"Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?" Иоан (7,51)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Проповедь в день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 
           Братья и сестры, поздравляем вас с праздником Происхождения  честных древ Животворящего Креста Господня.  Этим крестным праздником начинается строгий Успенский пост, что само по себе служит для нас призывом к самоотверженному прохождению поста в подражание Господу, распявшему Себя ради нас.  Праздник этот скорбный и радостный одновременно. Скорбный, потому что мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя, унижение Его иудеями и римскими войнами, а радостный, потому что страдания закончились, и Господь воскрес, искупив на Кресте наши грехи, и принеся людям спасение.

            Евангелие, которое мы слышали сегодня на Литургии, напоминает о страстях Христовых, о несправедливом осуждении людьми Бога.  В вину, достойную смерти, Господу вменили то, что Он, «будучи человеком», как говорили иудеи, называл Себя Сыном Божиим. Но ведь Он и был Сыном Божиим,  Он  был Самим Богом! За что же Его осудили на смерть, ведь Он не сделал ничего злого? Воскрешал умерших,  исцелял больных,  изгонял бесов… Накормил хлебами и рыбой тысячи людей. А главное –  учил израильский народ самому высокому и чистому нравственному Закону, с которым не могло сравниться ни одно учение, существовавшее когда-либо на Земле. 

Иудеи, видя чудеса, каких еще никто до Христа не творил так обильно, слыша Его наставления, высота которых изумляла умы и сердца, должны были исследовать:  не тот ли это Мессия, о Котором говорит Писание. Но они не стали этого делать, совершив тем самым непростительный грех. Не послушали и пророков, благовествовавших о Христе: Иоанна Крестителя, святую праведную Анну, Симеона Богоприимца. В своей злобе иудеи отказались от здравого смысла и осудили на смерть Мессию, Отца, произведшего на свет всех иудеев от Авраама. Злоба ослепила их сердца, и они распяли Того, Кому обязаны всем, и даже самой жизнью. Именно за это так много страдал иудейский народ. Рассеянный по всему миру, он лишился родины и главной своей святыни –  единственного храма. Злодеяние, причиненное Спасителю и Богу, лишило его и богоизбранности.

Русский народ (здесь я подразумеваю не только русских по национальности, но и вообще всех людей, которые живут в России, исповедуют Православие, и имеют российский менталитет) тоже избран Богом.  Как и другие православные народы, мы призваны просвещать весь мир светом Евангельской Истины, и именно в этом  – наше предназначение. Но, увы, наши соотечественники, подобно иудеям, в немалой степени повторяют страшные ошибки.  В XIX русский народ восстал против Церкви, разорил храмы, казнил святых людей. Вдохновителями этого беззакония, как пишет в своих трудах Святитель Николай Сербский, были первые противники Христа – иудействующие. Именно они возглавили социалистическую революцию, совершителями, которой, по его словам, была часть русской интеллигенции, отошедшая от Бога. Но кто расстреливал своих собратьев,   кто допрашивал, пытал,  перевозил их в лагеря, сторожил, конвоировал, кто взрывал храмы, доносил палачам на христиан?! Все делал наш народ,  опьяненный коммунистическим безумием и братской кровью.

Разве Русская Церковь когда-нибудь творила зло для своего народа? Напротив – только благо.  Именно она, как заботливая мать, собрала под свой покров разрозненные русские княжества, объединила их единой великой верой,  возвеличила и освятила русский народ. Но наши соплеменники, подобно иудеям, не стали исследовать заслуги матери-Церкви, а в гневе и ярости «казнили» Ее, как последние казнили Спасителя мира. И так же, как иудеи, русские были наказаны рассеянием по миру после революции.

 Но не до конца прогневался Господь: из обломков снова созидается корабль русской нации и несет христиан к спасительному брегу Небесного Иерусалима. Многие святые пророчествовали об этом. Только, увы, не до конца исцелились от недуга богоборчества наши соотечественники.  Крещеные, верующие, некоторые из них и сегодня часто противостоят Церкви и Патриарху: поносят священноначалие, клевещут, распространяют грязные слухи. С особой яростью ополчились они на Святейшего, но разве сделал Патриарх что-то преступное или злое? Нет, этого мы не видели.  Доброго сделал очень много, делами вписав уже при жизни свое имя в историю России: в школьную программу вводят Основы православной культуры, институт капелланов будет действовать в армии. Русская Церковь не могла добиться этого ранее.

Его Святейшество также выступил инициатором строительства нескольких сотен храмов в тех районах Москвы, где их недоставало, и столичное Правительство поддержало эту инициативу. Для России очень важно, чтобы Москва стала городом церковных людей. Ведь именно из центра вера распространяется по всей стране, и Москва –  важнейший в этом отношении город. Столица России должна стать православной.

Святейший инициировал миссионерство в среде молодежи, молодежных субкультур, и сам возглавил это движение: на встречах Патриарха с молодежью в Москве и Санкт-Петербурге присутствовало несколько тысяч человек.

Но главное – наш Предстоятель посетил Украину, разрушив своим визитом миф, создаваемый политиками Малороссии о том, что народ украинский жаждет автокефалии.  Православные люди ярко продемонстрировали свое нежелание отделяться от Русской Церкви. Десятки тысяч украинцев в городах встречали Святейшего, скандируя: «Кирилл – наш Патриарх». Украинский народ избрал единство Церкви, а еще важнее то, что тем самым он избрал и единство народов. Политики, разъединившие народ на русских и украинцев, пытаются разделить и Церковь, но визит Святейшего Патриарха на Украину во многом разрушил их планы.

Бесконечно долгого можно перечислять добрые дела Святейшего Патриарха, но за что же его судят люди? За что клевещут, сплетничают, или раздувают из мухи слона, представляя незначительные события как нечто важное? Нельзя не вспомнить случай с «дорогими часами» Святейшего, попавшими в объективы «желтой прессы». Оценка часов позволила ей сделать нелепый вывод о том, что Патриарх проповедует о социальной справедливости и нестяжании, а сам, де, носит часы, цена которых  сравнима с ценой автомобиля.  По мнению этих горе-писателей, это означает, что Святейший –  человек недуховный и несправедливый. Только почему-то они ничего не написали о том, как  появились у Патриарха Кирилла эти часы. Согласитесь, трудно представить Его Святейшество, путешествующим по магазинам, в поисках дорогих аксессуаров. А вот государственным деятелям никто не может запретить дарить Патриарху дорогие подарки. Человек не всегда знает цену вещи, которую получает в дар. Но вот для профессионального журналиста несложно выяснить, кем и при каких обстоятельствах был сделан дорогой подарок известному лицу. Разве что отсутствие желания могло помешать делу. Святому Праведному Иоанну Кронштадтскому тоже дарили дорогие подарки, и он, дабы не обижать дарителей использовал их в своем обиходе, а спустя некоторое время, передаривал кому-нибудь из посетителей.

Так за что же судят Патриарха?  За то добро, что он сделал для Церкви и народа? Если так, то мы снова повторяем собственные ошибки, снова грешим,  восставая против самого святого, что есть у нас, – против Церкви, епископата  и Русского Патриарха. Не пора ли опомниться, чтобы не пострадать еще более, чем в 17 году позапрошлого столетия. Ведь Господь хранит наш народ только ради того, что он остается православным, а Православия без Церкви не существует. Поэтому пусть сегодняшний день напомнит нам несправедливо осужденного Господа  нашего Иисуса Христа, вразумит не судить без исследования дела, впрочем, и вообще не судить величайшую святыню – Русскую Церковь и Ее Патриарха.

Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков.  Аминь.

 Иеромонах Роман (Кошелев)

Оптина Пустынь

14.08.2009 г.