СУББОТА 2-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Иеромонах Силуан (Межинский)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, вот уже вторая седмица Великого поста подошла к концу. Скоро третья, потом преполовение, а потом уже и Пасха. И вот уже даже за эти прошедшие две недели можно спросить у самих себя, если хоть что-нибудь, что во мне изменилось? Если хоть какой-то грех или какая-то страсть, или какой-то помысел, до этого меня мучивший, достающий, если что, что я уже оставил? И возблагодарить за это Бога. То есть мы вообще не должны забывать то, что надо смотреть за собой, что с нами происходит.

Да, Господь сказал, что вы соль земли (Мф. 5, 13). Но раз вы соль земли, раз на вас все смотрят, то значит и мы должны являть пример для всех окружающих людей. А получается зачастую что? Человек готовится ко Святому Причастию – говеет, постится, молится, приходит на Причастие. Священник его допускает до Святого Причастия, человек принимает тайны Тела и Крови Христовой, отходит от чаши и сразу же меняется. Все. Он получил то, что хотел. И батюшка допустил его до Причастия, и снисходительно отнесся ко всем его грехам, взял на себя часть его грехов и сказал: ну иди с Богом, причащайся. Человек радостный. Причастился. Отходит и продолжает жить так, как он жил раньше, если еще не хуже. А ведь он должен хранить то, что получил.

Все мы знаем, что гораздо легче захватить крепость, чем ее удержать; что совсем немного нужно сил, чтобы победить врага, а совершенно другие силы нужны для того, чтобы удержать территорию захваченную. Точно также здесь. Да, вроде бы легко досталось нам это разрешение подойти к чаше и принять Тело и Кровь Христову, а уже сил на то, чтобы хранить его, у нас уже нет, потому что все силы мы уже потратили. И мы еще удивляемся, а почему же, батюшка, такое бывает, что мы приходим, причащаемся, а потом еще хуже становимся? А потому что все это мы делаем не по-настоящему, а понарошку, как дети говорят. Играем во что-то непонятное, играем с самим собой. И есть, в сущности, кому нравится наша игра, которые ждут от нас этой игры, и видят, что мы не живем настоящей христианской жизнью, а играем в нее. И поэтому зло продолжает свой путь по нашей земле среди нас и не умаляется ни капельки, благодаря нам.

Слышишь от людей, как нас обвиняют: говорите христиане? Да, христиан, батюшка, и пример-то брать не хочется. Вон мусульмане как живут – родителей почитают, детей рожают. Ну и там всякое другое. Хотя есть что сказать им против, потому что не все христиане православные живут нерадиво. Много православных христиан, которые живут так, как надо, и являются примером и для своих близких, и для своих работников, и для соседей, и для всех. Вот не к месту сейчас будет сказано – наши спортсмены выступали. А вы слышали, что они говорили? Капитан команды нашей говорит: спасибо всем за молитвы. Другой говорит, что он молился все это время, пока мы там находились. То есть даже эта победа, которую они получили, благодаря молитвам. А потом они отслужили благодарственный молебен. Сейчас все видят это фотографии, как они стоят, молятся со священниками, с духовниками своими. Люди живут совершенно другой жизнью, просят помощи у Бога перед чем-то, благодарят Бога, когда у них что-то получилось. И даже если не получилось, тоже благодарят, потому что на все воля Божья.

Мы все хотим чего-то своего, что нам кажется, что должно быть так-то и так-то. А на самом деле происходит не так, как мы хотели. Но даже за это надо уметь благодарить. И почему люди не идут за нами, почему сейчас храм не полный совсем? А потому что мы виноваты. Православный христианин никогда не винит другого. Он винит всегда самого себя. И мы хотим после принятия Святых тайн Тела и Крови Христовых, чтобы все вокруг нас поменялось. Нет, этого не будет. Мы должны поменяться, мы. По мановению волшебной палочки все вокруг нас меняться не будет. Мы принимаем Тело и Кровь Христову для того, чтобы мы сами поменялись, а не для того, чтобы мир весь вокруг нас в радужной оболочке преобразился. Нет, не для этого. А для того, чтобы мы стали чище. Мы пришли и покаялись в гневе, в злости, в осуждении. Мы отходим от исповеди, потом от чаши Христовой уже другими, более милосердными, более смиренными, более кроткими. И если раньше мне приходил помысел осудить брата моего, то он теперь где-то там застревает на дальних подступах, потому что его не подпускает благодать Тела и Крови Христовой и мое желание не жить с этим помыслом, которому помогает благодать Божья.

А если я не хочу, то и Господь не будет меня толкать или подвигать, чтобы я это сделал. Я сам должен это сделать. А Господь приходит на помощь тогда, когда я показываю сам, что я хочу это сделать. Я хочу, Господи, дай мне решимость не творить этот грех. Господи, дай мне решимости оставить эту страсть. И вот тогда Господь приходит и помогает человеку в том, что он просит. Потому что Господь как говорит в Священном Писании: почему не получаете, потому что не просите; а почему просите и не получаете, потому что просите не на добро, а для себя. Но зачастую это «для себя» не угодно Богу, потому что оно стоит на нашей глыбе эгоизма, который в нас живет, который вырос детском саду, в школе, в институте, в армии и так далее. В семейной жизни мужчина: я хозяин, и стучит по столу, а жена прыгает вокруг него. Где здесь христианство? Или же жена терпит, как ее муж избивает, издевается над ней. Я, говорит, терплю ради Христа. Зачастую такое терпение тоже бывает не во Христе. Даже Святейший Патриарх обратил на это внимание. В новых постановлениях о браке говорится, что да, жена терпит мужа, который издевается над ней, а думает ли она о детях, которые все это видят. Поэтому и здесь наша вина, вина женщины, которая допускает это. То есть мы имеем все без исключения возможность получить ту силу молитвы, которую мы можем понести, если не леностно просить у Господа помощи.

Зачастую что бывает? Воскресенье, все спят, человек встает на позднюю Литургию. Все родные требуют, от матери, чтобы она их напоила и накормила, а мама в храме молится. Для чего сделана ранняя Литургия? Когда все спят после тяжелой рабочей недели – муж, дети после тяжелой школьной работы, все отдыхают, мать пошла, помолилась за всех, пришла утречком после ранней Литургии, и никто даже н заметил. Посмотрите какой пример молитвы Сам Господь нам подает. Один раз только видели Его в молитве, как Он преобразился. А все остальное время спят ученики, а Господь молится, и никто не видит, как Он молится. То есть это таинство. Это есть наша личная молитва. А мы со своей напускной молитвенностью и напыщенным православием, которое у нас на самом деле пустое, мы только раздражаем людей вокруг себя. А надо жить так, чтобы не смущать никого ничем, ни своим поведением, ни своими словами, своими действиями.

Вот Господа не видели, как Он молился, и Его обвиняли, да кто Ты такой, и так далее. Он что, оправдывался? Нет, не оправдывался, жил дальше и также молился тайно. А у нас сейчас один человек другого упрекает, но никто не знает нашей тайной жизни во Христе. Никто не знает, насколько кровью обливается сердце каждого человека, который молится за другого человека. Нам кажется, что он ничего не делает, но мы не знаем, как он молится. А бывает, что молитва такого молящегося человека, одна единственная, больше, чем 10 гектар леса срубить, потому что нет ничего тяжелее, чем молиться за другого человека, а особенно за человека, который считает тебя своим врагом или недругом.

Поэтому не будем, братья и сестры, винить друг друга, смотреть на наши внешние дела друг друга, а смотреть только за тем, чисто ли сердце в моей душе. И если оно чисто, тогда есть надежда, что благодаря Господу эта чистота очистит все вокруг вас.

Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/sub2sedm_vel_posta1/