Священномученик Симон (Шлеёв), ревнитель православного старообрядчества

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Симеон Иоаннович Шлеев, студент Казанской духовной академии. Фото конца 1890-х годов.

Новомученик Симон, первый единоверческий епископ, родился в семье крестьянина-старообрядца Иоанна Шлеёва, при крещении наречен Симеоном. Через три года, в 1876 году, вся семья присоединилась к Православной Церкви на правах единоверия. Жили в нынешней Чувашии в селе Явлей, глава семейства, Иоанн Шлеёв, был рукоположен во священники по избранию прихожан местной Троицкой единоверческой церкви.

С 1886 года семья перебирается в Нижегородскую епархию, Симеон избирает духовное поприще: Лысковское духовное училище, Нижегородская духовная семинария и, наконец, Казанская духовная академия, где молодой человек знакомится с архимандритом Антонием (Храповицким), который впоследствии покровительствует единоверию. После окончании Академии Симеон женится. Преосвященный Антоний рукополагает его во священники и назначает настоятелем единоверческой церкви Четырех Евангелистов в Казани в год столетнего юбилея единоверия (1900).

Молодой настоятель сподобился организовывать торжества по этому поводу. Сохранилось описание праздника, на котором помимо единоверцев также присутствовали и православные, но не нарушали обрядов: молились в два перста, с земными поклонами принимали святительское помазание елеем и др. Всенощное бдение 28 октября по старому чину длилось почти 6 часов, Литургия в день праздника, возглавляемая Преосвященным Иоанном, епископом Чебоксарским, закончилась в час дня, за ней следовал молебен, завершился праздник крестным ходом. Все богослужение окончилось в 3 часа дня, потом праздничная трапеза с тостами и сердечными беседами. А завершился торжественный день чтением труда отца Симеона Шлеёва «О сущности единоверия и его истории».

Будущий святитель, как ревнитель православного старообрядчества, вел миссионерскую работу, полемически беседуя со старообрядцами разных согласий в отдаленных селениях Уфимской и Казанской епархий: «Свои беседы с беспоповцами вел по 12–14 часов без перерыва, оставался после них буквально без голоса (один раз был приговорен доктором к шестинедельному абсолютному молчанию), сидел в некоторых беспоповщинских деревнях по неделям, живал в таких квартирах при этом, где ужинают в шубах и притом без огня…».

Вскоре у отца Симеона начался непростой жизненный этап: Казанскую кафедру возглавил архиепископ Димитрий (Ковальницкий), который доселе не видал живого единоверца, представлял их раскольниками или полураскольниками-невежами, а самого отца Симеона считал вторым протопопом Аввакумом. Когда же нашелся удобный случай, архиепископ заявил, что не видит пользы от отца Симеона. А батюшку меж тем уже приглашали на служение в Санкт-Петербург – владыка Антоний (Храповицкий) благословил пастыря на это служение кипарисовым крестом старинного письма.

Для казанского прихода это была большая потеря, чтобы утешить осиротевшую паству, отец Симеон просил своего престарелого отца заменить его в этом служении.

В северной столице развернулась крупномасштабная деятельность казанского пастыря. Главным чаянием всех единоверцев было обретение единомысленного единоверческого епископа, о чем и начал хлопотать отец Симеон Шлеёв. Владыка Антоний (Храповицкий) всячески оказывал в этом свою поддержку и даже обещал стать первым единоверческим епископом, если на то будет благословение Синода и Императора. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев не возражал против единоверческого епископа, но здесь требовался достойный кандидат, коих, по его мнению, пока не обреталось.

Симеон Иоаннович Шлеев с супругой Екатериной Фёдоровной. Казань. Фото 1900 г.

Тем временем отец Симеон выступал руководителем всего российского единоверия и для большинства единоверцев еще до своей епископской хиротонии был непререкаемым авторитетом, получая сотни писем с просьбами, сообщениями о нарушении богослужебного устава и уклада в единоверческих приходах.

Вопрос о единоверческом епископе решался на заседаниях VI Отдела Предсоборного Присутствия, к работе привлекли отца Симеона Шлеёва, ему поручили составить послания Святейшего Синода к старообрядцам, чтобы пригласить тех к участию в Поместном Соборе.

В 1906 году священники Симеон Шлеёв и Петр Аксенов решили издавать первый единоверческий журнал «Правда Православия», ходатайство с этой просьбой было удовлетворено, журнал откликался на бытующие церковные и общественные проблемы, а авторы бескомпромиссно комментировали насущные и болезненные темы. Издателем и главным автором стал сам отец Симеон.

Авторы журнала «Миссионерское обозрение» выступали со своей критикой деятельности отца Симеона и «Правды Православия», но издателей это не беспокоило, журнал служил объединению единоверцев между собой.

Активность отца Симеона и ревность Никольской общины об уставном совершении единоверческого богослужения вызывали жесткое сопротивление со стороны настоятеля и благочинного единоверческих церквей Санкт-Петербурга отца Николая Касторского. В 1907 году Касторский и его сторонники (около пятидесяти человек) подали рапорт об удалении священников Симеона Шлеёва и Петра Аксенова, в ответ было направлено прошение старост и прихожан всех четырех единоверческих церквей Санкт-Петербурга (более 300 подписей) в защиту своих дорогих пастырей. Святейшим Синодом было решено расследовать конфликт, но внезапная смерть отца Николая Касторского разрешила противостояние. Настоятелем Никольской церкви был избран священник Симеон Шлеёв.

Никольская единоверческая церковь г. Санкт- Петербург

Энергичный пастырь расширял свою деятельность. 8 октября 1907 года при Никольской единоверческой церкви им было открыто реальное училище, где батюшка стал законоучителем и директором, при освящении нового здания училища ему присвоили имя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. Ко дню освящения в стенах училища обучались 318 человек.

В июне 1908 года было открыто Единоверческое Братство при Никольской Церкви. С 1916 года при реальном училище открылись частные общеобразовательные курсы для взрослых.

В 1909 году праздновалось восстановление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, отец Симеон был активным участником и организатором торжеств в Кашине и в Санкт-Петербурге, торжества для единоверцев были осознанием единства с православными братьями.

Важным событием для единоверцев стал Первый Всероссийский Съезд православных старообрядцев, состоявшийся 22–28 января 1912 года трудами и подвигом отца Симеона. Он обеспечивал размещение делегатов, их содержание, на основании докладов отца Симеона была составлена программа Съезда. Съезд можно было называть Собором, на нем присутствовали 20 русских архиереев, представитель Константинопольского патриарха – архимандрит Иаков и 256 депутатов со всех уголков России.

Священник Симеон Шлеев – почетный секретарь Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). Фото 1912 г.

Батюшка был осведомлен во всех вопросах, его волновало все, касающееся жизни единоверия, также он принимал участие в организации лазарета Красного Креста для раненых воинов. Видя ревностные труды, отца Симеона избрали благочинным единоверческих церквей Петроградской епархии.

В 1916 году скончалась супруга Екатерина Феодоровна, на руках у батюшки осталась юная дочь Ксения, десяти лет, которая осталась неразлучной спутницей отца до его кончины.

31 мая 1917 года делегация единоверцев отправилась на Рогожское кладбище к старообрядцам Белокриницкой иерархии с примирением, но этот порыв не завершился реальным объединением, хотя 13 белокриницких епископов высказывали желание соединиться с Православной Церковью.

В 1917 году состоялся Второй Всероссийский Съезд православных старообрядцев, на который прибыло 216 делегатов, вдохновителем и организатором съезда вновь выступил отец Симеон Шлеёв, участники Съезда «слезно просили» стать отца Симеона кандидатом на единоверческую епископскую кафедру, и именно он возглавил список кандидатов. Такие благодарственные слова сохранились от членов Второго Всероссийского Съезда: «...История не забудет Вас, дорогой отец Симеон Иоаннович! Ваше имя крупными буквами отмечено будет на ее беспристрастных страницах. Но и мы, все здесь присутствующие, не забудем Вас в своих молитвах, пока живы…»На Поместном Соборе 1917–18 годов отец Симеон высказывался по разным вопросам, выражая свою заботу о всей Русской Церкви. От имени единоверцев выступил поборником восстановления патриаршества, в вопросе о даровании единоверцам епископа батюшку обвиняли в карьеризме, амбициозности, на что отец Симеон отвечал: «…Епископам придется не за митру хвататься, а за палку и котомку на плечах, ибо наш епископ должен будет всю жизнь странствовать, и не в наградах тут дело, а в подвигах и мучениях».

По решению Собора единоверцам были дарованы епископы. Выборы единоверческого епископа на столичную Охтенскую кафедру состоялись 31 мая 1918 года в Никольском храме, протоиерей Симеон Шлеёв получил 61 голос из 70. Тому, кто вел борьбу с непониманием, недоверием, положил так много сил и энергии на утверждение единоверческого епископата выпала честь стать первым его представителем. Отец Симеон был пострижен в рясофор с именем Симон и возведен в сан архимандрита.

Епископ Симон (Шлеёв)

16 июля 1918 года Святейший Патриарх Тихон совершил хиротонию архимандрита Симона во епископа Охтенского по старопечатным книгам в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. После службы Патриарх и новый епископ вышли на балкон и благословляли народ, выходящий из храма, все пространство между собором и балконом было заполнено стоящими на коленях людьми.

Владыка Симон стал Всероссийским архипастырем, окормляя, с благословения правящих архиереев, все единоверческие приходы России. Святитель ревновал о преодолении старообрядческого раскола, о достижении единства, о том, чтобы сделать единоверцев более сплоченными и организованными.

В мае 1920 года владыка Симон был назначен на временное управление Уфимской кафедрой. И тот факт, что единоверческий епископ возглавил православную епархию, говорит о его колоссальном авторитете и доверии к нему святителя Тихона.

Временное управление Уфимской кафедрой перешло в вечное предстояние святителя за уфимскую землю и за весь русский народ у Престола Всевышнего: накануне праздника Преображения Господня 18 августа 1921 года в возрасте 48 лет владыка был убит двумя выстрелами из револьвера во дворе архиерейского дома, после праздничной всенощной.

Официальная версия его убийства была ограблением, однако монахини, сопровождавшие владыку, свидетельствовали, что из кустов вышли два человека в кожанках, выстрелили в епископа и скрылись. Святитель Симон был захоронен в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе, при перезахоронении его на Сергиевском кладбище в 1932 году было обнаружено нетление останков священномученика.

Сщмч. Симон Шлеев, фрагмент центрального образа иконостаса, установленного в августе 2018 г. в церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм у Салтыкова моста в Москве

Задолго до революции в беседе со своим двоюродным братом протоиереем Григорием Шлеёвым тогда еще отец Симеон сказал: «Может быть, и меня когда-либо Господь сподобит принять мученический венец, это будет радостью моей жизни» – чего и сподобил его Отец светов.

Святитель Симон стал не только первым единоверческим епископом, но и первым единоверческим священнослужителем, прославленным в лике святых.

Священномученик Симон почитается среди единоверцев и православных в разных епархиях. Например, в Троице-Введенской общине – это комплекс храмов у Салтыкова моста в Москве – ранее община была единоверческой.

Многочисленные труды святителя по вопросам единоверия, опубликованные исследовательницей Ниной Павловной Зиминой, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Анастасия Высотенко
17 августа 2023 г.

Источник: Московский Сретенский монастырь