Суррогатное материнство: дар Божий или очередная бездумная прихоть человечества?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Первый в мире ребенок от «суррогатной матери» появился на свет в США в 1980 году. После перерыва в несколько лет, такие же дети родились в ЮАР (1987) и Великобритании (1989).

Законные аспекты суррогатного материнства в Индии, США, Украине и России

Поскольку все эти годы под «суррогатным материнством» понимались совершенно различные вещи, в 2001 году Всемирная организация здравоохранения юридически так сформулировала понятие «суррогатная мать»: «Женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов (яйцеклеток), принадлежащих третьей стороне, сперматозоидами, принадлежащими третьей стороне. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рождённого ребёнка будут один или оба человека, чьи гаметы (репродуктивные клетки) использовались для оплодотворения». То есть, суррогатное материнство является репродуктивной технологией, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть и родить биологически чужого ей ребенка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам – генетическим родителям. Юридически именно они будут считаться родителями данного ребенка.

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункт 9 статьи 55 подтверждает это: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка… по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».

В России программу «суррогатного материнства» начали применять с 1995 года: первый ребенок, рожденный подобным образом в нашей стране, появился на свет в Санкт-Петербурге.

Следует уточнить, что иногда о суррогатном материнстве говорят и в случае искусственного оплодотворения женщины спермой мужчины с последующей передачей родившегося ребёнка этому мужчине и его жене (если он женат). Но в этом случае женщина является генетической, а не суррогатной матерью ребёнка.

Во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси) суррогатное материнство запрещено.

Некоммерческое суррогатное материнство разрешено в австралийском штате Виктория, в Великобритании, в некоторых штатах США (Нью-Гемпшир, Вирджиния). В Дании, Канаде, Израиле, Нидерландах, Испании некоммерческое суррогатное материнство разрешено законом, но категорически запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор.

Русская Православная Церковь считает суррогатное материнство аморальным и глубоко чуждым христианскому духу явлением современной жизни. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. (…) “Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. “Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, ХII.2).

Стран или территорий, где коммерческое суррогатное материнство законодательно разрешено, пока не так много в мире. Это большинство штатов США, ЮАР, Украина, Казахстан и Россия. И в этом наша страна, к сожалению, «впереди планеты всей».

Как же на самом деле воспринимают россияне законодательно закрепленное право на продажу и покупку еще не рождённого ребенка? 12 ноября глава комитета Государственной думы РФ по делам семьи и детей Елена Мизулина, выступая на конференции в московском Манеже, приуроченной к 400-летию Дома Романовых, от имени жителей России заявила, что суррогатное материнство – «это явление, которое грозит вымиранием не только России, но и человечеству», и выступила с предложением подумать о запрете суррогатного материнства в нашей стране. По ее словам, российский народ категорически против этого явления, «он признает православные духовные ценности и семью как носителя этих ценностей».

В связи с активным обсуждением этой проблемы в СМИ и своеобразной «моде» на суррогатное материнство, возникшей в последнее время, портал Православие.Ru обратился за комментариями по этому вопросу к самой Елене Мизулиной, а также к Председателю Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерею Дмитрию Смирнову и Председателю Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы, эксперту комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей иеромонаху Дмитрию (Першину).

***

«Мы просто призываем общество к диалогу»

Елена Борисовна Мизулина

Елена Борисовна Мизулина, председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей:

– Суррогатное материнство – это новое явление, новые технологии. Очевидно, что, если супружеская пара испытывает трудности с зачатием и вынашиванием ребенка, для нее такой способ репродукции – выход. Но надо понимать, что суррогатное материнство содержит в себе очень много опасных противоречий. Такого рода новые веяния, новые технологии всегда нуждаются во внимании и особом контроле со стороны общества. Мы не готовим законопроект по регулированию суррогатного материнства, у нас нет законодательных предложений по этому вопросу, мы просто призываем общество к диалогу, к дискуссии. Сейчас мы пытаемся обратить внимание общества на это явление, получающее все большее распространение. Обществу необходимо разъяснять все нюансы этого нового для человечества способа репродукции. Ведь решение проблемы бесплодной пары – лишь одна сторона вопроса. Само это явление намного более многогранно, но, к сожалению, практически не изучено. Мы должны дать возможность семейным парам узнать обо всех сторонах суррогатного материнства.

Мы считаем, что с обществом нужно начинать такой диалог, который основан на мнениях экспертов, с предоставлением объективной исчерпывающей информации. Потому что, как показывает опыт развитых европейских государств, явление это не однозначное. Во Франции, Германии, Швеции, Австрии, Норвегии суррогатное материнство не просто запрещено, оно уголовно наказуемо и в некоторых случаях приравнивается к работорговле. Европа очень серьезно подходит к этому вопросу, ведь есть уже прецеденты принудительного вовлечения женщины в процесс рождения ребенка. Законодательство Великобритании и Нидерландов допускает использование суррогатного материнства, но при соблюдении очень жестких условий. В Великобритании, например, суррогатной матерью может стать только родственница бесплодной супружеской пары и лишь на безвозмездной основе.

Задуматься нужно еще вот над чем. В развитых европейских странах, таких, как уже упомянутые Великобритания, Нидерланды, существует тайна суррогатного материнства. Все сохраняется в жестком секрете в интересах ребенка. А у нас сейчас все эти способы широко рекламируются и даже пропагандируются.

***

«Россия должна принять закон, запрещающий заниматься данным не богоугодным делом»

Протоиерей Димитрий (Смирнов), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

Протоиерей Димитрий Смирнов

– Суррогатное материнство – это эксплуатация человека. Суррогатной матери платят не за ее труд или талант, а за данную ей Богом возможность рожать детей. К сожалению, о данной проблеме наше общество плохо оповещено. Многие молодые женщины решаются на такой опрометчивый поступок, желая получить много денег таким, как им кажется, легким путем. Но, идя против Бога, они губят не только себя и свою душу, но еще и своего ребенка. Вы только представьте, что будет испытывать ребенок, когда узнает, что он суррогатный? Он будет спрашивать о своей маме, переживать. Об этом никто не думает. Все думают лишь о семьях, которые хотят себе ребенка, похожего на них. По-моему, вмешательство людей в сферу рождения детей – это верх кощунства по отношению к таинству рождения.

Я считаю, что Россия должна принять закон, запрещающий заниматься данным не богоугодным делом. За суррогатное материнство нужно штрафовать заказчиков и саму женщину, согласившуюся идти против Бога. Сегодня эта проблема обсуждается в комитете Госдумы. Пока ещё речь о запрете суррогатного материнства не идет, но это уже обсуждается. Поэтому нужно молиться.

У Церкви рычагов прямого влияния на общество нет. Мы можем только аргументированно высказываться о богопротивных вещах. Я постоянно езжу по России и провожу семинары и лекции в институтах и техникумах для молодых людей, которым в будущем предстоит выбор: идти по законам Божьим или против них. Также я выступаю на радио и телевидении, но часто СМИ не передают и половины моих слов. Хотя Церковь, как никто другой, должна просвещать людей, говорить о последствиях суррогатного материнства. Зато в широком доступе у нас реклама абортов, которые населению доступнее, чем лечение зубов. Вот поэтому Церкви нужно чаще общаться с обществом, чаще обращаться к душе и вере человека, чтобы человек служил Богу, а не суррогатному бизнесу, направленному против человека и Бога.

***

«В случае суррогатного материнства девальвируется само понятие материнства»

Иеромонах Дмитрий (Першин)

Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей:

– Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», высшей ценностью врачевания является жизнь человека и его душа. Библейские заповеди и гиппократовское «не навреди» осеняют человеческую жизнь с момента зачатия, независимо от того, каким образом оно осуществляется. С этого момента каждый из нас – это живая душа, образ Божий, призванный к встрече со своим Творцом.

В случае суррогатного материнства девальвируется само понятие материнства, а то общение между малышом и матерью, которое начинается задолго до рождения, приносится в жертву родительскому эгоизму заказчиков.

Если, как нас уверяют сторонники суррогатного материнства, этой женщине безразлично, кто у неё под сердцем, то хорошо ли это для ребенка? По сути, его будет вынашивать бездушный инкубатор. А ведь в эти первые важнейшие 9 месяцев своей жизни ребенок слышит голос матери, откликается на ее эмоции, и во всех смыслах живет в её внутреннем мире, который для него становится Вселенной. Но, к сожалению, для такой безразличной матери ребенок является всего лишь средством получения больших денег. Если же в женщине пробуждаются материнские чувства, и она уже не хочет отдавать своего малыша чужим людям, ее чувства растаптывают, ссылаясь на контракт.

С другой стороны, страдает и малыш, который с момента рождения становится сиротой. За время беременности между мамой и малышом возникает глубокая духовная связь. По мысли известного немецкого психиатра Отто Ранка, разрыв этой связи травмирует малыша.

Кроме того, сама процедура ЭКО оборачивается более высоким процентом аномалий и патологий у новорожденных, нежели при естественном зачатии. И мы сами, прибегая к ней, программируем этим страдания будущего ребенка.

Тем самым суррогатное материнство причиняет боль и матери, и ребенку, превращая нашу страну в ферму, производящую детей на экспорт.

Индийская «фабрика» по производству детей суррогатными матерями

Я полагаю, нам надо не расчеловечиваться, а дорасти до той высокой культурной традиции, которой следуют западноевропейские страны, пережившие фашизм. Напомню, что во Франции, Германии и Италии суррогатное материнство запрещено, поскольку оно уничижает человеческое достоинство. Пока же Россия потакает коммерческим интересам «суррогатно-ЭКОшных» производств.

Думаю, что здесь мы обязаны проявить свою гражданскую позицию: написать письмо президенту, премьер-министру, председателям Законодательного собрания и Госдумы РФ с просьбой поддержать предложение Елены Борисовны Мизулиной и запретить суррогатное материнство в России.

Тем более, что наш министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова 2 года назад разработала и провела закон о клеточных технологиях, согласно которому недопустимо использовать человеческий эмбрион ни в каких коммерческих целях. Полагаю, что эту, безусловно, нравственную, позицию Минздрава надлежит поддержать и в сфере суррогатного материнства.

Надо отметить, что именно в вопросе суррогатного материнства коммерческое меньшинство диктует свою волю большинству. Проводимые социальные опросы показывают, что большинство россиян считает недопустимым «суррогатное» отношение к человеку, как к сырью, и полагает, что эту бесчеловечную практику надо прекращать.

Материал подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65772.htm