Священномученик Михаил Богословский
Священномученик Михаил Богословски родился 5 сентября 1883 года в селе Сошки (или Сашки) Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье в семье армейского писаря. По стопам отца не пошел, какое-то личное потрясение развернуло его душу к Церкви и он избрал духовный путь [1].
В 1905 году окончил Тамбовскую духовную семинарию первым студентом[2], а затем, в 1909 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословия. Еще студентом он отличался смирением, сдержанностью, особым молитвенным настоем, мудрой трезвенностью в суждениях, углубленным интересам к богословским наукам.
С 1909 года преподавал в Таврической духовной семинарии вплоть до ее закрытия 4 июля 1921 года. Он принял решение стать священником в то время, когда новая власть начала закрывать церкви и объявлять ее служителей вне закона. В 1921 году архиепископом, будущим священномучеником Никодимом (Кротковым), был рукоположен во иерея и направлен в Вознесенский собор города Бердянска.
Пребывая в особенном молитвенном настроении, литургисал с особенным подъемом, вдохновенно. Совершая богослужение, священник преображался, всем своим существом возносясь ко Господу, увлекая всех присутствующих своим вдохновенным молением. По свидетельству очевидцев, с отцом Михаилом было легко молиться, все постороннее отступало и священник, предстательствующий за своих возлюбленных чад, соединялся с ними в молитве пред Горнем престолом. Прихожане любили своего пастыря и он отвечал им любовью на любовь, отеческим вниманием и заботой, молитвой и добрыми делами объединял свою паству. Проповеди говорил просто, доступно каждому даже простому и малообразованному человеку. Но в то же время в его словах была скрыта несомненная духовная мудрость, способная удовлетворить и напитать собою образованных и взыскательных прихожан. Как правило, отец Михаил говорил о тех опасностях, которые проистекали от раскольников и обновленцев. Его мнение ценилось очень высоко, и к нему прислушивались все небезразличные к духовной жизни как священники, так и миряне. Внутренне собранный, аскетичный, строгий к себе и милостивый ко всем приходящим, он внушал доверие и любовь.
В начале 1920-х годов отец Михаил нередко принимал участие в популярных в то время диспутах на религиозные темы, которые, благодаря его философской и богословской эрудиции, а также проповедническому дару, неоднократно заканчивались посрамлением малограмотных агитаторов. Это помогало простым людям правильно разобраться в сложной церковной ситуации тех лет.
За свою проповедническую деятельность отец Михаил был впервые арестован в 1924 году. Гонители под давлением православных, не найдя достаточных обвинений, отпустили пастыря.
Продолжал служить в Бердянске. К 1937 году в городе были закрыты все храмы кроме Покровского, в котором собирались все оставшиеся в городе священники и верующие. Для безбожной власти этот храм представлялся оплотом религиозности. Власти поэтому решили закрыть и этот храм. Видя опасноcть, православные священники вместе с благочинным о. Виктором Кирановым и о. Михаилом решили действовать и сделать все возможное, чтобы предотвратить закрытие храма. В течении недели о. Михаил и другие священники ходили по домам верующих и готовили их к приходскому собранию, намеченному на второй день Рождества 1937 года. Все делалось тайно с великой предосторожностью. 8 января 1937 года после Божественной Литургии открылось приходское собрание, на котором оказалось, по свидетельству очевидцев, до четырех тысяч человек — неслыханно много. Представители горисполкома, присутствовавшие на собрании, были немало удивлены и смущены, что после стольких лет гонений и запретов настолько жива вера в людях и более того, есть решимость бороться за свой храм. В начале лета 1937 года вместе с другими священниками Бердянска отец Михаил был арестован по обвинению в «антисоветской агитации».
Вначале о. Михаила обвинили в том, что он как пособник империализма кому-то поручил отравить колодцы в городе в день выборов «и выдавал им яд». Другой священник, оказавшийся на допросах в запорожской тюрьме вместе с о. Михаилом вспоминал о перенесенных экзекуциях: «Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка днем и ночью в течении нескольких суток " О. Михаилу, желая поглумиться над ним, выбрили на голове крест. Во время допросов о. Михаил сосредоточенно молился, осеняя себя крестным знамением. О. Михаил, как только пришел в себя после побоев, написал жалобу на следствие, но все аргументы в свою защиту священник надеялся сказать на суде. Но суд так и не состоялся. В течении полутора лет дело священника пересылалось из одной инстанции в другую. Виновным себя не признал.
Наконец тройка при УНКВД по Днепропетровской области 29 октября 1939 года по обвинению в «антисоветской контрреволюционной деятельности и антисоветской и антиколхозной агитации» приговорила его к 5 годам ИТЛ по групповому делу «протоиерея Виктора Киранова и др., г. Бердянск, 1937−1939 г.» Отец Михаил кротко принял осуждение.
Протоиерей Виктор Киранов оказался с ним в одном бараке. В своих письмах родным он, отмечая кротость и смирение соузника, называл его «преподобный отец Михаил». Сохранилось свидетельство Т. А. Казычкиной о том как блатной садист, издеваясь над отцом Михаилом, вырвал ему по волоску брови и ресницы. Надзиратель, увидев это, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. И лагерный садист, пораженный любовью и великодушием пастыря, тайно пришел к отцу Михаилу и со слезами просил прощения.
Протоиерей Михаил Богословский мирно отошел ко Господу, со смирением испив всю чашу своих страданий, 28 марта 1940 года в Краслаге НКВД, близ Канска. Отец Виктор Киранов стал свидетелем смерти протоиерея Михаила. Он писал домой: «Думаю, почти верю, что Господь принял душу его как праведника и человека, равного другим святым, угодившим Ему». «Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, а она, без сомнения, истинна, то он по аналогии со всеми святыми, без сомнения, предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития».
О. Михаил причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии