Светлая седмица. Юрий Рубан
Вся Светлая неделя (по-церковному седмица) представляет собой словно бы затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только крестный ход переносится на конец Литургии. Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и только в этот, ни с чем не сравнимый, отрезок времени, верующие могут созерцать все происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом.
Кроме того, во всю Светлую неделю колокола могут освящать воздух своим радостным звоном день и ночь. Колокольный звон – знак Божественной победы над древними врагами человечества – диаволом и смертью.
К числу особых пасхальных обрядов относится благословение артоса и красных яиц.
Áртос (’rtoV) в переводе с греческого языка означает просто «хлеб». У нас так называется высокий хлеб цилиндрической формы, напоминающий большую просфору. В центре артоса обычно помещается изображение сцены Воскресения Христова, а по окружности – полный текст пасхального тропаря. Артос освящается сразу по окончании пасхальной Литургии. При этом читается обращенная к Богу Отцу молитва с просьбой «призреть на хлеб сей и благословить и освятить его». В ней артос трактуется как праздничное приношение «в честь и славу и в воспоминание славного воскресения» Сына, ретроспективно связанное с прообразовательным смыслом еврейского жертвенного пасхального агнца. После освящения артос полагается на аналое у Царских врат, рядом с образом Воскресения Христова, где пребывает в течение всей Светлой седмицы.
После Литургии Светлой субботы в храмах читается молитва, в которой священник просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились». Затем артос «раздробляется» (режется на мелкие части) и раздается всем молящимся в храме вместо антидора, символически напоминая пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество следовавшего за Ним народа (Мф 14:15–21).
Историческое происхождение артоса связывается с обычаем апостолов. Они привыкли вкушать трапезу вместе с Учителем и отлагали для Него часть хлеба и по Вознесении, переживая Его невидимое с ними соприсутствие и надеясь на внезапное явление. Артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни» (Ин 6:35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич(«домашний артос»), долго украшающий наши праздничные столы. Мы вкушаем его вместе со Христом, просто, по нашей немощи, не можем Его видеть. Впрочем, это не страшно: «Блаженны не видевшие и пове¬рившие!», – сказал Он не только Своему ученику с чересчур рациона¬листическим сознанием, но и всем нам (Ин 20:29). Это значит, что мы более счастливы, чем многие Его видевшие и сомневавшиеся!
Обычай дарить яйца восходит ещё к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их в знак уважения в день нового года, дня рождения и других важных случаях, желая при этом прибавления потомства (а яйцо для этого – замечательный знак!), долголетия и умножения богатства. Для нас же пасхальное яйцо – замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба. «Жизнь человека в теле, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – это начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому по сокрушению скорлупы открывается высший и обширнейший круг жизни. Нужно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбужден теплотой материнской крови, – то есть нужно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбужден Животворящей силой Крови Христовой!» Обмениваясь яйцами при пасхальном приветствии, мы зримо напоминаем друг другу о главном догмате нашей веры – Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. Красный цвет указывает на животворную кровь Агнца Божия, заменившего собой ежегодную жертву ветхозаветных агнцев в Иерусалимском храме.
Все эти праздничные обряды заканчиваются для многих с окончанием Пасхальной недели. Это распространенное в нецерковной среде заблуждение. Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «отданием Пасхи» – торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», – напоминает нам св. Григорий Богослов.
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.
Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до Дня Святой Троицы молиться стоя, – ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно в Великом Посту), символизируют недостоинство падшего человека. Но такое униженное переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, – и потому коленопреклонения отменяются.
Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии