Однажды профессору Осипову А.И. был задан вопрос о разночтениях в Евангелиях. Алексей Ильич ответил, что в Благовестии есть две стороны. В одной описываются внешние обстоятельства. В них авторы Нового Завета сообщают о том, что они видели сами или слышали от других лиц. Эти описания носят обычный характер, не относящийся к существу христианской веры. В них могут иметь место и какие-то фактические неточности, и противоречивые сообщения (например, один или два бесноватых встретили Христа — Мф.8,28 и Мк.5,1 или сколько раз пропел петух во время отречения апостола Петра — Мф.26,75 и Мк.14,72). Это вполне естественно при любом описании разными лицами одного и того же события. Но сохранение этих противоречий как раз подтверждает подлинность свидетельств авторов Евангелий и замечательно благоговейное отношение всех переписчиков к этим текстам. Ведь, ничего не стоило согласовать или даже исключить все эти противоречия. Однако основой христианской религии и ее первоисточником является другая сторона Евангелия — содержащееся в нем учение о Боге, о Христе, о заповедях и других истинах веры и жизни. Это учение не имеет в себе противоречий. Оно для христианства является Божественным Откровением.
Можно еще добавить, что многие противоречия оказываются на поверку мнимыми при всестороннем рассмотрении описываемых событий.
В связи с наступившей Неделей жен-мироносиц я хотел бы предложить реферат толкования святителем Феофаном (Затворником) евангельских повествований о событиях в первый день Воскресения Христова [1, стр.119-139].
Один из почитателей владыки написало ему такое письмо: «В светлые дни праздника Воскресения Христова пришло мне желание перечитать повнимательнее евангельские сказания о воскресении Господа, а самое чтение — к желанию привести в порядок и соглашение сии сказания. Но, взявшись за это дело, я запутался и не нахожу исхода. Не всё меня путает, а только сказания о первых часах дня Воскресения Господня, именно о хождениях святых жен на гроб, их свидетельствах о виденном и слышанном. Мне думается, что нельзя обойтись без предположения, что жены-мироносицы приходили ко гробу Господню не все зараз и не в одно время. Скажите, можно ли это допустить. Не найдете ли возможным вместо красного яичка подарить меня изложением Ваших соображений относительно соглашения евангельских сказаний?»
Через некоторое время святитель ответил своему духовному чаду довольно длинным письмом. (Надо сказать, что владыка Феофан не так уж редко писал очень подробные и распространенные послания. Удивительное самоотвержение и усердие в служении словом!) Владыка пишет: «С удовольствием готов исполнить Ваше желание. Путание, которое Вы испытываете, не есть Ваша исключительная участь. Его испытывают почти все». Далее святитель говорит, что и он брался не раз за такое соглашение и держался то одного, то другого приема, но удовлетворительного результата не находил. Но ради письма своего духовного чада, с молитвой к воскресшему Спасителю вновь взялся за это дело.
Еще раз рассмотрев евангельские сказания, владыка Феофан пришел к выводу, что допущение версии о приходе жен на гроб не всех вместе, а группами соединяет все повествования в стройную, цельную систему. Далее святитель рассматривает поочередно то, о чем говорится в Евангелиях, и постепенно раскрывает захватывающую картину событий.
У святого Матфея читаем следующее (28,1-10).
В вечер субботный, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария, видети гроб(28,1).
«Свитающи» не означает «на рассвете». В греческом подлиннике, как указывает владыка, стоит слово, означающее «начинаться». У евреев один день кончался, а следующий начинался в 6 часов вечера. То же слово стоит и у евангелиста Луки, когда говорится о положении Христа во гроб: «День бе пяток и суббота светаше» (23,54). Т.е. в субботу вечером, когда закончился требуемый законом покой и открылась возможность всяких движений и дел, указанные жены пришли посмотреть гроб. Увидев, что там всё в том же положении, как было оставлено в пятницу, они воротились в город и стали готовиться к помазанию Тела Господня утром. Стража была приставлена тоже по прошествии субботнего покоя. В то время как жены были при гробе, власти иудейские ходили к Пилату для испрошения позволения приставить стражу, которая и была поставлена, очевидно, когда жены уже удалились с Голгофы.
Для того чтобы мироносицы могли беспрепятственно прийти ко гробу, сошел ангел с небес, и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Сотрясение от падения камня и светло-блестящий зрак ангела привел стражу в трепет, и она разбежалась (28,2-4). Необходимо полагать, указывает владыка Феофан, что это случилось еще сущей тьме, до прихода туда Марии Магдалины, о котором подробно рассказано в Евангелии от Иоанна. Утром (воссиявшу солнцу) жены (какие именно, не говорится у св. Матфея) пришли ко гробу. Увидев ангела, ужаснулись. Ангел же ободрил их, сказав: не бойтесь. Ищете Иисуса распятого, Его нет здесь. Посмотрите место, где лежал Господь. (Они вошли во гроб и посмотрели.) Теперь бегите скорее сказать ученикам Его, что Он воскрес и предваряет вас в Галилее (28,5-7). Они побежали. Сам Господь встретил их. Они пали к ногам Его. Он повторил повеленное им ангелом (28,8-10).
Таково сказание апостола Матфея. Оно сжато и усечено. Первый стих стоит особо, сказывая, что было вечером в субботу. Особо стоят и стихи 2-4 о явлении ангела, отвалившем камень от гроба и разогнавшем стражу. Стихи 6-10 собственно повествуют о приходе жен мироносиц и последующих событиях.
У святого Марка читаем в гл.16,1-11.
Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия, купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса (1).
Минувшей субботе — то же, что и у св. Матфея — в вечер субботный, когда день покоя кончился, означенные жены купили ароматы, чтоб утром пойти на гроб и помазать Тело Господа Иисуса. Этот стих совершенно одинаков по содержанию с первым стихом сказания св. Матфея и его дополняет, сказывая, что жены, Мария Магдалина и Мария Иаковля, сходивши посмотреть гроб, тем же вечером сошлись с Саломиею и все втроем купили ароматов для намащения Тела Господня. Далее св. Марк повествует практически о том же, что и св. Матфей. Но и он не перечисляет, какие именно жены утром пришли ко гробу. Те же слова ангела о воскресении, то же повеление сказать ученикам и идти затем в Галилею. У Марка, правда, сказано, что жены побежали в страхе и никому ничего не сказали. Но, очевидно, до момента встречи с самим Иисусом, о чем говорится у св. Матфея.
Сопоставляя сказания двух евангелистов, не можем не видеть, что они взаимно дополняют друг друга. Св. Марк (16,9-10) говорит дополнительно, что это было не первое явление Христа мироносицам. Первого удостоилась Мария Магдалина, которая возвестила о том апостолам.
Таким образом, у обоих евангелистов говорится об одном и том же хождении на Голгофу. Один вопрос: какие именно тут действовали жены. Святые Марк и Матфей не переименовывают их утром, после наименования вечером. Поэтому, говорит святитель Феофан, мы можем законно какую-либо из сих жен отчислить, если на это имеются указания. Тут же у апостола Марка оно и встречается, а именно о Марии Магдалине. Следовательно, утром ее не было с Мариею Иаковлевою и Саломиею. Она отделилась от них и действовала сама по себе, и в этом хождении на Голгофу означенных жен не участвовала, не была и свидетельницей явления им Господа. Сего блага она сподобилась особо и прежде их. Об этом подробно пишет апостол Иоанн Богослов.
Св. Лука (гл.24, 1-12).
Последовавшие за Господом из Галилеи жены (не названные евангелистом) вечером в пятницу смотрели, как полагалось Тело Господа во гроб. Возвратившись с Голгофы, они в тот же вечер купили благовония для намащения Тела Господня и в субботу оставались в покое по заповеди. В первый же день недели, утру глубоку, они пошли на гроб, неся уготованные ароматы. Находят камень отваленным и прямо вошли во гроб. (У Матфея и Марка это предлагает им сделать ангел.) Тела Господня не оказалось, что привело их в крайнее недоумение. Когда они в нерешительности стояли, предстали им два мужа в блистающих одеждах. Жены испугались, но те успокоили их, сказав: что ищете Живого с мертвыми? Его нет здесь, Он воскрес. Помяните, как об этом Он говорил вам еще в Галилеи. Они вспомнили Его слова, пошли и возвестили о виденном и слышанном ученикам. Ученики не поверили, хотя Петр сбегал на гроб и убедился в истинности слов мироносиц.
Владыка Феофан заключает, что здесь явно рассказывается об особом хождении на гроб, отличном от того, о коем повествуют святые Матфей и Марк. Ароматы готовятся в пятницу вечером, идут на гроб жены утру глубоку, т.е. еще задолго до рассвета. Во гробе встречают двух ангелов, слышат слова не те, что слышали жены у святых Матфея и Марка, хотя сила их одна и та же — удостоверение в воскресении Господа. В конце не получают повеление пойти возвестить апостолам, но делают это как бы сами от себя, поэтому возвращаются неспешно и, можно предположить, что сначала они зашли к себе, чтобы освободиться от ноши заготовленных благовоний.
Признавая особым это хождение на гроб, святитель указывает на необходимость принять, что и жены были другие. Евангелист Лука перечисляет их лишь в самом конце (24,10), но это относится уже к тому времени, когда все жены собрались к апостолам, как бы с отчетом о виденном и слышанном ими порознь. Если отчислить из перечня св. Луки тех жен, которые упоминаются у евангелистов Матфея и Марка, то останется Иоанна с прочими, чьи имена нам неизвестны.
Св. Иоанн (гл.20, 1-18).
Здесь повествуется об отдельном хождении ко гробу Марии Магдалины еще сущей тьме, которое довольно подробно излагается. Ранее мы говорили, что о нем упоминает и Лука, но очень кратко. Св. Магдалина, увидев, что гроб отверст и Тела Господа нет, побежала к ученикам возвестить об этом, а затем и сама вернулась вслед за ними на гроб, где Господь и явился ей. После этого она вновь вернулась к ученикам уже с известием о воскресении Христа. Из этого ясно, что ей невозможно было быть в числе жен, приходивших с Иоанной, как значится у евангелиста Луки. Некогда было ей присоединиться и к Марии Иаковлевой с Саломиею, да и в этом не было нужды.
Таким образом, заключает владыка Феофан, из пересмотра всех сказаний о движениях, видениях и свидетельствах мироносиц приходим к следующему.
1) Жены не все разом приходили на гроб, но группами и в разное время. Таких хождений три. Первое — Марии Магдалины, по Евангелию от Иоанна (о нем же кратко сказано и у св. Марка); второе — Иоанны с прочими, по благовествованию св. Луки; третье — Марии Иаковлевой и Саломии, по свидетельству святых Матфея и Марка вместе. Приложим к сему сказания еммаусских учеников, которые поведали таинственному Спутнику, что некоторые жены, побывав на гробе, сообщили апостолам, что видели ангелов, возвестивших им Господне воскресение (Лк.24,22-23). Но это может относиться лишь к Иоанне с прочими, как значится у того же Луки. Ибо они видели только одних ангелов, а другие жены видели не только ангелов, но и Господа. Это показание тем особенно важно и подает в настоящем деле решающий голос, что была часть учеников, которым было известно лишь то, что было с Иоанной, но ничего — о других женах.
2) Время прихода мироносиц ко гробу означается так: Марии Магдалины — еще сущей тьме, Иоанны с прочими — утру глубоку (зело рано), Марии Иаковлевой с Саломией — воссиявшу солнцу. Видна постепенность. И вся это история обнимает несколько часов — от чуть брезжится до восхода солнца.
3) Постепенность видна и в том, что женщины узнавали и возвещали апостолам. Святая Магдалина в первый раз сказывает: взяли Господа, Иоанна с прочими свидетельствуют о том, что видели ангелов, которые возвестили им Господне воскресение, Мария Магдалина во второй раз и Мария Иаковлева с Саломией удостоверяли, что видели самого Господа воскресшего.
Наконец, святитель Феофан подводит итог своим размышлениям, раскрывая перед нами удивительную картину происшедшего в день Светлого Христова Воскресения.
Когда Иосиф с Никодимом полагали во гроб Тело Господа, жены все были на Голгофе и смотрели, где и как полагалось Оно. Некоторые из них тотчас по возвращении с Голгофы, в пятницу же, заготовили и ароматы. Субботу все они провели в покое. Но когда закончилось положенное время покоя, две из них поспешно сходили в этот субботний вечер ко гробу посмотреть, не случилось ли там чего особенного (в это время стража еще не была приставлена), и по возвращении купили еще ароматов в восполнение недостающего. Все жены действовали заодно, согласно, но помещались не в одном доме, а где пришлось, каждая у своих родных и знакомых. Поэтому они договорились утром собраться вместе не в городе, чтоб никого не тревожить и не возбудить подозрений, но на самой Голгофе, дожидаясь там друг друга.
Так приготовившись и условившись, они ждали утра. Раньше всех (еще сущей тьме) желание быть рядом с погребенным Господом повлекло ко гробу Марию Магдалину. Увидев, что камень отвален, она решила, что Тело кто-то унес. Она побежала к апостолам. Выслушав ее, Петр и Иоанн решили сами сходить на гроб и проверить. До их прихода ко гробу пришли Иоанна и другие жены, увидели гроб отверстым и вошли в него. Ангелы объяснили им тайну отсутствия тела Господня. Мироносицы возвратились к себе. В движении их не видно никакой поспешности, и можно предположить, что они заходили к себе в дом, чтоб освободиться от ноши ароматов.
Между тем, как они делали этот переход, святые Петр и Иоанн, а также Магдалина пришли на Голгофу. Всё оглядев, апостолы возвратились к себе, кажется, не пришедши к решительному заключению о воскресении Господа. По крайней мере, это явно относительно святого Петра, хотя и Иоанново виде и верова не дает прямого указания, чему верова. Может быть, не воскресению, ибо вслед за сим он сам же добавил, что они еще не знали из Писания, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых.
По отбытии апостолов с Голгофы, Мария Магдалина осталась у гроба, где ей и явился милостиво Сам Господь. Обрадованная, она опять направилась к апостолам, хотя не так спешно, как прежде, чтоб подолее попитаться сладостию боговидения.
По удалении Марии Магдалины, уже при восходе солнца приходят ко гробу Мария Иаковлева и Саломия, видят отваленный камень и ангела, на нем сидящего, и приходят в страх. Ангел благовествует им о воскресении Господа, пригласив посмотреть место, где лежало Тело Господне. Получив повеление поспешить к апостолам и поведать обо всем, жены побежали в страхе и трепете от необычайности виденного и слышанного. Когда они бежали, встретил их Сам Господь и обрадовал словом и позволением поклониться Ему. Получив затем и от Господа повеление идти к ученикам с вестью о Его воскресении и о прочем, они поспешили к ним.
Между тем у апостолов происходило следующее. Как только воротились святые Петр и Иоанн к остальным, пришли к ним Иоанна с другими женами и сказали, что видели ангелов, которые уверили их, что Господь воскрес. Апостолы не поверили. После этого пришла святая Магдалина и радостно сообщила, что видела Господа, и передала слова, которые Он повелел им сказать. Но и этому апостолы не поверили. Тут же приходят Мария Иаковлева и Саломия, говорят, что видели и ангелов при гробе, а потом на пути Самого Иисуса воскресшего, Которому поклонились. Но и после этого апостолам показались яко лжа глаголы их(Лк.24,11). Не заслуженный ли потому выслушали они укор от Господа, когда Он, явившись, упрекнул их в неверии и жестокосердии (Мк.16,14)?
Апостол Петр, впрочем, после слов Марии и Саломии о явлении им Господа, видимо, вновь решил сходить на гроб и посмотреть, не встретит ли там какого-либо решительного удостоверения. Но пришедши туда и взглянув во гроб, увидел только пелены лежащие. Это то же, что прежде видено, ничего нового. Не только Господь, но даже и ангел не явился ему, чтоб влить в него отраду веры. Так и пошел он обратно, в себе дивяся бывшему (Лк.24,12). Состояние духа его, надо полагать, было очень тяжелое. Не в эту ли пору милостивый Господь явился ему в утешение и умиротворение сердца его? Всяко это явление имело место между этим временем и возвращением в Иерусалим еммаусских учеников. Потому что когда они пришли к прочим, то были встречены радостным известием, яко воистинну воста Господь и явися Симону (Лк.24,34).
Таким образом, пишет владыка Феофан, все сказания приходят в совершенное согласие, и все черты и особенности находят себе должное место. Предположение же, что все мироносицы ходили на гроб одновременно, заставляет всё комкать в кучу — и движения жен, и явление ангелов, и глаголы сих последних, и слова жен апостолам — и не оправдывается евангельскими текстами.
Можно только спросить, продолжает святитель, чего ради святые евангелисты не написали определенно, какие именно жены идут утром ко гробу? Того ради, что они не считали это нужным. Не в лицах жен сила, а в удостоверении их в воскресении Господа — ангелами и Самим Господом. Мироносицы все одинаково достойны веры. Сила свидетельства их — в показании им истины свыше, а не в том, что сие показание передала такая и такая жена.
Молитвами святых жен-мироносиц да просветит Господь и наши души светом Воскресения Своего!
Михаил Малеин
_____________
[1] — Святитель Феофан Затворник. Письма о вере и жизни. М.: Правило веры, 1999г.