Священномученик Михаил Борисов. Игумен Дамаскин (Орловский)
Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви — сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом.
Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нём: «Это был гигант и по телосложению, и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1−3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел"[1].
Священник Михаил Борисов с супругой Ольгой Ивановной и сыном Василием, около 1894 года
В 1888 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведён служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде.
За время своего служения отец Михаил, как деятельный священник, имел множество послушаний. Два года он состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковно- приходской школы; в течение трёх с половиной лет отец Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырёх лет — заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет — благочинным 1-го округа Демянского уезда, в течение трёх лет — депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа, в течение трёх лет — членом правления Новгородской Духовной семинарии; с 1907 года — заведующим, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе, с 1909-го по 1914 год отец Михаил состоял членом Новгородского епархиального миссионерского совета, с 1909-го по 1915 год — членом Новгородского уездного отделения Епархиального училищного совета, с 1911 года — помощником благочинного 2-го Новгородского округа.
В 1906 году отец Михаил был награждён наперсным крестом; 30 июля 1917 года — возведён в сан протоиерея. Отец Михаил принимал деятельное участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно- общественной жизни города.
6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни — «вести человека ко Христу, к вечному спасению» — должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново-славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения"[2]. Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал.
После прихода к власти безбожников начались гонения: отец Михаил был арестован в 1926 году и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьёй был выселен из дома.
В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся — бедным и находящимся в заключении.
20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шёл тогда шестьдесят восьмой год.
3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерёт с него последнюю шкуру, вообще духовенству не даёт никакого житья.
Советская власть всё духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слёз и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча всё переносить.
Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, кругом на верующих идёт гонение, отбирают последний кусок хлеба советская власть стала грабить живого и мёртвого. Я также говорил во время церковной службы антисоветские проповеди, что советская власть — есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдёт Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения.
Я знаю, что епископ Макарий и мой сын оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению[3], и вообще мы материально помогали сосланному духовенству
В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу"[4].
19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе.
И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награждён очередной наградой — палицей.
Прихожане писали ему по поводу этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой Патриаршей наградой — дарованной вам палицей. Палица — это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна.
Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твёрдо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа "[5]
13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород "[6]. Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь, которая стремительно сметала всё на своём пути.
Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен.
— Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаёте ли вы себя в этом виновным? — спросил его следователь.
— Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю.
— Следствие располагает достаточно подтверждёнными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.
— Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно- монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вёл.
В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности"[7].
После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребён в безвестной могиле.
Священномученик Михаил прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение от 17 июля 2001 г.
Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших
Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 232−237.
Библиография
Газета «София». 1994. № 2 (10).
ГИАНО. Ф. 480, оп. 1, д. 4292, л. 3 об-5.
УФСБ России по Новгородской обл. Д. 1а/12983.
УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-2956.
Примечания
[1] Цит. по газ. «София». 1994. № 2 (10). С. 5.
[2] Там же.
[3] Стадницкому.
[4] Архив УФСБ России по Новгородской обл. Д. 1а/12983, л. 203−204.
[5] Архив УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-2956, л. 13.
[6] Архив УФСБ России по Новгородской обл. Д. 1а/12983, л. 203−204.
[7] Архив УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-2956, л. 20.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии