Святитель Иннокентий Иркутский
Фрагмент статьи из 22-го т. "Православной энциклопедии", с. 716-725
(Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский), митр. Стефан (Яворский), архиеп. Феофан (Прокопович). Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота.
В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г. И. в присутствии царя Петра I был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря совершили митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) и еп. Псковский, Изборский и Нарвский Феофан (Прокопович). В указе Синода при этом было сказано, что И. рукополагается во епископа «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало» (ОДДС. 1868. Т. 1: 1542-1721. Прил. XIII. Стб. CXVI). Готовясь к миссионерскому служению за границей, И. в донесении Синоду от 21 февр. 1721 г. писал: «Понеже Богу, царскому величеству и вашему Св. Синоду тако изволися, во еже бы мене нижеподписанного почет саном епископства, послать в Китай... аще возможно отделить ко мне пограничные города, Иркутск, Якутск и Нерчинск». Также И. просил для членов миссии достойного жалованья, «дабы живучи там милости у татар не брать и России бесчестия не делать», и специальную грамоту, чтобы «к хинскому императору» было «удобнее и смелее» обращаться (Там же. Прил. XII. Стб. CXIV). По указу Синода уже в марте того же года для новой миссии выделили из Патриаршей ризницы облачения, богослужебные предметы, книги всего богослужебного круга, учебники и даже митру, принадлежавшую архим. Илариону (Лежайскому) - начальнику 1-й миссии.
19 апр. 1721 г. И. вместе с 2 иеромонахами, 2 иеродиаконами (в т. ч. с иеродиак. Филимоном), 5 певчими, поваром и 2 служителями отправился в «Хинское царство» (Китай) (История Российской Духовной Миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 88-89). Из С.-Петербурга до Иркутска И. и его соратники добирались более 11 месяцев. По прибытии в Иркутск в нач. марта 1722 г. И. направил неск. писем «Тушетухану владельцу мунгальскому», чтобы им было разрешено въехать в Китай. Временно остановился в селенгинском во имя Св. Троицы мон-ре, но ответа на письма так и не получил. В окт. того же года И. сообщил в Синод: «Не имам где главы приклонити: скитаюся бо, со двора во двор из дому в дом преходяще». В марте 1723 г. писал: «Со всякою покорностью извещаю, что стою на границе ни в сих, ни в тех: в Китай для означенной мной миссии не приемлют, но и писем никаких к нам сюда не пропускают. А назад без указа св. правления ступить не смею, хотя и не без нужды пребываю». Тогда Синод принял решение о переводе И. в Селенгинск. Возможными причинами неудачного посольства в Китай явились интриги иезуитов при дворе кит. императора, не желавших допустить правосл. архиерея в Китай, неудачная редакция грамоты, посланной китайскому правительству еще до прибытия епископа в Селенгинск, в к-рой он именовался «Великим Господином» (кит. власти отказались принять духовное лицо с титулом, приравнивавшим его ко 2-му лицу гос-ва), и, наконец, жесткая позиция кит. властей, к-рые из-за нерешенных пограничных вопросов (в т. ч. о беженцах) не хотели идти ни на какие уступки рус. правительству. Вероятно, препятствием для проезда миссии в Китай послужили и интриги архим. Антония (Платковского), к-рый сам хотел стать начальником Пекинской миссии. И. с сотрудниками вынужден был жить в Селенгинском мон-ре ок. 3 лет без к.-л. средств к существованию. Ожидая конца дипломатических переговоров, святитель писал иконы, выполнял различные монастырские работы. Здесь он изучил монгольский и др. языки и начал проповедовать христианство среди языческого населения забайкальских бурят.
В февр. 1725 г. по указу Синода духовную миссию в Китай возглавил архим. Антоний (Платковский), а И. было предписано выехать в Иркутск и поселиться в иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре. Ожидая дальнейших указаний Синода, он занимался «обработкою отведенного ему огорода, беседами с посещавшими его инородцами и их детьми». В Иркутске, как и в Селенгинске, по просьбе митр. Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) И. рукополагал ставленников во иереи и во диаконы. Для получения сана им следовало бы ехать в Тобольск, но присутствие в Иркутске епископа избавляло их от дальнего путешествия.
18 янв. 1727 г. Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении И. на Иркутскую кафедру. Получив указ, в авг. 1727 г. И. возглавил епархию. Первоначально в управление И. определялись города Иркутск и Нерчинск с уездами, пригороды Удинский и Селенгинский с уездами, иркутский Вознесенский, Посольский в честь Преображения Господня, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ри, т. е. всего 42 церкви и 4 обители. Т. о., по указу 1727 г. территория епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции, лишь в 1731 г., после ходатайства И. о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск», Синод новым указом причислил к ней города Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами, а также Усть-Киренский во имя Св. Троицы, якут. Спасский и Селенгинский мон-ри (Иркутские ЕВ. 1896. № 15. С. 353).
Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Вост. Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибир. епархии.
Прежде всего И. упорядочил церковно-адм. устройство епархии. Учрежденный им в 1727 г. архиерейский приказ (располагался в иркутском Вознесенском монастыре) занимался деловой перепиской с приходами и мон-рями, рассмотрением ставленнических и судебных дел, обслуживанием архиерейского хозяйства; здесь собирались все необходимые сведения, отчеты и донесения, отсюда посылались указы и распоряжения по епархии. Первоначально предполагалось, что епархия будет существовать за счет внутренних средств. Согласно указу Синода 1727 г., каждый из епархиальных храмов и монастырей обязывался вносить ежегодную плату (т. н. данные деньги), размер к-рой определялся достатком прихода. Но поскольку этих денег не хватало, И. ходатайствовал об увеличении содержания епархии за счет казенных средств. Указом от 16 нояб. 1731 г. Сенат удовлетворил прошение и установил дополнительное содержание епархии (506 р. 25 к., выдавались также рожь, овес, церковное вино) (см. подробнее: Ярославские ЕВ. 1861. № 46. С. 476-477).
Много трудов И. положил на строительство новых и благоукрашение имеющихся храмов и мон-рей. Святителем было возведено и восстановлено 10 церквей, т. е. 1/5 всех храмов, построенных в епархии за 100 лет до правления И. Так, в Иркутске по благословенной грамоте И. от 8 мая 1729 г. была освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери; начато строительство 2-престольной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Оёк (совр. Иркутский р-н), ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы в с. Олонки (совр. Боханский р-н).
Заботясь о повышении уровня образования, И. предписал всем клирикам отдавать детей для обучения в Славяно-русскую школу при иркутском Вознесенском монастыре, в 1728 г. преобразованную им из бывш. «мунгальской» (ранее она существовала лишь как школа переводчиков). В среде приходского духовенства школьное образование не всегда считалось необходимым. Столкнувшись с трудностями по комплектованию школы, И. прибегал к крайним мерам: напр., в 1727 г. для сбора учащихся испросил 6 солдат, при помощи к-рых и удалось провести набор. Кроме того, епископ ввел штраф в размере 15 р. за неотправку детей духовенства в школу. Для школы святитель приобретал много книг на монг. языке, религиозных, исторических и др. И. расширил учебную программу школы: наряду с изучением кит. и монг. языков включил в нее преподавание рус. и церковнослав. языков. По преданию, он лично изготавливал для учеников т. н. чирки, иногда сам проводил занятия. Вопреки предписаниям Синода И. принимал в школу учеников из различных сословий, их число в 1730 г. достигло 35 чел. Часть своего жалованья И. передавал на содержание школы, благодаря чему увеличились годовые выплаты учителям со 100 до 150 р. Также для школьных нужд И. был вынужден обложить причт епархии особым налогом: 50 к. со священника, 30 к. с диакона, 10 к. с причетника ежегодно. Епархиальные мон-ри И. призвал обеспечивать учеников всем необходимым. Так, Посольская Преображенская обитель содержала 7 учеников, ежемесячно отпуская каждому 10 алтын денег, 2 пуда муки, 5 фунтов круп, 2 фунта соли. Благодаря стараниям И. сибиряки получили доступ к образованию в стенах 1-го в Вост. Сибири учебного заведения.
Большое внимание И. уделял просвещению христ. верой бурят и др. народностей, населявших обширную Иркутскую епархию. Среди его поучений и проповедей - слова «О человеческой свободе», «Обличение пьянства и разврата», «О милосердии», «О духовной пользе испытаний». Обращения святителя в проповедях «любимцы мои», «любимиче возлюбленный», «любезные слушатели» и т. п. выражают его искреннюю любовь к пастве: «Умоляю вас, любимцы мои, чтобы всем нам получить Царство Небесное, прежде всего, человеку следует содержать правую веру во Отца, и Сына, и Святого Духа и хранить семь церковных таинств. Но послушайте, любимцы! Одна вера недостаточна для спасения, как и апостол говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20). Как человеку на одной ноге ходить нельзя, ни птице летать с одним крылом, так нельзя получить спасение одной верой без добрых дел. Если хочешь избегнуть мучений и желаешь быть наследником Царства Небесного, и ты твори добрые дела: вначале - смирение, а затем - пост и молитву». Этому поучению И. («О достижении Царства Небесного») созвучно творение свт. Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царство Небесное».
Епископ принимал нек-рые пожелания прихожан и внимательно рассматривал. Напр., в нояб. 1727 г. иркутяне обратились к нему с просьбой о переносе времени совершения литургии. В Иркутске священники традиционно очень рано служили литургию, что вызывало недовольство горожан. И. удовлетворил просьбу верующих: «Понеже известно учинилось его преосвященству, что к литургии Божией весьма рано в Иркутске благовест бывает. А многие той ради вины, за неотправлением дел им врученных, слушания божественныя литургии лишаются, того ради повелевается вам, чтоб в малые дни к литургии благовест был в полтора часа дни, а в великие в три часа», т. е. ок. 9 и 11 ч. утра (Громов. 1868. С. 157-158). При необходимости И. прибегал и к наказаниям. Так, согласно представленной в Синод ведомости за 1729 г. о количестве прихожан, не посещавших исповедь, более 1,5 тыс. чел. подверглись штрафу за неявку на исповедь (РГИА. Ф. 796. Оп. 11. Д. 400. Л. 6).
За свои апостольские труды И. сподобился дара прозорливости. Так, крестьяне с. Оёк попросили его отслужить у них литургию в день их храмового праздника - 9 июня. На это приглашение святитель ответил: «Хорошо, мы съездим вперед по лету, а назад по зиме». Сначала люди не поняли странных слов святителя. Но каково же было их изумление, когда утром выпал такой снег, что обратно в Иркутск крестьяне везли своего архипастыря на санях. Подчас Господь особыми знамениями указывал на избранничество святителя. Однажды во время крестного хода случился проливной дождь, все богомольцы промокли, но на облачение И. не упала ни одна капля.
Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа; в нач. 1731 г. И. с большим трудом совершал службы. Последний раз литургию отслужил 3 окт. И. был погребен в склепе Тихвинской ц. иркутского Вознесенского мон-ря.
С нач. 1755 г. зафиксированы знамения и чудеса, происходившие по молитвам к И., причем не только у его гробницы, но и во многих городах России. Письменные свидетельства исцелений по молитвенному ходатайству святителя поступали в Вознесенский мон-рь из Кяхты, Якутска, Тулы, С.-Петербурга и др. мест. Так, в 1785 г. в Якутске купец Павел Лебедев сломал ногу. В ночь на 3 янв. ему было видение: в комнату вошел И. с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске». В течение ночи И. еще 2 раза являлся Лебедеву, после чего сильная боль в ноге сменилась легким зудом. Утром Лебедев мог уже ходить без костыля. С благодарностью он поспешил поклониться гробнице И. (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 12). Упоминая многочисленные свидетельства чудес, совершенных по ходатайству И., составитель акафиста восклицает: «Радуйся, яко твоими молитвами слепыя прозреша... хромыя и безногия ходити начаша... разслабленныя изцелеша... от неизцельныя огневичныя болезни здрави быша... радуйся, покрытых струпами уврачевавый... лишенных смысла здравым умом снабдеваеши, от страха и мечтаний томимых освобождаеши».
В 1764 г. при ремонте деревянной Тихвинской ц. Вознесенского мон-ря обнаружилось, что останки и одежды подвижника оказались нетленными, несмотря на сырость места захоронения. Во время пожара 1783 г. в Вознесенском монастыре сгорели 3 церкви и все кельи, лишь деревянная Тихвинская ц. с погребенным под алтарем святителем почти не пострадала (Иркутская летопись. 1911. С. 111). В 1800 г. граждане Иркутска подали прошение еп. Иркутскому Вениамину (Багрянскому) с просьбой ходатайствовать перед Синодом об открытии мощей И. и общецерковном его прославлении. Подписи под прошением оставили 389 жителей. В 1801 г. для освидетельствования мощей в Иркутск прибыл викарий Казанской епархии еп. Свияжский Иустин (Вишневский). Епископы Вениамин и Иустин дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрели гроб и мощи. В докладе Синоду от 5 марта 1801 г. они свидетельствовали: «Тело перваго Иркутскаго епископа Иннокентия нетленное яко истинныя мощи и достойныя, чтобы для почитания народнаго были объявлены и открыты» (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14). 5 марта 1803 г. Синод вновь запросил у еп. Вениамина, не было ли «изменений в мощах». Епископ подтвердил прежний акт о нетлении мощей и прислал в Синод выписку о вновь совершенных чудесах. «Уважая описанныя свидетельства и чудотворения... Синод представил на усмотрение императора Александра Павловича свое мнение: «1. Тело 1-го епископа Иркутскаго... поставить в церкви Вознесенскаго монастыря... с установлением празднования ему ноября 26-го числа... 2. Всенощныя бдения и молебныя пения... и надлежащую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги... внесть позволить». 28 окт. 1804 г. мнение Синода было утверждено Государем» (Голубинский. 1903. С. 176).
Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование И. 26 нояб. (т. к. 27 нояб., в день преставления святителя, совершается празд. иконе Божией Матери «Знамение» и в Иркутске проводится общегородской крестный ход в Знаменский мон-рь). Общецерковное прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 дек. 1804 г., стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи И. из склепа на середину Тихвинской ц. 9 февр. мощи торжественно перенесли из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. С этого времени 9 февр. празднуется обретение мощей святителя. В 1807 г. в Иркутскую ДС поступил И. Попов - буд. свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол народов Америки и Сибири», в честь к-рого при пострижении в монашество он принял имя и к-рого почитал всю жизнь. Др. известный миссионер, начальник 18-й миссии в Китае митр. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский), при постриге также принял имя в честь И.
В 1863 г. обветшавший Вознесенский собор был разобран, мощи И. временно были поставлены в монастырской Успенской ц., 15 окт. 1872 г. перенесены в новый собор Вознесенского мон-ря. В сент. 1880 г. еп. Люблинский Модест (Стрельбицкий) обратился к архиеп. Иркутскому Вениамину (Благонравову) и настоятелю обители с просьбой передать ему в дар ветхую митру с главы святителя. Вместо нее еп. Модест заказал в мастерской екатеринбургского Новотихвинского жен. мон-ря новую, богато украшенную митру, к-рую предлагал возложить на главу И. в благодарность за его «молитвенные пособия». В нояб. 1881 г. архиеп. Вениамин с насельниками открыл раку и заменил старую митру новой, присланной из Екатеринбурга.
В XIX в. мощи И. не раздроблялись. В ответ на просьбу своего друга архиеп. Владимира (Петрова) передать ему частицу мощей архиеп. Вениамин вспоминал, как при замене митры он «усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания. Я взял его себе, а отцу настоятелю предоставил покрыть снова лицо другим, новым» (Вениамин (Благонравов), еп. Забайкальская миссия: Письма из Посольского монастыря. СПб., 1865. С. 158).
В XIX в. на раке с мощами лежала рукописная кн. «Житие святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского (и описание совершенных им после смерти чудес)», в которой собрано более 100 свидетельств совершившихся по предстательству И. чудесах с 1766 по 1843 г. Рукописная копия этой книги хранится в отделе редких изданий и рукописей Одесской гос. научной б-ки им. М. Горького (ркп. 58/19. 44 л., XIX в.). Чудеса, происходившие от мощей святого и по молитвам к И. с 1766 по 1803 г., подробно описаны в «Иркутских ЕВ» (1905. № 2. С. 145-159; № 14. С. 498-512; № 23. С. 779-785), впосл. изданы отдельной книгой (Громов. 1906). По нек-рым сведениям, одну из лампад, висевшую над ракой И., пожертвовал мон-рю буд. имп. св. Николай II.
В честь святителя в Иркутске были освящены храм на железнодорожной ст. Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный), деревянная церковь (1913-1915; закрыта в 1939) Глазковского предместья (ныне ул. Профсоюзная), Николо-Иннокентиевская ц. (1858-1859; закрыта в 1934), церковь (1914) при гражданской Кузнецовской больнице, храм (1908) при Ремесленно-воспитательной школе Трапезникова, а также церкви в г. Алзамай (Нижнеудинский р-н), в с. Аларь (Аларский р-н), в дер. Архиереевке (Усольский р-н), в с. Бадар (Тулунский р-н), в селах Белоусово и Залог (Качугский р-н), в дер. Голикова (Нижнеилимский р-н), в деревнях Коты и Степановка (Иркутский р-н), в с. Красноярове и дер. Мутина (Киренский р-н), в с. Нукуты (Нукутский р-н), в с. Невон (Усть-Илимский р-н), в селах Турука и Омолой (Усть-Кутский р-н) и др.; приделы в Вознесенском соборе и Тихвинской ц. Вознесенской обители, в Казанском кафедральном соборе, в иркутской ц. во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских, в Покровском храме г. Тулун и др.
Святитель издавна почитался в Енисейском крае, к-рый с учреждением Томской епархии (1832) был поделен между Тобольской и Иркутской епархиями, а с 1834 г. вошел в состав Иркутской епархии. Только в 1861 г. была образована самостоятельная Енисейская епархия. Свидетельством почитания И. стало учреждение в Красноярске братства свт. Иннокентия. В 1914 г. по ходатайству еп. Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) Синод разрешил перенести из Иркутска в Красноярск частицу мощей И. 14 июля 1914 г. святыня была торжественно принесена в красноярский Богородице-Рождественский кафедральный собор. В дни памяти И. (26 нояб. и 9 февр.) в Красноярске совершались крестные ходы из кафедрального собора в дом братства свт. Иннокентия. В воздвигнутой в нач. XIX в. Троицкой кладбищенской ц. Красноярска был устроен зимний придел во имя И.
24 янв. 1921 г. отрядом красноармейцев и сотрудниками ОГПУ мощи И. были вскрыты и вскоре вывезены из иркутской Вознесенской обители. В марте того же года по распоряжению губисполкома мощи были доставлены в Москву и выставлены в музее Народного комиссариата здравоохранения с кощунственной табличкой «Сибирская мумия». В статье, напечатанной в ж. «Революция и Церковь», говорилось: «Коллекция мумифицированных трупов на выставке Наркомздрава за 1921 год обогатилась новыми экспонатами... из Красноярска доставлен мумифицированный труп епископа Иннокентия». После закрытия выставки более 70 лет о местонахождении святыни достоверных сведений не было. В 1990 г. нетленные мощи были обнаружены в одном из подсобных помещений ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле. По благословению еп. Иркутского и Читинского Вадима (Лазебного) в Ярославль были направлены клирики епархии. 19 авг. 1990 г., в праздник Преображения Господня, святыня была принесена в Толгский ярославский мон-рь. Здесь мощи положили в гроб, где прежде покоились останки свт. Игнатия (Брянчанинова), и поездом доставили в Иркутск 2 сент. 1990 г. Множество людей, несмотря на поздний час, собралось на привокзальной площади. 3 сент. мощи были поставлены в соборе иркутского Знаменского мон-ря.
С 1994 г. в декабрьские дни празднования памяти И. в Иркутске проводятся Иннокентьевские чтения (сначала ежегодно, с 2007 раз в 2 года). В 1995 г. для поощрения правосл. литераторов, живописцев, деятелей науки и искусства по благословению еп. Иркутского Вадима учреждена ежегодная премия во имя святителя (3 степеней). Среди лауреатов - писатель В. Г. Распутин, архит. В. Т. Щербин, заслуженный худож. России А. Г. Костовский и др. деятели культуры Приангарья.
В 2005 г. праздновалось 200-летие обретения мощей И. По благословению архиеп. Вадима в епархии возродилась деятельность братства свт. Иннокентия (1901-1920). Братство издавало и распространяло духовную лит-ру, организовывало б-ки и читальни, проводило религиозно-нравственные беседы и чтения. При братстве существовал благотворительный отдел, содержавший на свои средства богадельню для престарелых и бездомных, а также детская бесплатная столовая (с 1910), отдел трезвости (с 1914). В 10-х гг. XX в. братство открыло филиалы в сельских приходах. В годы первой мировой войны использовало накопленный опыт благотворительной работы для помощи беженцам. Возрожденное в 2005 г. братство занимается распространением информации о жизни и трудах небесного покровителя Сибири. С 3 сент. по 8 окт. 2005 г. специальный поезд с мощами И. совершил крестный ход по маршруту Иркутск-Тайшет-Северобайкальск-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск-Владивосток-Биробиджан-Благовещенск-Чита-Улан-Удэ-Иркутск. В юбилейный год была издана книга-альбом В. В. Сидоренко «Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)» (Иркутск, 2006), снят видеофильм «Свт. Иннокентий Иркутский» (М. Аристова, М. Филатова, ИГТРК, 2005).
«Светильником Церкви пресветлым, озарившим лучами доброт своих страну Сибирскую» именует Церковь И.- одного из наиболее чтимых Сибирских святых. И. также считается покровителем Китая, будучи 1-м архиереем, назначенным окормлять православных на территории этой страны.
Арх.: Житие свт. Иннокентия, первого еп. Иркутского (и описание совершенных им после смерти чудес) // Отд. редких изданий и рукописей ОГНБ. Ркп. 58/19.
Иконография
Принцип формирования иконографии И., как и др. рус. святых синодального периода, характеризуется использованием портретов. Есть свидетельства того, что существовали портреты, выполненные при жизни святителя. В г. Селенгинске в доме купца Лушникова хранилось раннее изображение И. на холсте. Престарелая мать Лушникова рассказала архиеп. Иркутскому и Нерчинскому Вениамину (Благонравову), совершавшему поездку по Забайкалью в 1876 г., что сам святитель подарил этот портрет ее предкам (Поездка преосв. Вениамина, еп. Иркутского и Нерчинского, за Байкал для обозрения епархии с 21 янв. по 6 февр. 1876 г. // Иркутские ЕВ. 1876. № 16. Приб. С. 207).
В доме почетного гражданина Селенгинска С. Д. Старцева хранился поясной портрет И., «облаченного в мантию и клобук, к верху несколько суженный», на холсте, а также 2 отдельные, помещенные в одном киоте, писанные на холсте иконы страдающего Спасителя и скорбящей Божией Матери, к-рые были унаследованы от прадеда - современника И. Старцев рассказывал семейное предание об этих реликвиях: «Пребывая в Селенгинске, Св. Иннокентий вел уединенную келейную жизнь... Святитель досуг свой употреблял, между прочим, на иконописание под руководством одного из своих спутников - искусного живописца, для чего в квартире своей имел отдельную мастерскую. Здесь в этой мастерской и написаны икона «Страсти Господни» и портрет Святителя» (Стуков. 1914. С. 132-134). Проживая в пригороде, И. пешком добирался в церковь и останавливался для отдыха в доме сапожника Колодкина, к-рого при отъезде из Селенгинска благословил иконой «Страсти Господни», а прадеда Старцева, крещенного из бурят-табунитцев, одарил портретом. Впоследствии Старцевыми приобретена была и икона «Страсти Господни». В 90-х гг. XIX в. Старцев передал святыни Забайкальской епархии, они были увезены в Читу и хранились в ц. во имя ап. Андрея Первозванного и И. при Читинском архиерейском доме.
Кроме 2 портретов, находившихся в XIX в. в семьях Лушниковых и Старцевых, известно о существовании еще одного раннего изображения И. В часовне дер. М. Еланка, в 15 верстах к западу от иркутского Вознесенского мон-ря, где располагалась монастырская заимка и где, по преданию, любил бывать И., «был древний образ Святителя на полотне, может быть, более других подходящий к подлиннику» (Громов. 1868. С. 291). Член правления Историко-археологического об-ва при Иркутской ДС свящ. А. Азлецкий, исследовавший в 1914 г. здание Малоеланской часовни, сообщил: «В часовне… есть икона на полотне св. Иннокентия, написанная масляными красками, может быть вскоре после кончины Святителя. На ней помечен 1804 г. Если даже она написана и в этом году, то, несомненно, автор ее, если сам и не видел Святителя, то слышал о нем рассказы своих родителей или других лиц, лицезревших Святителя, или мог копировать с прижизненного портрета Святителя» (В правление Ист.-археол. об-ва при Иркутской ДС // Иркутские ЕВ. 1914. № 19. С. 217).
В описях церковного имущества иркутских мон-рей и храмов зафиксированы иконы на холсте, среди к-рых, возможно, были портреты И. В 1834 г. в Знаменском соборе Иркутска, в палатке справа от паперти, находилась икона: «Иннокентий, писан на холсте, в рамах золоченых» (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 4467. Л. 2 об.). По описи «зданиям Иркутского Вознесенского первоклассного монастыря и монастырскому имуществу», составленной в 1840 г., в настоятельском корпусе висел образ «чудотворца Иннокентия на холсте в столярной, позлащенной на полимент раме, длиною 5 четвертей [88,7 см]» (Там же. Ф. 121. Оп. 1. Д. 221. Л. 1 об.), а во 2-й келье каменного братского корпуса находилось 2 портрета И. «в рамах» (Там же. Л. 11). В описях иркутских церквей за 1845 г. упоминаются иконы на холсте: в Троицкой ц.- размером 1 аршин 4 вершка × 1 аршин (88×71 см; отмечено, что образ находится в кладовой - Там же. Ф. 271. Оп. 2. Д. 8. Л. 28 об.), в ц. Воздвижения Креста - 1×3/4 аршина (71×53 см), помечено: «икона сия ветхая» (Там же. Ф. 275. Оп. 3. Д. 5. Л. 22 об.).
Прижизненный портрет (или портреты) И. мог написать художник из духовной миссии, к-рый обучал святителя иконописанию. Кроме И. в Китай было послано 12 чел.: иером. Лаврентий, 2 иеродиакона - Тарасий и Серафим, иподиак. Егор Рещиков, 3 певчих - Д. Савостьянов, Г. Мишенев, А. Попов и 5 подьяков - И. Плотников, Г. и М. Ключарёвы, М. Яворский и И. Лавровский ([Громов П. В., прот.] Иннокентий святой, 1-й еп. Иркутский // Иркутские ЕВ. 1863. № 34. Приб. С. 542). Большинство из них пробыли вместе со святителем в Сибири до его кончины (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 3. Л. 466-467; Оп. 7. Д. 516. Л. 149-157). Кто из них был «искусным живописцем», пока неизвестно. Важным поводом для написания прижизненного портрета стало открытие в Иркутске архиерейской кафедры. Очевидно, мастер выбрал традиц. схему архиерейского портрета - благословляющий иерарх в архиерейской мантии, с символом власти - жезлом в левой руке. Созданию портретов И. способствовали также увековечивание его памяти после смерти в 1731 г., обретение мощей в 1764 г., их неоднократное освидетельствование при подготовке канонизации.
В наст. время известен ранний портрет И. из собрания ИркОХМ, датированный кон. XVIII - нач. XIX в. (Сибирский портрет. 1994. С. 10, 131. Ил. 5). Однако не исключено, что он написан при жизни или вскоре после кончины И. (либо является копией прижизненного портрета). На нем запечатлены напряженное запоминающееся лицо святителя с карими глазами, носом с горбинкой и короткой бородой с проседью, его живой, пристальный взгляд, скорбно опущенные уголки губ. Святитель изображен по пояс, в архиерейской мантии и черном клобуке (сужается вверху), пальцы десницы сложены в именословном благословении, в левой руке - архиерейский жезл с навершием в виде змей. Нимб, обозначенный белой обводкой, и надпись слева на фоне, очевидно, выполнены после прославления И. в соответствии с распространенной практикой этого времени (Постернак О. П. Особенности перевода живописных изображений в иконные // ИХМ. М., 2000. Вып. 4. С. 198). Портрет святителя, датируемый кон. XVIII в., находится в Петропавловском соборе Томска; в Томской епархии почитали прижизненный портрет И. из с. Осиновые Колки близ Каинска, принесенный жителями из иркутского Знаменского мон-ря в 1843 г. (Сибирская икона. 1999. С. 215).
После канонизации И. было создано большое количество его икон, преимущественно в Сибири. Известно, что в 1805 г. Иркутский еп. Вениамин (Багрянский) поздравил царственный дом с торжеством прославления новоявленного святого, послав иконы И. супруге и матери имп. Александра I (Громов. 1868. С. 354-355). В Вознесенском мон-ре близ раки И. находилась пелена с его ростовым образом в мантии и клобуке, выполненная в технике золотного шитья, с молитвой по краям: «О, великий угодниче Христов, милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвала, безпомощных заступниче, отче наш, иерарше, с[вятите]лю Иннокентие, моли Христа спа[сти]ся душам нашим». Икону-пелену вышила иркутянка Е. А. Постникова (ок. 1775-1854) и послала в дар царю, к-рый поблагодарил ее, пожаловал 300 р. и возвратил образ в Иркутск. Впосл. пелена оказалась в Вознесенском мон-ре (Там же. С. 306-307). В кафедральном Троицком соборе Томска хранился образ И. в серебряном окладе, написанный «на дщице, отпиленной от верхнего конца нижнего гроба», в к-ром обретены мощи И. Др. икона на доске от гробницы была прислана в 1883 г. Иркутским архиереем в Алтайскую миссию (Сибирская икона. 1999. С. 215).
В нач. XX в. иконы И., почитавшегося защитником земли Сибирской, находились практически во всех церквах Иркутской епархии. Особенно много икон требовалось Вознесенскому мон-рю для раздачи и продажи гостям и паломникам, приходившим к мощам святителя. Так, в списке икон, образков и проч., находящихся на складе мон-ря, составленном 23 сент. 1915 г., было указано 7347 икон И., в т. ч. икон под стеклом - 640, финифтяных образков - 2301, серебряных шейных образков - 550, икон на жести - 326, изображений на бумаге - 3530 (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 2. Д. 19. Л. 1). Ежегодно 26 нояб., в день памяти святого, множеству людей, собиравшихся в Вознесенской обители, раздавали его изображения с кратким жизнеописанием. Такие раздаточные иконки в технике резцовой гравюры или литографии отпечатывались не только на бумаге, но и на шелке (образцы в собраниях ИркОХМ, Музея истории г. Иркутска).
Иконы на жести служители мон-ря закупали в Москве и С.-Петербурге, где было налажено машинное производство такими фирмами, как «Жако и К°» и «Бонакер». На их фабриках в кон. XIX - нач. XX в. выпускали тысячи штампованных икон. Эмалевые образки заказывались в Ростове (ЦМиАР, ИркОХМ, частные собрания). Сведений о наличии собственной иконописной мастерской в Вознесенском мон-ре в XIX в. не выявлено, но известно, что в 1898 г. здесь была открыта школа живописи (Лыхин Ю. П. Хроника худож. событий в Иркутске (XVII в.- 1899 г.) // Изв. Архит.-этногр. музея «Тальцы». Иркутск, 2004. Вып. 3. С. 88). Скорее всего для изготовления продаваемых в обители живописных икон привлекались иркутские мастера, получавшие заказы на наиболее востребованные типы изображений. Значительный запас иконок И. имел также Иркутский архиерейский дом, Иркутские иерархи в поездках по епархии брали с собой эти иконы для подарков.
В наст. время обнаружено более 200 икон И., что позволяет определить устойчивые особенности его иконографии. Основная часть произведений разделяется на 2 группы: одна имеет прототипом ранний портрет-икону из собрания ИркОХМ (благословляющий святитель с архиерейским жезлом в левой руке), другая - очевидно, портрет из дома Лушниковых (местонахождение неизв.), на к-ром, по описаниям, И. был изображен с крестом в деснице. Этот вариант встречается на живописных иконах-портретах 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК, см.: Колбасова Т. В. Портреты из портретной галереи Ярославского архиерейского дома в собр. Ростовского музея церк. древностей // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 122, 125, 135. Рис. 9), 2-й трети XIX в. (Забайкальский краевой краевед. музей им. А. К. Кузнецова, см.: Сибирский портрет. 1994. С. 132. Ил. 6). Образ И., входивший в портретную галерею КДА (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293), хранится в собрании НКПИКЗ (ок. 1869). В большинстве икон этого извода святитель не сжимает рукой конец креста (икона кон. XIX - нач. XX в., ИркОХМ), а всей ладонью прижимает его к груди, в левой руке он, как правило, держит четки (ц. Воздвижения Креста в Иркутске, Казанская ц. в пос. Тельма Усольского р-на Иркутской обл.).
Распространению такого иконографического извода, в к-ром подчеркивалась роль И. как миссионера и проповедника, способствовал гравированный эстамп, исполненный после канонизации И. в Москве в манере мастера П. П. Бекетова (в технике пунктира). Эстампы на бумаге и на шелке, отпечатанные большими тиражами, использовались в качестве иконных образцов. Известны 2 варианта таких изображений И.: с образом Божией Матери «Знамение» (согласно надписи, «Сибирская») (1839, РГБ; см.: Духовные светочи России. С. 42-43. Кат. 16) или Всевидящего Ока Божия, от к-рого падает луч на фигуру И. (ГИМ, ИркОХМ; см.: Там же. С. 44. Кат. 17; Сибирский портрет. 1994. С. 131. Ил. 4).
Аналогичный лист послужил образцом для 2 икон И. 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), где на груди И. под мантией изображен только крест, без панагии. Одна из них происходит из Спасо-Влахернского монастыря. В отличие от гравюры слева на фоне написаны 2 ангела, поддерживающие Тихвинский образ Божией Матери как напоминание о том, что мощи И. прославились чудесами в деревянной Тихвинской ц. Вознесенского монастыря. На нек-рых иконах изображается Казанский образ Богоматери (напр., на иконе И. 1-й пол. XIX в. под записью XX в. работы местного иконописца, ризница ц. Воздвижения Креста в Иркутске) - прославление иркутской чудотворной Казанской иконы Божией Матери началось в 20-х гг. XVIII в., когда И. прибыл в Вост. Сибирь.
Внутри каждой из 2 указанных иконографических групп существует неск. вариантов: поясные или ростовые образы; изображение И. в разных видах архиерейского облачения: в парадном богослужебном (саккос, омофор, митра, палица, наперсный крест, панагия, жезл), в малом архиерейском (мантия с омофором или без него, митра или клобук). Архиерейский жезл в руке И. бывает с разными навершиями (в виде 2 змей или буквы Т), иногда с сулоком. Наперсный крест, как правило, является равноконечным с утолщенными концами, панагия - овальной формы с 1 или 3 подвесками. В надписях святой нередко именуется 1-м епископом Иркутским. В иконописном подлиннике В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан как «типа русскаго… со средней величины бородой, с проседью; в саккосе, омофоре и митре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 87).
На портрете из ИркОХМ, на гравированных эстампах и мн. написанных в Иркутске иконах подчеркивается горбинка на носу И.- следствие травмы, полученной им во время служения священником на флоте. Важным памятником в иконографии И. является большой ростовой образ нач. XIX в. с частицей мощей (собор Знаменского мон-ря в Иркутске), стилистически близкий к портретам (святитель показан в интерьере вполоборота вправо, облачен в светлый с орнаментами саккос, омофор и митру, в руке жезл). Написанная на холсте икона 1-й пол. XIX в. (Кяхтинский краевед. музей им. В. А. Обручева) представляет святителя с яркими индивидуальными чертами, в мантии и расшитом орнаментами омофоре, с благословляющей десницей, с высоким жезлом в левой руке. О широте распространения икон И. свидетельствуют овальный образ ок. 1833 г. из иконостаса придела Всех святых в Воскресенском соборе Арзамаса (И. с четками в правой и с крестом в левой руке), иконы-пядницы кон. XIX - нач. XX в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), из домовой ц. мц. Александры царицы в РДМ и Вознесенского мон-ря на Елеонской горе в Иерусалиме, большое полотно из Нововалаамского мон-ря в Финляндии (после 1911; И. вместе со свт. Иоасафом Белгородским).
Известны 2 иконы И. с клеймами жития и чудес. Первая написана в окт. 1831 г. в г. Киренске Иркутской губ., о чем свидетельствует подпись (образ хранится в Лит.-краевед. музее им. В. Я. Шишкова в пос. Ербогачен Катангского р-на Иркутской обл.). В центре изображен благословляющий И., в рост, в белом богослужебном облачении, с жезлом в левой руке. На фоне вверху - образ Новозаветной Троицы и редкая композиция с группой трубящих ангелов, протягивающих И. лавровый венок. По сторонам иконы расположены 8 овальных клейм со сценами чудес и исцелений по молитвам к И., с надписями по контурам. Вторая житийная икона (ц. Воздвижения Креста в Иркутске) написана в 1888 г. М. И. Зязиным (1846-1900), к-рый с 1881 г. жил в Иркутске и преподавал рисование в учительской семинарии и техническом уч-ще. Средник иконы, представляющий Иркутского чудотворца в рост, в мантии, омофоре и митре, с крестом и жезлом в руках, и 8 клейм (перенесение мощей И., поставление его во епископа, проповедь И. среди язычников и 5 его чудес) выполнены в реалистической манере. Этим же художником создана литография «Чудеса свт. Иннокентия», отпечатанная в 1888 г. в Иркутске в литографской мастерской Мишалева (хранится в редком фонде Науч. б-ки Иркутского гос. ун-та): в среднике И. показан в храме во время богослужения, с дикирием и крестом в руках. Зязиным также были выполнены настенные изображения чудес И. в Вознесенском соборе мон-ря (не сохр.).
Известны иконы И. вместе с избранными святыми (1847, частное собрание; ц. Воздвижения Креста в Иркутске) в минейных циклах под 26 нояб., напр. на святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева / Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 219, 320). Хромолитография Е. И. Фесенко, изданная в Одессе, с фигурами свт. Николая Чудотворца и И. на фоне храма воспроизводит также образ Св. Троицы Ветхозаветной, написанный на срезе Мамврийского дуба, из приамурского Троицко-Николаевского мон-ря (1907, мон-рь прп. Герасима Иорданского в Иорданской долине в Палестине). Вместе со свт. Митрофаном Воронежским И. показан в одном из клейм иконы «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге).
Изображения И. встречаются на шитой иконе 1-й пол. XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей), на дробнице 1-й трети XIX в. (частное собрание, Иркутск), на стеклянной бутылочке для лампадного масла (2-я пол. XIX в., Архит.-этногр. музей «Тальцы») - прямолично, в рост, в мантии, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке. В ризнице иркутской Крестовоздвиженской ц. хранится икона И. 2-й пол. XIX в. из фарфора, возможно изготовленная на Переваловском фарфоровом заводе. На финифтяном образке 2-й пол. XIX в. (ИркОХМ) И. в мантии, омофоре и митре изображен вместе с Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием.
В монументальной живописи образ И. был введен в роспись храма Христа Спасителя 70-х гг. XIX в.: в нижнем коридоре в память 26 нояб. 1812 г. (бегство армии Наполеона из России, худож. Я. С. Башилов), в зап. части храма в медальоне одной из арок (худож. Фартусов). Он изображен также на иконе над юж. дверями со стороны алтаря в главном иконостасе храма (как тезоименитый святой свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского). И. представлен среди подвижников XVIII в. на стене галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), в ряду святых в росписи юж. галереи на хорах Владимирского собора в Киеве (1885-1895), на одном из столпов Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (30-е гг. XIX в., осташковские мастера И. и А. Митины). Существуют скульптурные изображения И., напр. работа И. П. Витали на больших юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850).
Образ И. присутствует среди Сибирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой): «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ), «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239) и на их совр. повторениях (ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. мон. Иулиании (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 43) И. изображен под 26 нояб.- в рост, прямолично, в мантии, омофоре и митре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. Рисунок И. (с крестом и Евангелием в руках) выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 70). В отличие от мастеров XIX в. иконописцы кон. XX - нач. XXI в. стремятся запечатлеть образ И. в традиц. канонической иконографии и стилистике. Иркутский иконописец М. Б. Лутаенко работает над иконами И. разных изводов уже 15 лет. Существуют совр. примеры решения образа Иркутского чудотворца в стиле церковной живописи XIX в.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии