Святая семья: Ксенофонт праведный с супружницею честною и чадами своими
26 января/8 февраля
Сегодня Церковь празднует и чтит священную память святителя Ксенофонта и его семьи. Ксенофонт праведный, его жена Мария и двое его детей, Иоанн и Аркадий, являли собой образец святого семейства, что весьма актуально в наши дни. То, что институт семьи находится в состоянии глубокого и жестокого кризиса, давно не вызывает сомнений не только у специалистов, но и у самой широкой общественности. Приверженцы института семьи призывают к укреплению этого ядра общественной жизни. И здесь примером является нам святые, исполнявшие беспорочно все заповеди и соблюдавший правду Божию. Их день и празднует сегодня наша Церковь.
Святой Ксенофонт и его жена Мария, жившие во времена правителя Юстиниана, были знатными и благочестивыми христианами Константинополя. Благочестие не всегда идет рука об руку с богатством, однако Ксенофонт и Мария были добрыми христианами и добродетельными людьми. Они воспитывали двоих сыновей, Аркадия и Иоанна, в которых желали видеть не только наследников своих богатых имений, но, главным образом, подражателей их богоугодной жизни, о чем заботятся и мечтают все хорошие родители. Таким образом, Ксенофонт и Мария воспитывали своих сыновей и наставляли их на путь Божий, в то же время заботясь и о том, какое образование им дать, чтобы они вели достойную жизнь.
Сегодня это актуально как никогда раньше, потому что большинство родителей больше всего интересует профессиональне будущее своих детей.
Поэтому, когда Аркадий и Иоанн получили свое первое образование в Стамбуле, их родители, будучи состоятельными сановниками, решили отправить их в Бейрут, чтобы они изучили правовую науку: Бейрут тогда был центром высшего образования. Получив благословение родителей, братья отправились в город, где они могли приобрести более совершенные знания для занятия наукой, пользующейся в те времена огромным успехом. Это могло им обеспечить хорошую карьеру на государственной службе великого византийского государства. Им предстояло путешествие по морю, но все мы можем легко представить себе, какими были корабли того времени, поэтому нам и не стоит удивляться тому, что судно их потерпело крушение, и Ксенофонт и Мария потеряли своих детей.
Мало того, что корабли того времени часто подвергались кораблекрушению во время сильных штормов, тогда не было и каких-либо, известных в наши дни средств, чтобы узнать о судьбе пострадавших. Таким образом, следы братьев затерялись, а родители не ведали, где их искать, и не знали, живы ли они. Крепко веруя в Бога, они вместо того, чтобы упасть на землю от изнеможения и горя и рыдать в отчаянии, отправились из Константинополя в Сирию и Палестину в надежде найти сыновей. Это было очень смелым решением, с самого начала казавшимся обреченным на провал. Но родители руководствовались своей беспредельной любовью к детям и надеждой на Бога. И они не ошиблись, ведь то, что невозможно для человека, может всесвятый Бог, Который говорит: “Надеящийся на Меня не постыдится”.
Скитаясь в поисках своих детей, Ксенофонт и Мария вскоре прибыли в Иерусалим. Святой город в то время был церковным и культурным центром, он славился своими великолепными церквями, построенными святой Еленой, а также множеством небольших и крупных монастырей, где аскетствовали великие монахи и отцы. Там препровожденные Господом Богом и по Его промышлению супруги-христиане Ксенофонт и Мария и нашли своих детей, Аркадия и Иоанна. Но что с ними произошло за это время? Это были не два несчастных юноши, которые нищенствовали на дорогах, а двое молодых людей, одетых в монашеские одежды. Кораблекрушение в море положило начало их духовному преуспеянию на суше; вместо того, чтобы учиться в Бейруте, они решили стать иноками в Иерусалиме. Возможно, во время кораблекрушения они дали клятву посвятить себя всевышнему Богу.
Достойно внимания и то, как родители благоприветствовали и праздновали обретение своих детей. Вы, наверное, думаете, что они стали сожалеть о том, что их дети стали иноками? Или стали уговаривать их покинуть монастырь, дабы вернуться всем вместе в родной дом? Так поступает большинство родителей, если их дети посвящают себя монашескому житию. Но Ксенофонт и Мария как истинно набожные христиане пошли дальше этого. Исполненные радости от обретения своих детей и совершенной благодарности к всевышнему Богу, они и сами решили посвятить себя Ему. Таким образом, Ксенофонт и Мария, Аркадий и Иоанн приобрели новую духовную семью или, лучше сказать, основали новый прообраз монашеского братства. Мудрость и святость является основой православных традиций. Аминь.
Митрополит Сербский и Козани Дионисий, Живые образы, редакция Апостолики Диакония, стр.182 -184
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии