Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? Иоан (7,51)
Проповедь в Оптиной Пустыни в день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь!
Братья и Сестры, поздравляем вас с праздником «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». Этим крестным праздником начинается строгий Успенский Пост, что является для нас призывом к более самоотверженному прохождению Поста в подражание Господу, распявшему Себя ради нас.
Этот Праздник скорбный и радостный одновременно. Скорбный – потому, что мы вспоминаем Крестные Страдания Спасителя, Его унижение иудеями и римскими войнами, оплевания, надсмехания над Ним. А радостный – потому, что страдания уже закончились для Господа, потому, что Он воскрес, потому, что на Кресте Господь искупил наши грехи, и принес людям спасение.
Евангелие, которое читалось сегодня на Литургии, напоминает нам о Страстях Христовых, о Его несправедливом осуждении иудеями. В вину, достойной смерти, Ему поставили то, что Он, «будучи человеком», как говорили иудеи, называл Себя Сыном Божиим, и ставил себя равным Богу.
Но ведь Он и был Сыном Божиим, Он ведь и был Самим Богом!
За что же Его осудили на смерть?! Ведь Он не сделал ничего злого!
Доброго сделал много… Он воскрешал умерших, исцелил от болезней сотни больных людей, изгнал бесов из многих бесноватых, обратившихся к Нему за помощью, накормил хлебами и рыбой тысячи людей.
И главное – Он учил израильский народ самому высокому и чистому нравственному закону, с которым не могло сравниться ни одно учение существовавшее на земле когда-либо. Иудеи, видя чудеса, которых еще никто до Христа не творил так изобильно, слыша Его наставления, высота которых изумляла умы и сердца людей, должны были исследовать: не тот ли это Мессия, о Котором говорит Писание. Но они совершили непростительный грех, и не стали исследовать Писания, не послушали пророков, говоривших о Нем: Иоанна крестителя и Св.Прав. Анну Пророчицу, Симеона Богоприимца.
В своей злобе иудеи отказались от здравого смысла, подсказывавшего исследовать дело Христа со всей серьезностью, и осудили на смерть Своего Мессию, своего Отца, произведшего на свет весь иудейский народ от Авраама, Своего вождя, и Своего Господа! Злоба ослепила их сердца, и они распяли Того, Которому обязаны абсолютно всем, и даже самой жизнью.
И за это иудейский народ много пострадал, он был рассеян по всему миру, и лишился Родины, лишился единственного своего храма, главной иудейской святыни.
Иудейский народ был богоизбранным народом, но за его злодеяние, причиненное Спасителю и Богу он лишился своего избранничества.
Наш русский народ (под словом русский народ я подразумеваю не только русских по национальности, но и всех людей других наций или народностей, которые живут в России, исповедуют православие, и имеют российский менталитет) православный народ, тоже богоизбранный народ, так же как и все остальные православные народы. Потому что от них льется свет Евангелия и духовное просвещение на весь мир. И именно для этого русский народ богоизбран, в этом его назначение.
Но русский народ в немалой степени повторяет ошибки иудеев. Он совершил революцию и восстал против Церкви, разорил святыни и казнил святых божьих людей. Вдохновителями его, как пишет Святитель Николай Сербский в своих трудах, были первые противники Христа – иудействующие, они возглавили революцию. А совершителями, по его словам, была часть русской интеллигенции, отошедшая от Бога, и восставшая на Него. Но ведь и народ участвовал в массовых репрессиях. Кто расстреливал сотни тысяч людей, кто допрашивал их, пытал, перевозил в лагеря, сторожил их там, кто взрывал храмы, доносил на христиан палачам?!
Это все делал сам русский народ, опьяненный коммунистическим безумием и пролитием человеческой крови. Разве Церковь Русская сделала что-то злое для народа?! Напротив – только благое. Православная Церковь собрала разрозненные русские княжества воедино, объединила их в одной самой великой вере, возвеличила его, освятила, и поставила выше всех остальных народов. Но русский народ одной своей частью восстал на Церковь, и так же как и иудеи, наши соплеменники не стали исследовать вину и заслуги Церкви православной, но в гневе и ярости «казнили» Ее, как иудеи Спасителя.
И так же как иудейский, русский народ был наказан после революции рассеянием по всему миру. Но не до конца прогневался на него Господь, из обломков опять созидается корабль Русской Церкви и несет христиан ко спасительному брегу Небесного Иерусалима. Многие святые об этом пророчествовали.
Но беда не миновала. Русский народ до конца не исцелился от того недуга, который подвигнул его на богоборчество. Сейчас русские люди крещеные, верующие очень часто противостоят Церкви, Патриарху, епископату поносят их, клевещут, распространяют различные грязные слухи и сплетни.
Особенно сильно они ополчились на Святейшего Патриарха. Ругают и поносят его, уже сейчас судят, высасывая из пальца его вину, в чем бы его осудить…
Но разве Патриарх сделал что-то неправильное или преступное, злое?! Нет, такого мы не видели. Но вот доброго сделал уже очень много. Уже сейчас своими делами он вписал свое имя в историю России. Он смог добиться того, что в школах вводят Основы Православной Культуры, и институт капелланов в армии. Теперь юное поколение в школах будет изучать православие и в армии появятся военные священники. А ранее этого Русская Церковь добиться не могла.
Святейший Патриарх Кирилл явился инициатором строительства нескольких сот храмов в Москве в тех местах, где их не хватает. Правительство Москвы его поддержало в этом. Очень важно, чтоб Москва воцерковилась, ведь из Москвы и других крупных городов сейчас вера распространяется по всей Стране, а Москва – важнейший в этом отношении город. Столица должна стать православной.
Святейший инициировал миссионерство в среде молодежи, молодежных субкультур, и сам возглавил это движение, проведя несколько встреч с молодежью в Москве и Санкт – Петербурге, на которых беседовали с Патриархом несколько тысяч студентов.
И главное – он посетил Украину, и своим визитом разрушил миф, создаваемый политиками Украины о том, что народ Украинский жаждет автокефалии. Визит его показал, что православные верующие люди не желают отделяться от Русской Церкви и создавать свою – Украинскую. Десятки тысяч украинцев в городах встречали Святейшего, скандируя: «Кирилл наш Патриарх». Украинский народ избрал единство Церкви, и даже более того, вместе с единством Церкви он избрал и единство народов. Политики разъединили наш народ на русский и украинский, а сейчас пытаются разделить и Церковь. Но визит Святейшего Патриарха на Украину во многом разрушил их дела.
Долгого можно еще перечислять добрые дела Патриарха. Но за что же его судя трусские люди?!
Они придумывают всякие сплетни и клевету, или раздувают из мухи слона. Пример тому случай с часами патриарха, которые сфотографировали журналисты. Часы эти очень дорогие, если, конечно, и здесь нас не обманули. Люди эти говорят: вот Патриарх проповедует о социальной справедливости, о нестяжании для духовного преуспевания, а сам носит часы, цена которых такая же, как у автомобиля. Значит он человек недуховный и несправедливый.
Но люди, нападающие на Патриарха, почему-то молчат, откуда у него эти часы, и молчат, знает ли патриарх, сколько они стоят, ведь сам он не ходит по магазинам и не приценивается, и поэтому может не знать цену тех вещей, которые ему дарят. А часы эти, скорее всего как раз являются подарком. И разве может кто - либо запретить государственным деятелям дарить Патриарху дорогие подарки? Ведь и Святому Праведному Иоанну Кронштадтскому тоже дарили дорогие подарки, и он, чтоб не обижать дарителей использовал их в своем обиходе, а через некоторое время передаривал их кому – нибудь из посетителей.
Так за что же судят сейчас Патриарха?! За то доброе, что он сделал для Церкви и народа?!
Опять русский народ, вернее часть нашего народа, повторяет свою ошибку и грех, восставая против самого святого, что есть у нас – против Церкви, епископата и Русского Патриарха. Не пора ли опомниться, чтоб еще более не пострадать чем в 17 году! Ведь Господь хранит наш народ ради того, что он остается православным народом. Но православия без Церкви не существует.
Поэтому пусть сегодняшний день на примере несправедливого осуждения Господа нашего Иисуса Христа еще раз вразумит нас не судить без исследования дела, и вообще не судить Величайшую Святыню – Русскую Церковь и Ее Патриарха.
Богу Нашему Слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь!
Иеромонах Роман (Кошелев)
Оптина Пустынь
14.08.09
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии