СВЕЧА НА ПОДСВЕЧНИКЕ. Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Притчу о сеятеле Христос завершает почти теми же словами, что и притчу о талантах: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18). А перед этим предупреждает, что однажды все тайное будет явлено, прибегая к образу горящей свечи: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник» (Лк. 8, 16). Эти фразы имеют прямое отношение к реализации духовного потенциала личности. В чем их смысл?

Свечу зажигают для того, чтобы она освещала помещение, рассеивая мрак, и ставят на подсвечник, чтобы ее свет помогал увидеть все, что есть вокруг. Но далеко не всё нам хочется выставлять на свет. Постыдные страсти, непристойные поступки, дурные мысли и тому подобное люди стремятся утаить, скрыть от других. Слова Христа о свече – иносказание о Суде Божием, о том, что каждый из нас раньше или позже окажется перед своим Творцом и Спасителем. Тогда все содеянное нами в жизни, без исключения, станет столь же явным, как при свете зажженной свечи. Темнота рассеется, и все откроется пред всевидящим и всеведущим Богом.

Человек увидит свое малодушие в искушениях, преодолеть которые было ему по силам, но он не захотел. Отговорка, что «все люди такие», в тот момент не принесет облегчения, потому что ему будет стыдно перед Христом, а не перед людьми. Совестно будет и тем, кто всю жизнь относился безразлично к мысли о предстоящем Суде, будучи уверен, что не испытает никакого стыда перед Богом, Которого не знает. Но Господь – та Реальность, перед лицом Которой и верующему, и атеисту всякая его греховность откроется, будет ясно видна и глубоко переживаема.

Бог – абсолютный свет, свет Истины. В его ярчайшем, всепроникающем сиянии человеку откроется вся собственная нечистота, ему станет понятно, на что он потратил свою жизнь. Он постигнет, как разными способами Господь многократного призывал его к Себе, вел в Свое Царство вечной жизни, но человек отмахивался, тратил время в угоду себе, не прилагал усилий, чтобы оторваться от греха, ничем не хотел делиться ни с Богом, ни с окружающими людьми, которые посылались ему ради его спасения.

Неслучайно великие святые искренне признают себя последними грешниками. В отличие от нас они чистым сердцем видят Бога, и им ведомо, насколько Его чистота и святость превосходят человеческую непорочность, даже приобретенную самыми великими подвигами. Пребывая в Божественном свете, они познают, что по сравнению со святостью Христа любая святость человеческая – это мрак и нечистота.

Если взглянуть на предмет в полумраке, он выглядит и новым, и чистым. Но стоит рассмотреть его при ярком освещении, то окажется, что он сплошь покрыт пятнами, трещинами и царапинами. Аналогично и в духовной жизни. Чем более человек приближается ко Христу, тем явственнее видит свои несовершенства, греховные «пятна» и «трещины» страстей. Тогда, видя разницу между тем, что он представляет собой в реальности, и каким должен быть по замыслу Творца, подвижник смиряется перед Богом, становится внимательным к каждому слову Господа.

Каждый день возникают обстоятельства, в которых нам приходится принимать решение, делать выбор. На чем он будет основываться: на Евангелии или на житейских интересах повседневности? В своих решениях человек должен отдавать предпочтение вечности и правде Божией, а не временным прихотям, страстному порыву и т. п. Для этого необходимо готовить добрую почву для слова Божия, удалять из сердца терния греха и постоянно наблюдать за собой: на что уходят наши усилия в течение дня и даже каждого часа, на что, в итоге, мы тратим уникальный дар жизни.

Начиная с падения Адама все люди подвержены страстям. Страстность мешает нам совершать верный выбор в пользу вечной Истины, не уступая суетным увлечениям. По этой причине надо постоянно оставаться в истинном Свете, просвещающем каждого человека (ср. Ин. 1, 9), и корректировать свою жизнь через обращение ко Христу в молитве, стараться внимать Его словам, записанным в Евангелии, прислушиваться к Его голосу, звучащему через нашу совесть, укрепляться церковными таинствами на добрую христианскую жизнь.

В ином случае, по слову Спасителя, у человека «отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18). Здесь речь идет об укрепляющей человека благодати Божией. Кто трудится, будучи всецело устремлен к Истине – Христу, тому Господь дает Свою благодать, и в человеке действуют радость, свет, бескорыстная любовь и другие дары Святого Духа. Но только тот приумножает благодать, кто понуждает себя не останавливаться на достигнутом, использует полученные духовные силы на дальнейшее следование за Христом.

Тот же закон упоминается и в притче о талантах: усердному рабу, который пустил в оборот полученные таланты и приумножил их, Господин дал еще, а ленивый раб лишился последнего, что было в его распоряжении. От каждого человека Спаситель ждет приумножения Своей благодати через исполнение Его слов на деле. «Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8, 18), чтобы знание законов вечной жизни становилось приобретением вечности с Богом через исполнение Его воли.

Источник: Вечерняя Москва