Судьбы России и старообрядчества

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Досточтимое собрание!

Свое выступление я начну знаменитыми словами генералиссимуса Суворова: "Мы – русские, какой восторг!"

Великие слова великого человека как нельзя лучше передают то чувство, что с рождения присуще истинно русскому – чувство гордости за свой народ и свою страну, чувство радости от осознания своей принадлежности к этим двум бесконечным вселенным – русская нация и русская держава.

Более тысячи лет они существуют нераздельно – русские и Россия. Их существование взаимосвязано и неразрывно. Не будет русских, не будет России. Не будет России, не будет русских. Поэтому можно смело утверждать, что в наши дни государственная поддержка русского народа, его языка и культуры, его веры – это задача первостепенной важности, если угодно, задача и оборонная, и стратегическая.

Ведь не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищают страну от врагов. Вспомним нашу историю. Вспомним, например, смуту начала XVII столетия или 1812-й год, когда неприятель подходил к Москве и даже занимал её. Тогда многие даже самые смелые сердца были охвачены отчаянием и унынием.

Но Россия все-таки была спасена! Кем? Богом и русским народом!

Об этом гениально написал Пушкин: "Кто тут нам помог? Остервенение народа".

Остервенение, то есть благородная ярость и гнев на тех, кто покушался на православные святыни.

Так было и в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м годах. Так будет всегда. Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля.

В битвах тех великих войн сражались плечом к плечу вместе с русскими и лучшие сыны других народов России – украинцы и белорусы, татары и башкиры, калмыки и прочие. Вечной славой покрыли себя в этих боях за русскую землю и наши предки – староверы. В частности, имя героя-старообрядца, атамана Матвея Платова поныне памятно многим. Но имена тысяч других староверов, отдавших жизнь за свободу России, ныне известны только Господу Богу.

Археологи, производящие раскопки на Бородинском поле и на полях сражений Великой Отечественной войны, среди человеческих останков во множестве находят старообрядческие литые крестики и иконки – память о тех бесчисленных православных Иванах, Петрах и Василиях, что не вернулись домой с кровавых сеч.

Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составляли славу и честь России, её историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры. Недаром Солженицын назвал православных староверов "лучшей частью своего племени".

Старообрядцам принадлежит особенное место в русской истории и культуре, обусловленное тем положением, которое они, порой вынужденно, занимали в России.

Пушкин сказал: "История новейшая есть история христианства". Также можно утверждать, что и история российская есть история христианства, история Православия.

Трагический церковный раскол XVII века разделил русский народ на два лагеря, привел к образованию двух религиозных направлений в русском народе: сторонников реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и противников этих реформ, ревнителей церковной старины.

За новшествами Алексея Михайловича и Никона последовали жестокие реформы Петра I. К церковным "новинам" добавились перемены культурные и бытовые – европейская одежда, бритье бород и усов, курение табака. Староверы, не приняли этих новин, поэтому до сих пор наш жизненный уклад сохраняет многие черты, свойственные древнерусской культуре и быту.

Изгнанные с родной русской земли староверы, даже и в других странах, сумели сохранить то, чем жили наши предки 300-400 лет назад. И речь не только о внешнем, не об одних бородах или традиционной одежде – кафтанах и сарафанах, поныне надеваемых для моления в храмах, а о том, что старообрядцы сумели сохранить жизненный стержень наших предков, ту духовную составляющую, из-за которой Древнюю Русь называют Святой Русью.

И сегодня в старообрядческих домах звучит ежедневная молитва, соблюдаются посты, предписанные церковным уставом. И теперь истинный старовер, поверяя Святым Евангелием и канонами Церкви свои мысли и чувства, слова и дела, старается жить в вере и в мире с Богом и людьми. Верность и честность, правдивость и порядочность, исполнительность и обязательность – не пустые слова для старообрядца!

Но староверы известны не только религиозностью и трудолюбием. Поныне старообрядческие семьи многодетны. Россия прирастает старообрядчеством! Повсюду, где бы ни жили староверы: на Дону или в Поморье, в Поволжье или на Урале, на Алтае или в Сибири, дети считаются Божиим благословением, поэтому аборты – тяжкий грех. Воспитание подрастающего поколения в традиционной православной культуре ведётся обычно с самого раннего возраста. В старообрядческих семьях из поколения в поколение передается неизменный русский дух, та русская красота, что воспета нашими великими поэтами и художниками.

Не будем также забывать, что в XVIII-XIX веках именно староверы заселили новые обширные земли, присоединенные к Российской империи. Они бежали туда от преследований или насильно переселялись властями на необжитые территории. Их многодетные семьи обустраивались на новых местах, обзаводились домами и садами, пашнями и стадами. Даже в самых неблагоприятных условиях, на самых худых землях, трудолюбивые старообрядцы с Божией помощью добивались прекрасных результатов и процветали.

Хочу процитировать знаменитые строки Николая Алексеевича Некрасова из поэмы "Дедушка", посвященные староверам, высланным в Забайкалье:

Горсточку русских сослали

В страшную глушь, за раскол.

Волю да землю им дали;

Год незаметно прошел –

Едут туда комиссары,

Глядь – уж деревня стоит,

Риги, сараи, амбары!

В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.

Уж запаслись мужики

Зверем из темного бора,

Рыбой из вольной реки.

Так постепенно в пол века

Вырос огромный посад.

Воля и труд человека

Дивные дела творят!

Далее поэт замечает о старообрядцах: "Трезво и честно живут". Действительно, трезвость, гнушение сивухой и табаком были возведены нашими предками в ранг религиозных заповедей. Вот он, народный здоровый образ жизни!

Но не только этим известны старообрядцы.

Грамотность и любовь к книге всегда отличали их. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать не знающих только молитву "Отче наш", многие старообрядцы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были настольными книгами, но чтение не ограничивалось только молитвенными текстами. Старовер любил и поныне любит поучения святых отцов, жития угодников Божиих, христианские притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, в которых бережно хранились старинные рукописные и печатные книги. Собирались также иконы и прочие предметы церковной старины. Архитектор Алексей Щусев писал: "Старообрядцы были большими консерваторами в искусстве. В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев".

Правительственный чиновник "по борьбе с расколом" писатель Мельников-Печерский, живописал процесс собирания староверами родной старины: "Потомки бояр, окольничих и иных думных и служилых людей старой Москвы проживали дедовские наследства и, легкомысленно относясь к родовым памятникам семейной жизни предков, кидали их за бесценок, чтобы на вырученные деньги завести щегольские цуги, золотошвейные кафтаны и робы, французские парики и кружева, редкостные табакерки и т.п. Старообрядцы с охотой покупали у них старинную домашнюю утварь, прадедовские рукописи. Особенно старались старообрядцы скупать древние иконы. Эту древнюю святыню старообрядцы сохранили как зеницу ока, как бесценное наследие".

Множество прекрасных икон, ныне хранящихся в лучших музеях страны, происходит из старообрядческих храмов и из коллекций купцов-староверов. К сожалению, реформы Алексея Михайловича и Никона и последовавшие за ними преобразования Петра изменили не только художественные вкусы верхушки русского общества, но и литературные пристрастия, резко обратив их в сторону Запада.

Старообрядцы сохраняли древние рукописи, переписывали их и создавали новые. Они также сберегли устное творчество нашего народа – русский фольклор и самую ценную его часть – былины. Именно от сказителей-староверов были записаны на Русском Севере, в Поморье и по берегам Онежского озера, чудесные поэтические творения об Илье Муромце и Алеше Поповиче, князе Владимире и Соловье-разбойнике, теперь известные нам с детства.

Поистине, старая русская православная вера – живая вода, омывающая, освежающая, поящая и сохраняющая в веках то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено. Живит эту чудесную воду Сам Господь Исус Христос, и, убеждён, именно она – основная помощь от всех проблем и бед современной России. Если бы весь наш народ мог омыться в ней! Если бы он мог припасть к тому чистому источнику, откуда он сам по сути и проистекает!

Наша старая вера содержит в себе значительный потенциал. Она обращена не только к славному прошлому, к святой старине, но и смело взирает в будущее, отвечая на непростые вызовы современности.

Президент РФ В.В.Путин в своем последнем послании к Федеральному собранию отметил: "Возрастает ответственность России в сегодняшнем мировом развитии, как ключевого гаранта, как гаранта стабильности, как государства, которое последовательно отстаивает и защищает международное право, суверенитет, самостоятельность и самобытность народов. В мире все больше людей, – подчеркнул Президент, – поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной. Конечно, это консервативная позиция, – заметил Президент, – но, говоря словами Николая Бердяева: "Смысл консерватизма не в том, чтобы он препятствовал движению вперед и вверх, а в том, чтобы он препятствовал движению назад и вниз, к хаотичной тьме".

Старообрядцы, со времен раскола, по промыслу Божию, осуществляли эту задачу – остановить скатывание России к безверию, хаосу, движению к адской пропасти.

Недавно в свет вышла книга К. Кожурина "Повседневная жизнь старообрядцев", которая заканчивается словами: "Тот бесценный духовный опыт, который староверы вынесли из своего "ухода", должен стать достоянием всего человечества, – возможно, это последний шанс не только для находящейся в глубоком духовном кризисе России, но и для агонизирующего Запада, уже основательно забывшего о своем христианском происхождении. Ведь "староверие" – не просто какая-то "национальная разновидность" христианства, как иногда его пытаются представить, а христианство в самом, что ни на есть чистом и универсальном виде".

Старообрядчество – здоровая консервативная сила, на протяжении веков успешно противоборствующая разрушению традиционных ценностей: религиозных, государственных и семейных. Обществу и стране, желающим успешно противостоять современным угрозам, как внешним, так и внутренним, уверен, есть чему поучиться у староверов.

И современные условия плодотворного сотрудничества между Российским государством и традиционными конфессиями, быть может, как никогда в нашей истории способствуют этому доброму обмену опытом. Мы открыты для диалога со всеми, искренне любящими Отчизну.

Без старины нет новизны, без прошлого нет будущего, и современной России нет без Святой Руси. А что составляло Святую Русь? Что делает нас, русских, русскими?

Еще Достоевский говорил, что русский – это понятие не национальное, а идеологическое. Русский – значит православный. И Достоевский замечательно подметил: "Русский и православный – слова синонимы".

И мы помним, что после падения Константинополя честь и достоинство Нового Рима, Третьего Рима перешли на Русь, в Москву. С тех пор на русский народ и русское государство легла священная обязанность хранить в чистоте и неизменности православную веру.

В связи с чем, досточтимые участники сего собрания, приглашаю вас посетить наши святыни – соборы московской Рогожской слободы – нашего духовного центра. Здесь вы сможете увидеть и услышать отблеск и отзвук живой Древней Руси (так назвал старообрядчество академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв) и, возможно, понять, почему нашу Родину называли Святой Русью.

В книге мыслителя и исследователя начала XX века И.А. Кириллова "Правда старой веры" написано: "Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется, если суждено Вышним промыслом, истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России – она будет, но вырастет она под лучами просвещения принесенного из далекого прошлого старообрядчеством".

Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответы на вопрос – что может сплотить русский народ и способствовать его духовно – нравственному возрождению. Говоря о сущности старообрядчества, И.А. Кириллов написал: "Истинная национальность русского народа там, где жива русская душа, где бьется русское сердце, где говорит русская вера в Господа Христа! Особенности русской национальности наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве".

Возвращение к русской православной вере, в которой и заключается душа нашего народа, – есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения русского духа, в этом надо искать ответ на русский вопрос.

Митрополит Корнилий (Титов), Русская православная старообрядческая церковь

(Доклад на Выездном заседании президиума Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям на тему "Российская идентичность: стратегия актуализации потенциала. Региональный аспект". Ярославль. 23 октбяря 2014 год)

http://www.religare.ru/2_105387.html