Святейший

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Два Патриарха

В одном из телекомментариев к процессу избрания Патриарха журналист довольно точно заметил, что выбор Патриарха, его личности удивительным образом соответствовал тому этапу в истории и Церкви, и самой России, на который приходилось его служение. И по тому, кто возглавит Церковь сейчас, можно будет определить, что нам предстоит. В этом контексте нынешний выбор ясен предельно. Патриарх Кирилл избран большинством, беспрецедентным в новейшей истории.

Что в самой минимальной степени связано с некоторыми процедурными новшествами. Тем не менее небольшое меньшинство, недовольное этим выбором, существует и внутри Церкви, а еще более значительно оно за пределами Церкви - и особенно среди тех, кто Церковь втихую или открыто ненавидит. Одни полагают, что новый Патриарх не полностью соответствует идеалу кроткого монаха-молитвенника. Однако кроткие молитвенники, благочестивые старцы в нашей Церкви есть. Однако в традициях русского патриаршества, в лучших образцах своих Патриарх - это проповедник христианства и защитник Церкви и Святой Руси.

Патриарх Кирилл - мощный проповедник, умеющий вести диалог и с любым конкретным собеседником, и с огромными народными массами так, что даже у людей, наделенных властными полномочиями, мурашки бегут по коже. Это предстоятель, который считает, что нет и не может быть ни одного аспекта социальной, политической и культурной жизни, по отношению к которому Церковь может быть индифферентна. Это предстоятель, который не даст загнать Церковь и церковную жизнь в заповедник, этнографическую резервацию. Это предстоятель, который нужен нам, чтобы сохранить единство Церкви - в том числе и как последнего уцелевшего общерусского института. Потому что единство Церкви - это и есть единство Святой Руси. Именно этим Патриарх Кирилл вызывает и будет вызывать еще большую ненависть наших врагов, которые не смогут простить ему одного: способности победить.

"Россия, Украина, Беларусь - это и есть Святая Русь". (Пресс-конференция, 29 июля 2008 года)

"Итак, что же ожидает нас в день Суда Божия? Спросит ли Господь о наших политических убеждениях? Или о положении, которое мы занимали в обществе? Или о наших профессиональных достижениях?" (Из книги "Слово пастыря")

"Вступление в ВТО не должно быть самоцелью. Не стоит вступать только для того, чтобы выглядеть респектабельно в глазах западных партнеров. Как священник, я не могу сравнить все аргументы "за" и "против", взвесить их. Для меня в сухом остатке должна быть очевидна явная экономическая польза". (Интервью газете "Известия", 6 июля 2006 года)

"Закон гласит, что все церкви в нашей стране имеют равные права. Но между правами и равенством есть отличие. Русская Православная Церковь - это не какая-нибудь маленькая группа. Это как если сравнить грузовую машину с легковой. Обе имеют равные права на дороге. Но в реальности одна намного крупнее другой". (Интервью The Times, 23 октября 2006 года)

"По меткому выражению Михаила Булгакова, разруха начинается в головах. Развал сельского хозяйства имеет ту же причину, что и экономический кризис в целом, - потерю людьми нравственных ориентиров и высшего смысла жизни". (Интервью "Российской газете", 9 марта 2007 года)

"Если мы вступим на путь модернизации в глобальных условиях рынка без базисных ценностей, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть демонтированы, если мы об этих ценностях не договоримся, тогда модернизация России приведет к тому, что страна, даже сохранив свое название, фактически исчезнет с карты земного шара. Это будет другая страна и другой народ". (Выступление в МГТУ им. Баумана, 9 ноября 2007 года)

"Сегодня наша страна столкнулась с опасностью войны и с новой волной клеветы на наше Отечество, которую готовы поднять те, кому не нравится исторический выбор России". (Проповедь после богослужения в Успенском соборе Смоленска, 10 августа 2008 года)

"Мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила государства, которая может заставлять человека совершать грех, сочувствовать или попустительствовать греху по причине банального конформизма. Православные люди готовы воспринимать нормы прав человека и трудиться для их укрепления. Но при условии, что эти нормы будут содействовать совершенствованию человека, а не оправданию его греховного состояния". (Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе)

"Святейший понимал, что Русская Православная Церковь - единственная, кто сохраняет традицию, память и ценности Святой Руси... И сегодня мы все вместе - наследники Киевской купели Крещения - окружаем гроб нашего духовного отца и почившего Предстоятеля". (Слово перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия II)

Михаил ЛЕОНТЬЕВ
"Профиль"
2 февраля 2009 г.

Источник:  http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=news&div=28638