Священник Дмитрий Климов: Гадание

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что нагадали сбудется?

Прот. Д.Климов: Есть такой анекдот: Больной приходит к врачу и говорит: «Доктор, я умру?». Врач отвечает: «А как же?!».
Однажды, еще в конце 90-х, ко мне на исповедь пришел один мальчишечка, которого провожали на войну в Чечню. Он сходил к гадалке, которая сказала ему: «Тебя не убьют, но ранят в руку». Я его, конечно, утешил, но он, в принципе, был рад такому «мягкому» прогнозу. 
И тогда я прикинул, какие варианты развития этой истории могли бы быть дальше. Если бы этого мальчика убили, никто дальше не стал бы разбираться, ходить к гадалке: «Как же так, ты сказала ранят, а его убили?!». Если бы мальчика не убили и даже не ранили, значит, если что, гадалка угадала - не убили же. Третий вариант: ранили, но не в руку. Опять же, почти угадала. А если уж, не дай Бог, действительно, его ранят в руку, то гадалку объявят пророчицей и прославят. 
То есть это такая беспроигрышная лотерея, которую можно назвать просто цыганщиной. Цыгане, гадалки знают различные методы обмана, и пользуются ими, в основном, в меркантильных целях. Что самое ужасное, эти шарлатаны часто наживаются на чужом горе. Сколько раз мне приходилось отпевать онкологических больных, которые в отчаянии находили по интернету какие-то лекарства, отдавали огромные деньги за пузырёк неизвестной жидкости, который на поверку оказывался чуть ли не чаем или травяным настоем, и думали, что это их спасёт. И таких примеров очень много.


Корни. Немного магии – ничего страшного?

Магия начала свою историю с грехопадения первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, так как захотели стать богами без Бога, то есть получить некое знание, которое их обожит помимо воли Божией. Как? Каким-то магическим образом через вкушение плодов с древа познания добра и зла. И мы знаем, что потом произошло. 
И эта тяга к магическим, колдовским силам глубоко укоренена в человеческой природе. Мне вспоминается библейский эпизод: Моисей, выведя евреев из Египта, отлучился на гору Синай, где Господь дал ему заповеди, а евреи подумали, что Моисей исчез, может быть умер, и тут же вспомнили своих египетских богов, перелили золотые украшения и сделали золотого тельца. 
Где там Бог Моисеев, где сам Моисей? Конечно, Бог совершал великие чудеса – Он перевёл нас через Красное море, защитил от врагов и так далее – но теперь-то что? Теперь нам надо начинать свою жизнь, а наши прошлые боги такие знакомые, такие родные… 
В более поздние библейские времена, было то же самое. Хотя и Храм был, и законодательство Моисеево, и строго регламентировалось, что поклоняться кумирам нельзя, отношение у многих простых людей к Богу было как к кому-то далекому, недоступному: конечно, если что-то по-крупному с нами случится – Он поможет, а по мелочи можно обратиться к богам, которые рядом, которые окружают нас. 
И то же самое происходит сейчас: всё, что там батюшки в церкви говорят, конечно, правильно, но мне сейчас не надо думать о покаянии, каких-то моих глубинных отношениях с Богом, а просто хочется, чтобы нога не болела. Говорят, что свечки в церкви не помогают, а вот если бабка пошепчет, поможет. 
Человеку нужен не священник, который говорит о Боге, о покаянии, о заповедях, а шаман, который просто возьмет в руки бубен, вызовет духов и гарантирует результат.
И на таком уровне многие христиане становятся духовными прелюбодеями. То есть отворачиваются от Бога, и обращаются за помощью к колдовству, к магии. При этом считают себя христианами: то, что я сходил к бабке, обратился к каким-то неведомым и непонятным силам, которые, я не готов признать однозначно нечистой силой, ничего не меняет в моих отношениях с Богом или с верой.
Такое поведение можно сравнить с настоящим прелюбодеянием: изменил жене, но это мы просто с мужиками в баню сходили, увлеклись, это ничего не меняет, всё равно я люблю только жену. Но на самом деле, меняется очень многое.


Детей к бабке

Человек должен задуматься с кем он имеет дело, с какими силами. Когда к ребенку приходит врач, то родитель, если этот врач не переобуется или руки не помоет, к своему ребенку его даже не подпустит. А ведь тоже самое в духовном смысле: неужели людям все равно с какими помыслами, с какими пожеланиями, с какой верой человек трогает твоё дитя, к какой силе он обращается? 
Я как священник могу свидетельствовать о многих случаях, когда была прямая связь между обращением к гадателям и последующими проблемами в жизни человека. Например, у одной девочки были какие-то воспаления на коже, она пошла к бабке, та ей что-то там нашептала, помазала, водичку заговорила, вроде всё прошло. А потом через полгода с ней такая страшная беда случилась, что она чуть ли не умерла.

«Она лечит молитвой»

Иногда люди говорят: «у них тоже иконы, они молитвы читают». Но если бы человек сравнил, он бы понял, что там с молитвой мало общего. Слова те же, а смысл заклинательный. В молитве всегда есть определенная структура: обращение к Богу, просьба, покаяние, прославление Бога. Эта структура создает духовное содержание обращения человека к Богу. А в «молитвах» гадалок нет обращения, они не упрашивают, а заставляют, заклинают: ты, архангел встань впереди, другой архангел – позади, и т. д. Потому что силы, с которыми они имеют дело – бесовские.

Почему не надо бояться

Если человек сходил к гадалке, потом раскаялся, но все равно боится бесовских сил, боится последствий своего обращения к гадалке?
Если человек действительно осознал и оплакал свой грех, а не просто констатировал факт его совершения, его покаяние будет имеет творческую силу. Бог может многое поменять, причем не только в человеке. Мы говорим: после исповеди грехи, изглаживаются. И действительно Господь как бы стирает грехи из книги жизни человека. При этом Он стирает их не только для будущего, но стирает их и в самом прошлом. И, соответственно, меняются и исчезают последствия греха. То есть если человек покаялся, и Бог изгладил его прошлые грехи, то и последствия этих грехов изглаживаются из жизни человека.
Если покаявшись, человек все еще боится, это говорит о его недостаточной вере в то что Бог прощает и защищает. И тогда священнику надо дать этому человеку какую-то разумную, но эффективную епитимью. Если нет утверждения в вере, нет упования на волю Божию и на Бога, значит надо человеку месяц Евангелие почитать, например. После этой епитимьи вера у человека укрепится, он будет понимать, что покаяние очищает и меньше сомневаться в том, что он оборвал узы, которыми связал себя с дьяволом.

Беседовала Мария Строганова

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=6&id=3776