Святая Ипомони ( +13/26 марта 1450)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

st-ypomoni

(“Ипомони” – (греч. Υπομονή) – “терпение”)

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш, супруга Мануила II Палеолога, “Елена Палеолог во Христе Боге августа и императрица Ромейская”, была дочерью Константина Драгаша, одного из многочисленных наследников великого сербского короля Стефана Душана. Таким образом, она происходила из благословенного царского рода. Среди ее предков есть и святые: Стефан Немания, сербский король и ктитор святого монастыря Хиландариу Горы Афон (преподобного Симеона Мироточивого). Константин Драгаш стал правителем современной болгарской части северо-восточной Македонии, области, располагающейся между реками Аксиос и Стримон. Рождение Елены датируется годами незадолго после смерти Душана. Ее воспитание, образование и обучение были проникнуты всем тем, что предписывали высокие византийские идеалы, поскольку сербы испытали сильное влияние византийской культуры.

Елена в большей степени отождествляла себя именно с византийским национальным самосознанием и культурой. Всеми своими чувствами и существом она тянулась к Византии, августой и императрицей которой ей предстояло стать, несмотря на свое сербское происхождение.

Более того, с молоком матери она впитала традиционную в ее семье твердую православную веру. И эта вера будет направлять, просвещать и вдохновлять святую в ее непростой жизни, полной скорбей и испытаний.

Ипомони было около 19 лет, когда она вышла замуж за Мануила II Палеолога (конец 1390 г.). Несколько месяцев спустя Мануил становится императором.

С самого начала стало ясно, что новая жизнь Елены-святой Ипомони обещает быть Голгофой. Много раз ей пришлось вместе с мужем испить чашу обиды и унижения со стороны не только иноверцев, но и западных государств, именовавших себя христианскими, поскольку Елена и император отчаянно пытались найти способ спасти умирающую Империю.

Елена-святая Ипомони оказалась исключительной личностью, украшенной многочисленными и великими добродетелями и обладавшей духовной силой. Она полностью осознавала свое положение и жизненные обстоятельства, а также роль, которую они ей предписывали. Она любила свой народ. Она явилась для него великой матерью, к которой каждый мог обратиться.

Она разделила со своим народом все волнения и тревоги перед предстоящими национальными бедствиями, пытаясь непрестанной молитвой, кротостью, словами доброты и утешения укрепить его. Красноречиво, но вместе с тем лаконично пишет об императрице ее прославленный современник, философ Георгий Гемист Плифон: “Царица с великим смирением и терпением относилась к обеим сторонам своей жизни. В час испытаний не отчаивалась, в час благоденствия не успокаивалась, в каждой ситуации делая все необходимое. Она обладала мужеством, большим, чем какая-либо другая женщина. Отличалась своей рассудительностью, совершеннейшей справедливостью. Мы не знаем ни одного случая, когда она кому-либо причинила зло – ни мужчине, ни женщине. Напротив, нам известно, что она множеству людей оказывает милость. Каким же еще образом можно на деле явить свою справедливость, как не добровольным отказом от причинения зла и творением благих дел для множества людей?”

Она стала достойной женой своего мудрого и христолюбивого супруга Мануила. Она прожила рядом с ним 35 лет в согласии, мире, единодушии и в борьбе за святость во Христе. Они почитали добродетель и в словах, и в делах. “Словом поучали, как должно поступать, а делом – являли себя примерами и иконами истинной любви”.

Этой благословенной паре Бог даровал восемь детей: из них шесть мальчиков, двое из которых впоследствии взошли на императорский трон – Иоанн VIII и Константин XI, прославленный последний император.

Феодор, Димитрий и Фома стали деспотами Мистры, а Андроник – Фессалоник. Дочери их умерли в раннем возрасте. Многодетная и чадолюбивая мать вскормила своих детей молоком веры и чудесного учения Православной Церкви. Она бывала с ними в святых местах, в уважаемых столичных монастырях, прося за своих детей молитв святых подвижников и старцев. Елена растила детей “в учении и просвещении Господа”, не переставая со слезами молитвы и любви наставлять каждого из них. С терпением и настойчивостью, вниманием и молитвой она воспитывала их, давая им не просто жизнь, но жизнь благую.

Таким образом, ей удалось положить конец конфликтам, касавшимся борьбы за власть, которые бушевали между членами императорской семьи на протяжении практически 90 лет и истощили Империю. Какие бы различия во мнениях и споры не возникали в семье после смерти Мануила, все они протекали спокойно по молитвам и посредничеству матери. Она обладала большой любовью к монастырям. Здесь Елена находила отдых и покой своей душе, черпала силу и мужество для дальнейшей жизни. Ее супруг, передав трон первенцу Иоанну, за два месяца до своей смерти (29 марта 1425 г.) удалился в константинопольский монастырь “Пантократор” и принял постриг под именем Матфей. Сама Елена после смерти мужа стала монахиней (1425 г.) в обители святой Марфы и нареклась именем Ипомони.

Трое ее детей также постриглись в монахи: Феодор и Андроник (монах Акакий) в монастыре “Пантократор”, Димитрий (монах Давид) в Дидимотике. Кроме того, находясь у себя на родине, Ипомони вместе с отцом воздвигли монастырь Богородицы Всеблаженной в Понагово. Он находится в Димитровграде на северо-востоке Сербии. Святая была тесно связана с константинопольским монастырем святого Иоанна Предтечи, где хранились мощи преподобного Патапия Чудотворца, к которому Ипомони питала особенное благоговение. Монастырь был основан соратником преподобного Патапия в Египте, преподобным Варой, за воротами св. Романа до 450 г.

С помощью святой Ипомони при монастыре был создан женский дом престарелых, названный “Надежда отчаявшихся”. Любовь святой к преподобному Патапию делает очевидной и тот факт, что иконописец, расписывавший пещеру святого Патапия в Геранийских горах Коринфии, счел необходимым изобразить рядом с мощами преподобного святую Ипомони.

Светлый и просвещенный человек, святая Ипомони была наделена множеством талантов, которые она, используя их с рассудительностью и благоразумием, преумножала. Так ей удалось, благодаря аскезе и терпению, достигнуть вершин святости.

Важная фигура тех лет, Геннадий Схоларий, первый Вселенский Патриарх, после падения Константинополя в своем утешительном слове к императору Константину XI “На смерть матери его, святой Ипомони” пишет следующее: “Всякий мудрец, посещающий эту блаженную императрицу, уходил от нее пораженный ее премудростью. Когда ее встречал какой-либо аскет, он уходил смущенный бедностью своей добродетельности, сравнивая ее с высотой добродетели святой. Человек рассудительный исполнялся еще большей рассудительности, законодатель становился более внимательным, а судья, беседуя с ней, убеждался, что перед ним – истинный канон справедливости. Человек дерзкий, уходил от нее побежденный, дивясь ее терпению, мудрости и силе характера. Человеколюбивый же исполнялся рядом с ней еще большего человеколюбия.

Когда встречал ее любитель разгула, то приобретал благоразумие и, видя ее смирение, каялся.

Ревнитель благочестия, знакомясь с ней, исполнялся большего рвения. Когда приходил к ней болящий, боль его успокаивалась. Любитель хвастовства, начинал корить себя за чрезмерное себялюбие.

Иными словами, каждый человек, узнав святую Ипомони, сделался лучше”.

Господь уберег ее от переживания трагических для Империи событий. Он призвал ее к Себе 13 марта 1450 года. Таким образом, 35 лет своей жизни Ипомони была императрицей, а 25 – монахиней.

Ее современник, дьякон Иоанн Евгеник, брат Марка Евгеника, архиепископа Эвесского, в утешительном слове к Константину Палеологу на кончину его матери, святой Ипомони, замечает: “Что касается этой приснопамятной госпожи, твоей матери, то все в ее жизни было исключительным: вера, дела, род, манеры, жизнь, слова. Все они были скромны и достойны ее святой славы. И как жила она, причастная Божественному Промыслу, так и скончалась”.

“Святая госпожа”, как ее называет Георгий Франдзис, отразила значение своего монашеского имени (“ипомони” – “терпение”, греч.) в своем отношении как к счастливым, так и к бессчетным тяжелым моментам своей жизни. Терпение в жизни, в деяниях и в монашеском имени. “Из терпения была соткана ее душа”.

Из календаря 2006 г., изданного в святой митрополии монемвасийской, города Спарта.

Современное чудо святой Ипомони

За последние годы случилось множество явлений святой Ипомони как благочестивым людям, так и не имеющим отношения к христианству. Мы расскажем о случае, описывающем чудесное явление святой и исцеление болящего.

“Святая Ипомони явилась в образе монахини некоему жителю Афин, который работал таксистом. Она остановила его и попросила довезти ее до Лутраки.

Этот таксист страдал раком кожи и пребывал в состоянии глубокого отчаяния. Следы болезни были заметны на его руках. По дороге монахиня, на голове которой был надет кукулий с красным крестом, спросила его:

– Ты чем-то опечален?

И таксист без колебаний рассказал ей всю правду о себе.

После этого монахиня спросила, разрешит ли он ей перекрестить его, чтобы ему стало лучше. Вскоре его стало клонить в сон, и он попросил монахиню сделать небольшую остановку, чтобы не случилось аварии.

Они добрались до пункта сбора пошлин, и здесь монахиня могла найти другое такси, если торопилась.

Таксист сел на обочине и уснул. Проснувшись, он обнаружил, что на руках нет более следов болезни, а монахиня исчезла. Он стал спрашивать у местных жителей, видели ли они поблизости какую-нибудь монахиню, но поиски оказались тщетными. Тогда он, удивленный, понял, что это была какая-то святая, и сейчас она исчезла.

Позже он отправился к доктору и рассказал ему о случившемся. И вдруг взгляд его упал на икону, висевшую на стене кабинета. Он вскочил со стула и воскликнул: “Это была она!” Оказалось, что это икона святой Ипомони. Так он узнал, кем была та, кто исцелила его и спасла от отчаяния. Кукулий с красным крестом указывал на ее происхождение, до того как она стала византийской императрицей. В этом монашеском одеянии она окончила свой земной путь. Впоследствии стало известно, что это чудо совершилось 13 марта, в день памяти святой.

Память преподобного и богоносной матери нашей Ипомони чтится 13/26 марта и 29 мая/11 июня. 

Перевод с новогреческого: редакция интернеиздания “Пемптусия”.

Синаксарь «Пемптусия»