Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

8 октября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, сохранилось ли сегодня советское наследие и нужно ли его преодолевать, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ.
Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х гг. Печатные издания антирелигиозной пропаганды Безбожник», «Безбожник у станка» и др., выпускались в этот период огромными тиражами.

Если мы говорим о преодолении советского наследия, то нужно начинать с истоков, потому что основы были заложены во время большевистского переворота. В первую очередь – это забвение наших культурных истоков и традиции. Лозунг о разрушении старого мира и построении нового был брошен в самом начале революции, но, хотя со временем и смягчился, так никуда и не ушел. Забытыми оказались многие памятники, имена, даты. В значительной степени это забвение и сформировало советский менталитет, оно подпитывалось всей советской действительностью.

Советские деятели воспринимали старую Россию как нечто для себя чуждое, нечто, что нужно преодолеть в себе. О том, что существовали Дмитрий Донской и Александр Невский из пропагандистских целей они вспомнили только в сороковых, во время Великой Отечественной войны, чтобы мобилизовать население на борьбу с врагом. Но и эти акции советской власти носили показной и демонстрационный характер. Реальной же связи ни с древнерусской культурой, ни с русской культурой XIX века они не чувствовали. Конечно, у некоторых советских политических деятелей было больше развито государственное мышление, нежели у многих современных их преемников, и поэтому они не разрушали то, что разрушается сейчас. Но общая тенденция оставалась неизменной.


Cнятие драгоценных металлов с облачения священников, 1920-е годы. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом.

Советского Союза не существует уже более 20 лет. Самое его падение было предрешено отказом от корней. Бог поругаем не бывает, равно как и история не бывает поругаема: с ней нельзя экспериментировать. Советский Cоюз как государство был зданием, построенным на песке, поэтому в какой-то момент он и рухнул. Это почти библейская история.

Недавно на достаточно популярном Интернет-ресурсе Полит.Ру была опубликована статья: «Кафедра теологии: годится ли нам немецкий рецепт?» – конечно в этой статье говорится, что опыт Германии, где теология является полноправной университетской дисциплиной, нам не годится, потому что у нас, дескать, другая социо-культурная ситуация.

Появление таких статей, как и вообще, все то противоборство, которое встречают наши попытки продвижения богословской науки в нашей стране – это и есть советское наследие, не преодоленное по сей день. Оно является отпечатком советского мышления, как и пассивная, я бы даже сказал потребительская позиция, распространенная среди многих наших прихожан. Человек убежден, что ему «все должны», он приходит в Церковь и сразу начинает требовать: одного, другого.

Я много общаюсь с молодежью, большинство из этих ребят родилось во время или уже после перестройки, и они, конечно, свободны от советского прошлого, в том смысле, что некоторые уже не знают кто такой Дзержинский. Но тот разрыв с русской культурой, о котором я говорю, у них только усугубился. Они меньше читают, больше сидят в интернете. Так что, всем нам предстоит очень большая работа, и говорить о том, что мы преодолели советское прошлое сегодня рано, как и говорить о полноценном возрождении церковной жизни и, тем более, подлинного церковного опыта, опыта преодоления греха в себе самом, пока слишком рано.

Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» пройдет с 8 ноября до 9 декабря в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, Тверская ул., 21).

Экспозиция подготовлена совместно музеем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, проводится в рамках Года российской истории и приурочена к 20-летию Свято-Тихоновского университета.

Выставка стала результатом двадцатилетия научной работы Университета. Сотни документов были обнаружены и введены в научных оборот его сотрудниками. Для Государственного центрального музея современной истории России выставка стала возможностью продемонстрировать интереснейшие экспонаты, не нашедшие место в постоянной экспозиции.
К началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд, например, на изготовление котлов для столовых.

В статье использованы экспонаты выставки "Преодоление: Русская Церковь и советская власть".
 

Подготовил Дмитрий РЕБРОВ


 Источник: Нескучный сад