Свободы сеятель пустынный. Андрей Зайцев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Зайцев

Некоторые православные христиане и граждане России вполне искренне считают себя героями пушкинского стихотворения. Свой гражданский долг они видят в том, чтобы проповедовать в стране и в Церкви ценности свободы.

Свобода сама по себе – главный дар Бога человеку, и уж не нам, христианам, выступать против нее. Но странное дело, чем больше я слышу вокруг себя разговоров о свободе, тем больше понимаю, что их цель – ограничить мою жизнь и свести ее к непрерывной борьбе с кем-то, вместо собственных недостатков.

Одни, произнося это слово, хотят полностью исключить Церковь из общественной жизни, лишить верующих возможности строить храмы и воспитывать своих детей в традиционной системе ценностей.

Другие начинают упрекать своих единоверцев в том, что их свобода ограничена, поскольку они не разделяют узкопартийный взгляд на происходящее в Церкви. Проще говоря, не поддерживают конкретный приход или священника, возомнившего себя певцом той самой свободы.

Наконец, еще часть христиан призывают меня посвятить жизнь борьбе с властью, пробуждению народа и уверяют меня в том, что свобода в России наступит лишь тогда, когда к власти придет NN. Сторонникам этой точки зрения не приходит в голову мысль о том, что они толкают верующих в пекло политических разборок, и призывают христиан ходить на одни митинги и не ходить на другие.

Общими усилиями все эти шумные люди добились лишь того, что замечательное слово "свобода" превратилось почти в ругательство, в средство раскола Церкви. На прошлой неделе один христианин написал статью, в которой обвинил другого христианина в том, что последний только прикидывается "либералом", а на самом деле он не достоин этого звания, поскольку занимает другую сторону в одном из внутрицерковных конфликтов.

С точки зрения автора той заметки этот "грех" перечеркивает все добродетели человека. Много таких текстов можно найти в нашей религиозной и светской журналистике. Еще один шаг, и в храмах можно вешать новые 10 заповедей. Заповедей "либералов" или "консерваторов". Похоже, что мы вот-вот окончательно перейдем опасную черту, и начнем судиться у "внешних" за политические убеждения. За последние несколько лет нам почти удалось внести в Церковь критерий "рукопожатности" и "нерукопожатности", как одно из важных для "свободного" человека дополнений к заповедям.

Мы уже делим христиан на своих и чужих в зависимости от того, какие журналы они читают, какого правителя поддерживают, и каким видят будущее нашей страны. Остается сделать только один шаг, и создать церковь "свободных людей" и церковь "анчоусов" или "рабов". Только это будет уже не христианство.

Мы слишком заигрались в свободу, мы считаем любые ограничения нашей политической активности чуть ли не главным грехом власти. Забыв слова апостола Павла о том, что "всякая власть от Бога", мы посвящаем жизнь политической борьбе, перепащиваем гневные реплики о чужих грехах, с восторгом аплодируем тем, кто собирается "посадить в тюрьму" нынешних правителей. Это очень опасный путь, и мы, христиане, должны начать оценивать качество статьи или проповеди не числом упоминания в ней Христа или России, а их соответствию Евангелию. Гневные обвинения сторонников свободы в адрес ее мнимых противников также не соответствует проповеди Христа, как и утверждение о том, что всякий христианин должен быть монархистом.

http://www.religare.ru/2_101123.html