту беседу перед вступлением в брак, во время каждого семейного конфликта, а лучше тогда, когда конфликт только пытается созреть

В беседе говорится о единомыслии между супругами как основном условии мира в мире и хорошего воспитания детей. О том, как именно жене повиноваться мужу и что при этом думать, о том, как мужу любить свою жену, какими способами научить ее послушанию. О том, что делать с недостатками жены. О плотском и духовном соединении в браке. Об идеальных отношениях взаимного уважения, терпения, послушания. И снова – о любви и единомыслии в браке. О домашней молитве. Именно здесь святитель утверждает, что дом есть малая Церковь (в греческом тексте именно с большой буквы).

«Для того Он и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет правление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство». (Беседа XX на Послание к Ефесянам)

На какие еще вопросы отвечает здесь Златоуст? Что означает оставить жену или мужа, чтобы следовать за Христом? Что делать мужу, если его жена развратна и презирает мужа своего? Что делать одному супругу, если другой не исполняет свой долг? Что такое духовный брак? Что значит бояться мужа? Какое значение для супружеских отношений имеют деньги? Какое место в общественной и духовной жизни мужа занимает жена? Как разделять семейное имущество? И даже о словах, и о внутреннем настроении новобрачного христианина.

«И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее». (Беседа ХХ на Послание к Ефесянам, с.172-173)

4. Беседа XXI из «Бесед на Послание к Eфесянам»
In epistulam ad Ephesios argumentum et homiliae 1-24; CPG, N 4431; PG. 62. Col. 9-176; Русский перевод: Полное Собрание Творений. Т. 11. Кн. 1. С. 5-218. XXI беседа – с. 183-191.

В XXI беседе святитель говорит о том, что является основной причиной непослушания детей, как сделать ребенка христианином и кто обязан этим заниматься

Эта беседа – продолжение двадцатой беседы, но уже собственно о воспитании детей. Начинается разговор снова с темы супружества: если муж и жена будут верны изложенному в предыдущей беседе, то и дети их будут подчинены Божественному закону. Святитель коротко говорит об обязанностях детей по отношению к родителям и подробно – о родительском долге. Рассказывает, что является основной причиной непослушания детей родителям, как сделать ребенка христианином и кто обязан этим заниматься. Что значит поручить ребенка Богу? Кто должен воспитывать детей в наказании и учении Господнем? Что значит такое воспитание на практике?

Говорит он и об особенностях системы ценностей истинно христианского образования, о соотношении этого истинного образования с внешним, светским. И о том, что истинное образование способствует карьерному росту, а блестящее светское обучение без истинного образования порождает крайнюю нужду уже в земной жизни. О том, что путь в Царство Небесное для мужа и отца связан с «образованием и упорядочиванием»[3] жены и детей. И еще о том, поможет ли Бог родителям образовать детей в том случае, если мы молимся, но сами не трудимся над их воспитанием. Или если трудимся, но к Нему не обращаемся.

«Ежели тот, у кого дети необузданны, недостоин епископства, то тем более он недостоин царства небесного». (Беседа XXI на Послание к Ефесянам, с. 190)

5. Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей»
Περ κενοδοξίας κα ὅπως δεῖ τοὺς ϒονέας ἀνατρέφειν τὰ τέκνα; De inani gloria et de educandis liberis; CPG, N 4455; SC. 188; Русский перевод: Антология педагогической мысли христианского средневековья, 1994[4].

Это текст не настолько доступен, как предыдущие, и имеет почти детективную историю публикации. Но от этого он не менее интересен, особенно для родителей. Недоступен он потому, что его просто нет в русскоязычном полном собрании творений святителя Иоанна Златоуста, которое было издано в Российской Империи в конце XIX века, и с которого делались все переиздания в постсоветской России. Дело в том, что перевод более-менее полного собрания творений Златоуста на русский язык был подготовлен только к концу XIX века трудами преподавателей и студентов Санкт-Петербургской духовной академии. До этого у нас были отдельные произведения или сборники, составленные из разных текстов. Этот перевод, которым мы пользуемся по сей день, был сделан по «Греческой Патрологии» аббата Миня (на тот момент это было самое полное собрание текстов). И вот этот самый трактат «О воспитании детей» аббат Минь не включил в свою Патологию ни в раздел подлинных, ни в раздел спорных творений святителя. И потому это трактата нет и в русском собрании[5].

Сегодня этот текст считается подлинным произведением Златоуста и используется как одно из основных творений святителя о воспитании детей[6]. Трактат переведен на новогреческий в издании Греческих Отцов Церкви (Έλληνες Πατέρες της Εκκλησίας. Τ. 30), используется греческими православными священниками для описания педагогического учения Златоуста[7]. В 1990 году появился и перевод этого трактата на русский язык[8], его можно скачать в Интернете и почитать в библиотеках. Давайте посмотрим, чем может этот трактат помочь нам, родителям, в воспитании наших детей. Ведь в любом случае этот текст посвящен именно христианской заботе о ребенке.

В трактате можно найти и ценностные установки, которыми должны руководствоваться христианские родители, и практические рекомендации для воспитания «гражданина Небес»

Здесь можно найти и весьма образные ценностные установки, которыми должны руководствоваться христианские родители. А главное – вполне реализуемые практические рекомендации для воспитания «борца для Христа» и «гражданина Небес».

Вот пример, который меня саму по-настоящему вдохновляет. Во многих проповедях святитель Иоанн Златоуст призывает родителей учить своих детей Священному Писанию. А в этом трактате обстоятельно описано, как практически это можно сделать. Отец во время семейного ужина своими словами пересказывает историю Каина и Авеля. Показано, как подготовить этот пересказ. Мать сидит рядом и вместе с ребенком слушает слова отца, одобряя услышанное. Отец, а позже и мать объясняют значение библейского повествования. Во время следующей трапезы отец спрашивает ребенка, что он запомнил из вчерашней истории – такое повторение пройденного. И отец снова объясняет нравственное значение взаимоотношений библейских братьев. Затем наступает заключительный этап этого домашнего урока, растянутого на несколько дней: отец, взяв ребенка за руку, отводит его в храм в тот день, когда Церковь на службе читает этот самый рассказ. «И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее», – говорит святитель. Такое вот религиозное образование, которое проводится одновременно в малой Церкви и в Церкви великой.

Также внятно и вполне применимо к жизни семьи XXI века трактат повествует о воспитании целомудрия с самого раннего возраста. Здесь же можно прочитать о том, какие ворота есть в душе ребенка и как охранять эти ворота. О значении скульптора и царя в воспитании детей. О пользе общения подростков с монахами и епископами. Об отношении ребенка к своим младшим братьям как школе управления своими чувствами. О молитве и посте ребенка. И о том, как родители, воспитывая детей, могут создать золотую цепь для потомков. И еще, конечно, о свадьбе.

«Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремеслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу. Не перестану ублажать вас, просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться об упорядочивании детей». (Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей»)

Есть, конечно, и много других проповедей святителя, в которых Златоуст учит нас жизни в семье, учит родителей «образованию и упорядочиванию» детей. Такие места не всегда просто отыскать, потому что они часто спрятаны внутри какого-нибудь «недетского» текста. Например, в толковании на Евангелие от Матфея святитель рассказывает о смоковнице (Беседа LXXVII). Говорит о кончине века, о любви и милостыне, исполнении воли Божией, о необходимости заботиться о ближних. Эта забота может быть самой разной, в том числе такой: «Каждый из нас имеет овцу, которую и должен водить на добрую пажить. Муж, вставая с постели, о том только и должен стараться, чтобы и делами и словами насаждать в своем доме и семействе большее благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства небесного». Вот так, всего одна фраза, но уже – установка. Уже стоит того, чтобы прочитать и подумать…

Замечу: если брать готовые подборки «о воспитании детей», можно встретить обширные цитаты о том, как надо учителям учить подрастающее поколение. На проверку оказывается, что святитель говорил эти слова отнюдь не педагогам и отнюдь не о детях. Святитель обращается к священникам, которые являются учителями приходящих в храм взрослых людей. Или, скажем, речь идет о катехизации взрослого человека. Так что снова и снова повторю: надо самим читать тексты великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста.

В заключение следует обязательно упомянуть и те творения святителя Иоанна Златоуста, в которых тема семьи и воспитания детей не является главной, но проходит красной нитью сквозь многие проповеди:

6. Восемь слов на книгу Бытия[9]
Творения. Т. 4. Кн. 2. C. 726-775.

Особенно: Слово IV о происхождении власти мужа над женой, о власти родителей над детьми, слово V о жене, имеющей неверного мужа. В конце двух последних бесед есть размышления святителя о семейных ужинах.

7. Беседы на святого евангелиста Матфея
Творения. Т. 7. Кн. 1. С. 5-471; Кн. 2. С. 475-891.

Почти в каждой беседе можно узнать о семейной жизни и воспитании детей. Беседа XI о духовном образовании в семье, беседа LX об обуздании детей, беседы XVII и LXII о любви в браке и том, что развод – беззаконие и приравнен к прелюбодеянию.

8. Беседы на святого апостола и евангелиста Иоанна
Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 5-463; Кн. 2. С. 467-604.

9. Толкование на Послание к Римлянам
Творения. Т. 9. Кн. 2. C. 488-859.

10. Беседы на Первое и Второе Послания к Коринфянам
Творения. Т. 10. Кн. 1. C. 5-455; Кн. 2. С. 459-728.

Особенно: Беседа XIX об уклонении от супружеского сожительства, о любви, единодушии супругов и страшных последствиях супружеских раздоров. Святитель четко и иногда неожиданно говорит о реальных причинах разрушения христианских семей. Беседа XXVI о покорности жены и ее подчиненности мужу, о беззаконии и безумии мужа, поднимающего руку на свою жену.

11. Толкование на псалмы
Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 5-412; Кн. 2. С. 419-574.

Например, на псалом 41. О том, как сделать свой дом Церковью и об общесемейной молитве, или на псалом 43, где родители учат своих детей Писанию.

12. Беседы на Послание к Титу
Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 837-883.

Особенно: Беседа II и IV о том, что именно значит быть целомудренным, о любви и иерархии в отношениях мужа и жены.

13. Беседы на Послание к Колоссянам
Творения. Т. 11. Кн. 1. С. 356-469.

Особенно: Беседа VII о болезни и смерти ребенка, беседа X о любви и повиновении в браке, о том, когда надо уступать своим детям, о красоте жены. Беседа XII – настоящий гимн браку, говорит о сожительстве супругов, о зачатии, рождении и воспитании детей, о свадьбе.

14. Беседы на Деяния апостолов
Творения. Т. 9. Кн. 1. С. 5-478.

15. Беседы на Первое и Второе Послания к Тимофею
Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 618-836.

Особенно: Беседа IX, в которой говорится о пути спасения женщины, о воспитании воздержания.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77199.htm