Святитель Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости». Роман Савчук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Иннокентий Пензенский
Святитель Иннокентий Пензенский

«Ученый по призванию, он был человеком кротким, склонным к молитвенной и аскетической жизни», – так о незаурядном богослове, самоотверженном ревнителе истины и достойнейшем пастыре святителе Иннокентии (Смирнове) скажут благодарные потомки. И это характеристика, которая подходит к житию святого как нельзя лучше. Обладая незаурядными способностями, благодаря которым он уже в 29 лет стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии, будущий святитель в семинарии за кротость и безукоризненное поведение был прозван Смирновым. Он достаточно быстро продвигался по административной линии, однако не терял юношеских добродетелей благочестия, покорности и безупречной чистоты жизни. Все отмечали исключительный дар проницательности, которым обладал молодой архимандрит, его способность читать внутренние чувства человека.

Казалось бы, ответом на такие замечательные внутренние качества святого должно было быть уважительное, даже благоговейное отношение со стороны окружения. Однако была у святителя Иннокентия одна черта, которую не могли простить даже такой светлой душе. Он не умел быть удобным обществу. «Слез не достанет у всякого любомудрого и доброго человека, – восклицал архимандрит Иннокентий, характеризуя новомодные мистические учения, – оплакивать раны, кои сия нечестивая и совершенно бесова философия может сделать в умах и сердцах, есть ли токмо будет чтома и преподаваема в школах…» Такая решительная и по-евангельски однозначная позиция святого в отношении популярного в то время в высших кругах Петербурга мистицизма не могла остаться незамеченной.

Как результат – удаление из столицы под благовидным предлогом. Архимандрит Иннокентий подвергся почетной, но очень суровой в то время ссылке. Министр духовного ведомства князь А.Н. Голицын помимо Синода выхлопотал ему в январе 1819 года у императора назначение епископом (в нарушение обычного церковного порядка) на отдаленную Оренбургскую кафедру. Правда, в конце концов, в связи с плохим состоянием здоровья ставленника, всё же удалось добиться для него перевода на Пензенскую кафедру. Так неугодный светильник был удален из столицы.

«Бог в сердцах владык царствует над нами… Какая же должна быть покорность наша?.. – Истинная покорность»

При этом спокойствие духа, покорность оставались неизменным украшением души святого. Он сам не осуждал никого и не позволял в своем присутствии отзываться плохо о своих обидчиках. «Заслуги недостойно награждены, дарования не отмечены; лишают имения, дома, детей исторгают из объятия, часто несправедливо для отечества, – это есть власть Божия; Бог посредством людей Сам карает нас. Бог в сердцах владык царствует над нами… Бог в сердцах предержащих присутствует! Какая же должна быть покорность наша?.. Истинная покорность должна быть, по словам апостола, “не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13: 5), не из боязни наказания, но из собственного расположения, такая же, как сыновей к родителям», – так говорил святитель об отношении к властям, говорил искренне, с силой и опытом. Мы же сталкиваемся здесь с вопросом, всегда актуальным для каждого христианина: как относиться к происходящему с нами, к стечению обстоятельств, как реагировать на события, влияющие на нашу жизнь?

В этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни

Святитель отвечал на этот вопрос с удивительной простотой и христианской искренностью: «Надобно повиноваться необходимости, – писал он в одном письме по поводу конкретного вопроса. – Господь так устрояет, велит Вам искать среди других, менее надежных, дабы Вы более надеялись на Господа». Из этого ответа ясно: святой мог с невозмутимым спокойствием и смирением воспринимать все обстоятельства благодаря тому, что он видел за жизненной необходимостью не роковую случайность, не гнетущий закон мироздания и даже не проделки темных сил. Он во всех обстоятельствах узнавал благую руку Бога Вседержителя. Собственно, в этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни. Мы призваны этот мир для себя и своих ближних сделать действительно Божиим миром. Ответом на все требования, недовольства, возмущения людей, не знающих Творца, должны стать наше терпение, радость, благожелательность и внутренний мир. Мы должны показать, что, невзирая на все трудности и часто трагические обстоятельства, Хозяином, Распорядителем этого мира остается наш Бог и в Его власти изменить всё в любой момент. Всякое же недовольство, возмущение, страх перед внешними обстоятельствами свидетельствуют о том, что мы перестали верить во Всемогущество нашего Бога, мы отказали Ему в праве быть Творцом и Промыслителем мироздания. Это равнозначно относится как к личной жизни христианина, так и к обстоятельствам глобального масштаба. Вот почему апостол Павел увещал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4). Мы должны вернуть этот мир Богу, должны признать Его Вершителем всех судеб на земле и непрестанно вдохновляться этим исповеданием, воспринимая все обстоятельства как допущенные Человеколюбивым Создателем.

Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского
Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского

Христианин обязан хранить мир, не возмущаясь происходящим вокруг. Это есть обязанность свидетельства о нашем усыновлении истинному Творцу и Спасителю мира. «Дети! вы от Бога, и победили… ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4), – вдохновляет христиан апостол Иоанн Богослов. Победа Христа должна и в нашу жизнь приносить мир, потому что самое важное в жизни – быть с Богом – доступно всегда и везде, поскольку «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38–39).

http://www.pravoslavie.ru/put/74527.htm