СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ: НЕБОЛЬШОЙ ОТВЕТ ЕВАНГЕЛИКАМ. Протоиерей Лаврентий Фарли

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Величайшее различие между православными и евангеликами – реакция на одно краткое слово «предание». Для первых оно – словно доспех, словно иммунная система, а для вторых – чуть ли не чума, от которой надо беречься. Поэтому православные обычно говорят о Священном Предании, а евангелики – о «предании человеческом» или (чаще) о «мёртвом предании». С их точки зрения, всякое предание мертво и даже смертоносно, потому что оно выступает конкурентом Священному Писанию. Для них выбор ясен: или Священное Писание, чистое и богодухновенное Слово, или мёртвое предание, которое противоречит Слову Божию и размывает истину. Так что неудивительно, что евангелики известны отрицанием Предания. Их передёргивает, когда православные говорят о Священном Предании, для них этот термин – оксюморон.

Если спросить евангеликов, почему они косо смотрят на Предание, они обычно ссылаются на Евангелие от Марка, где Господь наш строго порицает предания иудейских старцев о необходимости мыть руки перед едой. Это образец того, как «устраняют Слово Божие преданием своим» (Мк. 7, 13) (обратите внимание: здесь дело не в личной гигиене, которой учила вас мама, говоря, что перед обедом надо мыть руки, а в предохранении от возможной ритуальной нечистоты). Также евангелики ссылаются на послание Колоссянам, где апостол Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). На основе этих текстов евангелики заключают, что всякое предание – предание человеческое, то, что соперничает, противоречит и устраняет Слово Божие. С этой мыслью они закрывают Библию (а вместе с этим зачастую и свой кругозор), думая, что вопрос исчерпан.

Очень жаль, ведь если бы они ещё немного полистали Библию, они прочитали бы о другом виде преданий. На греческом языке предание – παράδοσις (парадосис), существительное от глагола παραδίδωμι (парадидоми). Приставка «пара-» означает «около» («парацерковный» значит «околоцерковный»), а оставшаяся часть – «досис» – от «дидоми», имеет значение «давать». Так что глагол «парадидоми» означает «передавать», давать что-то рядом находящемуся человеку, например, палочку на эстафете или посылку адресату. Существительное «парадосис» означает то, что передаётся. Итак, является ли «парадосис», предание, чем-то хорошим или плохим – зависит от того, что именно передаётся. Существительное «предание» и глагол «передавать» означают только способ распространения от одного к другому, но не подразумевают, что именно получает адресат.

Если передаётся устное иудейское предание старцев, которое противоречит Письменной Торе, то это предание, очевидно, плохо. Если передаётся чисто человеческое учение гностиков, стремящихся исказить истинную веру, которую апостолы проповедали в Колоссах, – и это предание дурно. Но и сами апостолы сообщали ученикам их предания, рассчитывая на то, что, в свою очередь, и ученики сообщат их кому-то ещё. Итак, в Новом Завете есть примеры преданий человеческих, иудейских и гностических (плохи и те, и другие) и апостольского Предания (которое хорошо).

Если не закрыть Библию и продолжить её читать, упоминания апостольского Предания можно найти во многих местах. Павел получил много преданий от Церкви и добросовестно передал их новообращённым, рассчитывая, что они эти предания сохранят. Христиане Коринфа сохранили апостольские Предания, так что Павел написал им: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания [греч. парадосис] так, как я передал [греч. парадидоми] вам. (1Кор. 11, 2). Он снова упоминает, что сохранил Апостольское Предание, в 1Кор.15, 3, где говорит: «Ибо я первоначально преподал [греч. парадидоми] вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор. 15, 3). И снова он настаивает на первостепенной важности устного апостольского Предания,когда заповедует фессалоникийцам: «Стойте и держите предания [греч. парадосис], которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).

Обратите особое внимание на последнюю цитату: апостол Павел упоминает здесь предания, во множественном числе, и ставит их наравне с посланием, написанным прежде (т.е. с 1-м посланием к Фессалоникийцам). Таким образом, то, что имело авторитет в Церкви – не Писание отдельно, а Апостольское учение, которое может быть в двух формах: «словом» [т.е. устно] или «посланием». Обе формы равно авторитетны, ибо Павел заповедал «стоять и держать» их обе – и сначала он назвал устные предания, вероятно, потому, что фессалоникийцы к тому времени уже получили много таких преданий, но всего одно послание. Из этого мы видим авторитет апостольского предания, а также то, почему православные называют его Священным Преданием. Апостол Павел рассчитывал, что обращённые им в христианскую веру воспримут всё, чему он их учил, а не только то, что нужно было ему написать в посланиях. Поэтому он огорчился, что некоторые фессалоникийцы предались праздности в ожидании Второго Пришествия, и поэтому он учил их «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес.3, 6). Апостольское Предание было обязательным для исполнения.

Апостольское Предание было обязательным для исполнения

Церковь сохранила это понимание Предания, так как христиане запоминали, накапливали и жили в согласии с преданиями, которые достались им от апостолов. Так, святитель Василий Великий пишет:

«Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях»[1] (О Святом Духе, гл. 27).

Мы видим, что «Предание» Древней Церкви означает апостольское учение, передаваемое устно и сохраняемое в жизни Церкви. Если учесть, что часть учений апостолов содержится в посланиях и мемуарах (т.е. в Евангелиях) и что эти книги также передавались из поколения в поколение, параллельно с устным учением, можно сказать, что термин «Предание» охватывает всё апостольское наследие. В этом смысле Священное Предание включает в себя и Новозаветные Писания, и устные учения апостолов. Говорить о «Писании и Предании» как о двух различных (и несовместимых) источниках – бессмысленно[2], это всё равно что говорить о «Новом Завете и Библии», как о двух отдельных источниках. Конечно, как Новый Завет – часть целой Библии, так и Новозаветные Писания – часть целого Апостольского Предания.

Предание – это контекст, в котором читают Священное Писание

Поэтому православные благоговеют перед Преданием. Это не конкурирующий с Писанием источник, его нельзя противопоставлять Священному Писанию и подрывать его абсолютный авторитет. Предание – это контекст, в котором читают Священное Писание. Это жизнь Святого Духа в Церкви, священная и животворящая река истины, текущая сквозь пустыню века сего, утоляющая жажду всех, кто его принимает. Именно оно делает Церковь Апостольской. В мире, где на нашу веру постоянно нападают и где свирепствуют духовные поветрия, оно воистину апостольский доспех и наша иммунная система. Защищаясь чистым апостольским учением, мы сможем выдержать все удары, которыми мир хочет осыпать нас, и остаться здоровыми посреди смертоносной пандемии мирских заблуждений.

[1] Русский перевод по изданию: Василий Великий свт. О Святом Духе к св. Амфилохию, епископу Иконийскому. С.331–332 //Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския . – Москва : В тип. А. Семена, 1815. / Ч. 3. Кн. 2. – 231–496, VII, 4 с. (Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при МДА. Т. VII).

[2] Ср. со статьёй В.Н. Лосского «Предание и предания»

https://pravoslavie.ru/151029.html