СВО и раскол в Виленско-Литовской епархии РПЦ. Артурас Паулаускас
Раскольников берут в оборот политические проходимцы
Венгерская делегация 30-31 мая на внеочередном саммите лидеров ЕС «на финальном этапе переговоров» не позволила партнёрам ввести персональные санкции против главы Русской православной церкви патриарха Кирилла. О Викторе Орбане, противопоставившем свой голос общему мнению, европейские СМИ писали с акцентом на главное: он не сомневается, что введение санкций противоречило бы «свободе вероисповедания».
Однако пресса ничего не сказала о тех участниках брюссельской встречи, которые выступили против позиции Будапешта. Самой агрессивной была Литва в лице её президента Гитанаса Науседы. Бой он проиграл, но готовится выиграть войну. Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис 9 июня заявил: «При обсуждении седьмого пакета ограничений будем добиваться включения Кирилла в чёрный список. Это одобрили послы и лидеры всех 27 государств, что позволяет говорить о политическом консенсусе».
Вильнюс стремится бить по всей РПЦ, включая православную Виленско-Литовскую епархию (ВЛЕ), которая находится в кризисе.
Высказывания Кирилла в первые дни СВО вызывали в ВЛЕ растерянность: что он говорит? Когда наградили иконой главнокомандующего Росгвардией, епархиальное начальство в Вильнюсе возроптало: «События на Украине – это война, агрессия России»…
17 марта митрополит Виленский и Литовский Иннокентий собрал православных священников для решения важного вопроса: возносить имя предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла во время богослужений или нет? Иерей Георгий (Гинтарас) Сунгайла, протоиерей Виталий Моцкус и иерей Виталий (Виталис) Даупарас предложили отказаться от поминовения. По слухам, троицу поддержали ещё 10 участников дискуссии из 60.
Сунгайла и Даупарас вручили владыке Иннокентию прошения об отставке. Первый категорически отказался поминать патриарха, второй «вообще выступил против служения в структуре Московского патриархата». В результате «по-отечески тёплого разговора компромисс был найден, прошения аннулированы».
В Москве (правда, по другому случаю) сочли, что такое объяснение причин непоминовения патриарха – раскол: «Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям – это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем».
Иннокентий выступил с обращением в связи с «огромной бедой на земле Украины». Процитируем принципиальный фрагмент:
«Мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о её скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны».
Казалось бы, точки расставлены. Однако 15 апреля митрополит вывел за штат священников Сунгайлу и Даупараса. От всех должностей был освобожден Моцкус, канцлер епархии. Гнев коснулся клирика виленского Свято-Духова собора протодиакона Виктора Миниотаса, пресвитера Георгия Ананьева из Клайпеды, диакона Георгия Цибурёвкина из Висагинаса. В знак «протеста против репрессий в адрес инакомыслящих духовных братьев» прошение об отстранении от обязанностей по собственному желанию подал протоиерей Владимир Селявко. Это закоренелый антисоветчик и ярый противник современной России, изгонявший из храма активистов «Бессмертного полка», в частности координатора народного движения Татьяну Коломиец, которую затем департамент госбезопасности взял в оперативную разработку.
В епархии начались закулисные интриги, порождённые алогичной позицией руководства. Удалённые от дел решили идти на поклон в Константинополь. Раскольников тут же взяли в оборот политические проходимцы. Фашиствующий мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс (четвёртое лицо в Литовском государстве) предложил вернуть положение дел во времена до 1682 года, когда здесь действовала киевская митрополия. «Виленско-Литовская епархия сегодня принадлежит организации, инициирующей войну и убийства православных христиан на Украине», – объявил градоначальник Вильнюса.
Премьер-министр Ингрида Шимоните написала письмо Экуменическому патриарху Варфоломею I, в котором выразила поддержку кабмином стремления части православных Литвы отделиться от Москвы. В послании сформулирована позиция государства – «решение о восстановлении прихода(ов) Константинопольского Патриархата в Литве может принять только Вселенский Константинопольский патриархат – это дело Церкви и верующих. Правительство Литвы будет участвовать в этом процессе в той мере, в какой это необходимо для обеспечения свободы религии, совести и вероисповедания для всех жителей Литвы».
Президент Гитанас Науседа поддержал главу Кабинета министров, хотя не мог не знать, что абсолютное большинство литовских православных и не думает о смене юрисдикции, за исключением 50 тыс. беженцев с Украины, чьи интересы руководство государства ставит выше интересов членов второй по величине традиционной религиозной общины.
Из политиков лишь бывший член ЦК Компартии Литвы Гедиминас Киркилас призвал власть не игнорировать Конституцию, утверждающую, что религиозные общины отделены от государства. Цель остальных литовских политиков примитивна – унизить Россию, нанеся удар по единству влиятельного Московского патриархата и его предстоятелю.
В ответ прихожане храмов православной церкви начали сбор подписей в поддержку церкви в связи с развязанной ушедшими в раскол священниками кампанией по ее дискредитации: «Являясь законопослушными гражданами Литвы, мы искренне молимся о стране Литовской, её народе, властях и воинстве, в также о многострадальном народе Украины…»
Возможно, конфликт постепенно исчерпал бы себя, не выступи владыка Иннокентий в канун 9 мая с призывом игнорировать праздник. В День Победы на могилы воинов-освободителей большей частью приходят именно православные. Услышать призывы забыть память о погибших дедах и отцах им оказалось невыносимо больно. Особенно для той части, которая помнит, как в прежние годы и ещё год назад священники молились у памятников Красной армии со словами «смертию смерть поправ». Митрополит Иннокентий заявил: «Мы живем в свободной, демократической стране. Литва – это не Россия. Это иное государство, иное общество со своим духовно-нравственным климатом». Так вот руководство этой страны после 9 мая с новой силой включилось в работу по развалу православной епархии.
А что Москва? Священный синод Русской православной церкви создал комиссию для рассмотрения вопроса об изменении статуса Виленско-Литовской епархии, поскольку «несколько священнослужителей выступили против правящего архиерея – митрополита Виленского и Литовского Иннокентия», заявил тогдашний председатель ОВЦС митрополит Иларион:
«Я очень хорошо знаю Литовскую епархию, именно там я начинал своё служение в Русской Церкви. В Виленском Свято-Духовом монастыре был пострижен в монашество, в Литовской епархии было совершено моё рукоположение и в сан диакона, и в сан священника». Иларион забыл лишь вспомнить, как в своё время он сошёлся с литовскими националистами, как с помощью Витаутаса Ландсбергиса и его «Саюдиса» помогал разваливать Советскую Литву. И заниматься ситуацией в православии Литвы теперь придётся не ему. 7 июня 2022 года на заседании Священного синода РПЦ митрополит Иларион был освобождён от должности председателя ОВЦС.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии