Сущность и мотивация молитвы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
2 мая 2016 г.
Доклад наместника монастыря Святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма архимандрита Пимена (Адарченко) на епархиальной научно-практической конференции «Российское монашество: традиции и современность», приуроченной к 1000-летию русского монашества на Афоне (Переславская епархия, Николо-Сольбинский женский монастырь, 20 апреля 2016 года).


О важности молитвы
О молитве за многие века столько и столькими подвижниками было сказано, что, кажется, и добавить нечего. Но даже новоначальный христианин, имеющий самый малый опыт, обращается к размышлению о молитве, осознавая эту силу живой связи с Богом: то, что она – не просто формальность, не просто долг, а прямое обращение к Отцу Небесному.
Процесс поиска истинной молитвы всегда индивидуален, как индивидуальны и ее плоды, поэтому и сегодня мы говорим о ней, несмотря на толщи томов, ей посвященных. Говорим, потому что в полной мере чувствуем ее важность для самих себя, ощущаем молитву как великий дар.
«Податель бесценного, нетленного дара! – взывает ко Господу святитель Игнатий (Брянчанинов). – Как нам, ничтожным, бренным, грешным принять дар? Не способны для этого ни руки наши, ни ум, ни сердце. Ты научи нас познать, по возможности нашей, и величие дара, и значение его, и способ принятия, и способ употребления, чтобы не приступить нам к дару погрешительно, чтобы не подвергнуться казни за безрассудство и дерзость, чтобы, за правильное познание и употребление дара, принять от Тебя другие дары, Тобой обетованные, Тебе единому известные» [1].
Духовное состояние при молитве
Чтобы и нам встать на путь познания дара молитвы, нужно понять, при каких наших усилиях она может быть принята Господом, каким должно быть наше сердце, чтобы молитва была услышана?
О важности духовного состояния человека для его молитвенного делания говорил прп. Макарий Великий, который утверждал: «Истинное основание молитвы таково – быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно всё усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, поэтому намеревающиеся проходить этим местом, должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, поэтому потребны великая рачительность и внимательность, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Внимательные к помыслам весь подвиг в молитвах совершают внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать, отражать восстающие помыслы и ходить в воле Господней» [2].
Для успешности молитвы нужно, чтобы она была соединена со смирением перед Богом, с осознанием беспредельного величия Божия, Его святости и наших недостатков. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом» [3]. Бог гордым противитсяи толькосмиренным дает благодать (cм. 1 Пет. 5:5; Притч. 3:34).
Кроме смирения можно также считать залогом истинности молитвы благоговение молящегося.
Прп. Паисий Святогорец говорил: «Как Божественной Благодати приблизиться к человеку, если он не благоговеет перед святыней? Благодать пойдет к тем, которые ее чтут. Не дадите святая псом, – говорит Священное Писание. Преуспеяние невозможно, если отсутствует духовная чуткость» [4].
В молитве важно также и то, ка́к мы ее произносим, понимаем ли мы, что́ мы произносим, произносим ли эти слова от сердца. Во всем этом отражается степень духовного преуспеяния молящегося. Поэтому при совершении молитвы важно сосредоточить внимание на словах прошения и быть искренним в своем воззвании к Богу.
Спаситель, научая нас молитве, говорит, что наша молитва не должна быть лицемерной и рассеянной (cм. Мф. 6:5, 6), не должна быть набором пустых слов (см. Мф. 6:7, 8).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал: «Будем внимательны в устных и гласных молитвах наших, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Не сделаем наших трудов и жизни в монастыре бесплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием. Пагубно небрежение в молитве!» [5]
Насколько человек совершенен в своем духовном состоянии – такой и будет молитва. А его совершенствование напрямую зависит от качества его веры, от того, насколько она может стать мотивацией молитвы на долгом пути христианского становления. Мотивация (по глоссарию) – это «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей» [6]. Согласно этому определению, мотивация молитвы также может быть обусловлена внутренними и внешними силами. Основная внутренняя сила в данном случае – это наше усердие, стремление к духовному развитию и преодолению препятствий на этом пути. Собственные усилия в молитвенном делании очень важны, но недостаточны; здесь необходима внешняя помощь, сверхъестественная внешняя сила. Эта сила – благодать Божия, которую Господь посылает в ответ на наше усердие. Благодать невидимо поддерживает нас на нашем молитвенном пути; она помогает и тогда, когда мы останавливаемся или даже возвращаемся на предыдущие ступени; тогда,  когда наша молитва несовершенна и слаба. Конечно, при духовном охлаждении многое значит и пастырская забота. Наставления духовно опытного и любящего пастыря – это также один из главных мотивирующих  факторов в прохождении молитвенного подвига.
А как узнать, что молитва была услышана и принята? По ее воздействию на молящегося, приводящему к обостренному осознанию греховности, к приобретению обновленного чувства покаяния. «Когда силой и действием имени Иисуса услышана будет молитва, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – когда низойдет Божественная помощь к человеку, когда отражены будут и отступят от него враги, когда сподобится он отпущения грехов, когда он будет исцелен и возвращен к непорочному естественному состоянию, когда дух его будет восстановлен во власти своей, тогда последует подаяние, во имя Господа, благодатных даров, духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности» [7].
Пост как условие для совершенной молитвы
Слово «молитва» в Священном Писании часто употребляется вместе со словом «пост»: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21); Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:3). Даже мирянам Писание заповедует упражнение в посте и молитве (1Кор. 7:5).
Духовный совет об одновременном упражнении в посте и молитве напрямую указывает, что эти два деяния усиливают друг друга. Именно в результате сорокадневных поста и молитвы в пустыне Господь наш Иисус Христос одержал победу над искушением.
По сути, пост и молитва являются важнейшими условиями друг для друга.
«Пост является одним из важных условий для молитвы, – говорит один из современных уважаемых богословов митрополит Лимасольский Афанасий. – Молитва требует создания определенных условий. Она не есть нечто, совершаемое просто так – здесь и сейчас; не будет так, чтобы мы нажали кнопку – и тотчас внутри нас начала совершаться молитва. Чтобы человек мог помолиться, необходимы определенные условия внутри него самого. Надо духовно трудиться, чтобы молитва дала результат. Ведь молитва есть итог всех духовных деланий, какие мы совершаем» [8].
Молитва и пост, по словам святых отцов, – самый надежный путь к спасению; это два крыла, благодаря которым наша душа возносится от земли на небо. Как птице без крыльев невозможно подняться от земли, так и наши души без молитвы и поста не могут оторваться от земных привязанностей. Одного крыла недостаточно птице для полета, так ни молитва без поста, ни пост без молитвы недостаточны христианину для жизни по духу Евангелия.
Молитва Господня – образец самой молитвы
Мало быть духовно собранным в молитве, мало желать богообщения. Важно понимать: о чем действительно следует молиться. И образец такого моления нам дает Сам Спаситель (Мф. 6:9–15). Бог есть Дух, и поклонение или служение Ему должно быть, по преимуществу, в духе и истине (Ин. 4:24) – духовное.
Образцом прошения, с которым должно обращаться к Богу, стала преподнесенная нам Господом молитва «Отче наш». Она, по сути, являет нам перечень духовных запросов, имеющих первостепенную важность для людей. Объяснением этой молитвы занимались многие учители и святые отцы Церкви с самых древних времен. У свт. Иоанна Златоуста объяснение молитвы Господней находится в беседах на Святое Евангелие от Матфея. Святой Исидор Пелусиот (в посл. 1, 4, 24) и святитель Кирилл Иерусалимский объясняют молитву кратко. У святого Григория Нисского есть пять слов о молитве (2-е слово – о молитве Господней). Из учителей Древней Церкви ее объясняли Тертуллиан, блаж. Иероним  и блаж. Августин.
Все эти отцы указывают цель, с которой Господь дал нам эту молитву. По мнению одних, целью молитвы было показать образец всех прочих христианских молитв; другие утверждают, будто эта молитва дана для того, чтобы мы буквально держались ее одной. Но из Нового Завета видно, что Господь Иисус Христос не желал, чтобы одна только эта молитва употреблялась христианами. Сам Он и апостолы произносят другие молитвы (Ин. 17; Мф. 26:39; Деян. 1:24; 4:24–30). Главное достоинство молитвы Господней заключается не в букве. Это мы видим из того, что в изложениях этой молитвы по Евангелию от Матфея и по Евангелию от Луки имеются разночтения, хотя и незначительные (ср.: Мф. 6:11–13; Лк. 11:3–4). В Древней Церкви она была не единственной молитвой; но имела лишь некую первостепенность.
Молитва Господня содержит в себе один предмет – желание Царства Божия. Это желание раскрывается в священном числе семи прошений. Мы желаем Царствия Божия и знаем, что Царство это не от мира сего (Ин. 18:36); но не многие ли из нас в легкомысленных мечтаниях созидают здесь собственное царство? Мы желаем Царства Божия и верим, что в него вводят узкие врата и тесный путь (Мф. 7:14). Но пока это Царство еще для многих не настало, то Господь дает нам возможность просить у Него необходимого для нас: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6:11).
Истинные сыны Божии, испрашивая у Бога пищи для души и тела, сподобляются причаститься и небесного хлеба – Тела и Крови Господней для преуспеяния в жизни духовной, то есть вечной.
Кроме прочих прошений в этой молитве есть еще одно важное прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12).
Нам внушается просить перед Богом о прощении грехов. «Бог поставляет нас как бы в пример Себе, так что как мы поступаем с другими, так и Он поступает с нами» [9], – говорит блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Мы ясно видим, что нам необходимо просить Бога о вечной жизни и оставлении грехов.
Благодарение Бога как особый вид молитвы
Особым видом молитвы является благодарение Бога за все Его благодеяния. Апостол Павел призывает всех христиан непрестанно молиться, и к этому присовокупляет: О всем благодарите (1 Сол. 5:18).
О том, что благодарить Бога необходимо не только за утешения, но и за скорби, говорят многие святые отцы. В частности, прп. авва Дорофей советует: «Добро ли кто нам сделает, или злое потерпим от кого-либо, мы должны взирать горе́ и благодарить Бога за всё, случающееся с нами, всегда укоряя самих себя и говоря, что если случится с нами что доброе, то это дело милостивого промышления о нас Бога, а если злое, – то это за грехи наши» [10].
Святые отцы учат о том, что страдания согревают душу для добродетели. Блаж. Диадох Фотикийский говорит об этом так: «Как не разогретый и не умягченный воск не может добре отпечатлеть налагаемую на него печать, так и человек, если не будет искушен трудами и немощами, не может вместить печати добродетели Божией. Подобает с благодарением претерпевать всякие испытания, бываемые по воле и промышлению Божию, и тогда как болезни, так и борьба с демонскими помыслами вменится нам во второе мученичество. Ибо говоривший тогда устами беззаконных начальников св. мученикам: отрекитесь Христа и возлюбите славу века сего, – то же и ныне сам говорит рабам Божиим; мучивший тогда тела праведных и крайне поносивший честных учителей чрез служивших диавольским оным мудрованиям, он же (диавол) и ныне наводит разные страдания на исповедников благочестия с великими поношениями и уничижениями, особенно когда они славы ради Господа с великой силой помогают угнетаемым бедным. Сего ради надлежит нам со всем опасством и терпением созидать в себе такое свидетельство совести пред лицем Господа: Терпя потерпех Господа и внят ми (Пс. 39:2)» [11].
Особую ценность скорбей святые подвижники видят в том, что они приобщают человека к спасительным страданиям Христа. Говоря об этом, прп. Макарий Великий взывает: «Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после сего и прославиться с Прославившимся (Рим. 8:17). Ибо невесте необходимо пострадать с Женихом и чрез сие соделаться сообщницей и сонаследницей Христовой» [12].
Исходя из этого, святые благодарили Бога за любую возможность пострадать. К такому деланию прп. Исаак Сирин призывает и каждого из нас, говоря: «От людей ли, от демонов ли, от тела ли придут на него искушения, да будет сие для него поводом к благодарению. Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним иначе как оказал благодеяние, а не послав на него искушения за истину; как и человеку – сделаться достойным того, чтобы сподобиться сего величия, – т. е. войти в искушения и возрадоваться, – невозможно без благодати Христовой» [13].
Лучшими учителями молитвы являются те, кто сами достигли сердечной молитвы. Опираясь на их духовный опыт, мы можем восходить от силы в силу и приближаться к познанию Бога. Молитва – это мостик, соединяющий нас с небесами, направляющий к вечному блаженству. Ясное понимание сущности и мотивации умного делания дает надежду на то, что и наша молитва может быть услышана Господом.
[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Книга вторая, гл.17.http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/17
[2] Макарий Великий (Египетский), прп. Духовные беседы. Беседа шестая.http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/makar_egipit/tip_2/txt04.html
[4] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том II. Духовное пробуждение.http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/3_4
[5] Игнатий (Брянчанинов), прп. Аскетические опыты. Книга вторая, гл.14.http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/14
[7] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Книга вторая, гл.17.http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/17
[8] Афанасий,  митрополит Лимасольский . Условия для совершенной молитвы.http://www.pravoslavie.ru/60172.html
[9] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6.http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://mstud.org/library/f/feof-bolgar/matthew/6.html&gws_rd=cr&ei=k50MV8O5GsOksAHWnbGQDg
[10]Авва Дорофей, прп. Наставления.      http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/kak_vozrastat_duxovno/
Источник: http://www.bogoslov.ru/text/4893850/index.html