СУББОТА 18-ОЙ СЕДМИЦЫ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Иеромонах Нил (Парнас)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, мы сегодня на Божественной литургии слышали евангельское чтение о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос изгнал беса из одержимого человека. Господь и Спаситель наш в течение Своей земной жизни во время Своего вот этого евангельского служения земного совершил величайшее множество чудес. И не только Он Сам, но Он и Своих учеников, сначала 12, а потом и 70, послал в мир, чтобы они проповедовали Евангелие и исцеляли недужных, прогоняли бесов, воскрешали мертвых, очищали прокаженных.
Как повествует Евангелие, Господь дал им силу. Каким образом?
Господь и Спаситель наш не просто был Богочеловек. Это Бог Вседержитель. Он все содержит, все спасает, всем управляет. И мы с вами должны, живя нашей христианской церковной жизнью, осознавать вот этот вседействующий спасительный промысел Божий, который предусматривает все мельчайшие обстоятельства нашей жизни.
Для чего нам это сознание? Для того чтобы всегда воздавать славу и величие божественной силе, для того чтобы всегда и за все благодарить спасающего нас Господа, для того чтобы понимать умом и даже до сердца то, что все, что с нами происходит, это есть не случайность, не какое-то человеческое действие. Это есть действие промысла Божия. Мы должны каждый день нашей жизни воспринимать с этим сознанием, как говорится в молитве Оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день … не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».
Мы должны понимать, что не только внешние обстоятельства нашей жизни — какие-то встречи, какие-то успехи, неприятности, какое-то доброе расположение наших ближних, или наоборот, почему, когда к нам относятся несправедливо — это все предусмотрено Богом. И не только это, но даже наше состояние.
Если мы будем внимательны к себе, мы заметим, что наше состояние внутреннее все время меняется. И вот это состояние у нас оно не постоянно, не одинаково. Бывает почему-то, что оно у нас раздражительное, бывает, что мало телесных сил. Бывает, что мы не можем собрать волю, чтобы заставить себя делать какое-то незначительное дело. А бывает, что Господь нас укрепляет, чтобы сделать при усталости, при недостатке физических сил и плохом самочувствии какое-то немалое дело. Все это дает Господь.
Мы должны понимать, что не только вот это какое-то внешнее, типа: Бог нас создал, и живите себе, а Бог нас только видит с неба... Бог не просто видит. Как говорит Евангелие, даже волос с нашей головы не падает без воли Божьей. И вот теперь зададим себе такой вопрос: а почему с нами каждый день происходит именно так, как происходит? Ответ здесь совершенно ясен: по премудрости Божьей, по любви к нам Божьей.
Мы должны помнить слова Спасителя, слова священного Писания: Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). Все, что нам посылает Господь вот этого неприятного, это по любви. Ведь недаром Господь сказал, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. И еще сказал: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). И еще сказал, что не отягощайте сердец ваших объедением, пьянством и печалями житейскими. Почему? А потому что «идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше». То есть те люди, которые отягощают себя житейскими благами пусть не миллионными богатствами, но пусть даже слишком изобильным домашним удобством, они делают себе сокровища на земле и к этому сокровищу привязывают сердце. А сердце человека не может работать двум Господам — Богу и мамоне, одного господина будет любить, а другого ненавидеть. Вот подумайте, какие страшные слова.
И человек верующий умом это понимает, но сопротивляться вот этому потоку искушений, как скажем, потоку нынешних благ и удобств, которые сейчас в мире, и другим соблазнам не в состоянии. Даже верующий человек, как правило, не в состоянии сопротивляться этому всему действующему на него из вне злу, и поддается, влечется этими течениями и собирает себе массу удобств, любит все это. И сердце у него получается не на небе, а на земле. И Господь чтобы как-то человека спасти, уврачевать, Он для этого посылает ему всякие скорби и болезни промыслом Божьим.
Вот сегодняшний бесноватый, о котором мы читали. Как вы считаете, случайно ли в него зашел бес или нет? Ясно, что по попущению Божьему. Иначе не бывает. Но для чего это было попущено? Тоже ясно, Господь все делает для спасения человека, потому что любой человек, подверженный тому или другому недугу, он этим самым поневоле отрывается от всего земного и суетного, которое притягивает сердце к земле и отрывает нас от Бога. И таким образом Господь совершает и облегчает наше спасение. Но почему у нас не хватает сил, чтобы осознав все это, самим немедленно начать новую жизнь? Убрать из наших хозяйств все лишнее, прекратить прилежать к чревоугодию и другим удобствам, начать много молиться и вести подтянутую духовную жизнь.
Почему мы это не можем? Хотя мы это хотим и желаем, но у нас это не получается. Ясно потому, что Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». То есть по логике этих слов получается, что Господь нам не вполне помогает жить духовной жизнью.
А почему? Причина здесь тоже ясна. Господь ясно сказал основной закон духовной жизни: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», то есть по нашей гордыне, в которой мы воспитаны, мы не можем получить полноценную благодать для нашего спасения. Иначе мы будем всеми нашими добрыми проявлениями духовной жизни гордиться поневоле. Сердце наше будет гордиться. Даже вот взять такой простой момент — прочитали мы внимательно даже один раз вечерние молитвы.
Конечно, мы умом понимаем, что это по благодати Божьей удалось, но наше сердце это понимать не хочет. И оно, сердце, в себе скажет: вот я уже чего-то достиг. И чтобы уврачевать человека от этой гордыни после каждого такого доброго дела помощи Божьей, казалось бы, какая странность — помощь Божия, а человека надо врачевать. А потому что гордыня наша все портит. И человек после одного раза внимательного прочтения вечерних молитв потом раз десять еще невнимательно помолится. Не успел получше помолиться, уже поболтает и пораздражается, чтобы только ничего не мнить о себе. И скажет себе: вот какой я молитвенник, и языка даже сдержать не могу, болтаю. То есть все Господь делает для нашего спасения.
Господь нас спасает. Но понять, вникнуть в сущность действие промысла Божия в нас спасающего действующего Бога, это духовная мудрость. Ее обязательно надо приобрести для того, чтобы наши малые силы тратились благоразумно. Их и так мало, чтобы тратить, на что попало. А на что нужно тратить в первую очередь? Ясно, что если раз смиренному Бог дает благодать, то надо смиряться. А как смиряться? Апостол дает ответ на этот вопрос: вы же друг другу повинующиеся смиренномудрие стяжите. То есть надо нам (вот это самое главное правило жизни) повиноваться друг другу. В чем повиноваться? В том, что противоречит нашему самолюбию и не противоречит нашей совести во всем, как бы это ни было бы с точки зрения нашего «я», нашего самолюбия несправедливо. Наше спасение в ближнем: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов». Вот нам дается указание исполнения всего закона Христова. А еще тут желательно уточнить, что сущность закона Христова — это приобретение смиренномудрия, потому что в благодати, которая за это дается, есть все.
И если мы тщательнейшим образом будем обращать внимание на то, как мы обращаемся с нашими близкими, то у нас это будет очень разумное мудрое наше духовное действование. Понятно, что только от этого наша жизнь не станет намного лучше. Не станет. Но мы поймем, что нужна какая-то сильная божественная помощь в том, чтобы что-то изменилось. И где нам черпать эту помощь, тоже более или менее ясно — в церкви, в церковной жизни, часто исповедоваться. Порой на исповеди задают вопрос: а как мне быть, у меня кто-то в семье пьет. А что на это можно ответить? Только спросить: А вы как часто исповедуетесь? И говорят, что раз в несколько месяцев. Сразу все понятно. Потому что кто исповедуется раз в несколько месяцев, тот не смирен, потому что он считает, что ему достаточно своими силами жить духовной жизнью. А кто смирен, он понимает, что без исповеди он вообще ничего не может, что это главное оружие. Такой человек, который часто исповедуется, он через это смиряется. Он смиряется благодаря внимательной и четкой исповеди пред ближними, приобретая дух мирный. И этот мирный дух — это благодать, это свет мира, сказал Господь. Этот свет сияет и его домашним. Как Серафим Саровский говорил, что стяжи, радость моя, дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. И если в вашей семье есть сыны мира, то они не от слов ваших спасутся, а от того мира, который всегда будет в вашей душе, в ваших словах. Как сказано, что слово ваше всегда да будет в благодати, солью растворено. А как говорить слова благодати, когда у человека нет мира в душе?
И мы должны понять, что без прилежной церковной жизни ничего у нас в духовной жизни не получится. Часто исповедоваться, не реже, чем раз в месяц причащаться, молиться внимательно, прося у Господа в молитвах помощи, прося о том, в чем в молитве говорится, потому что мы просим, ибо сами не можем без благодати, покоряясь друг другу, терпя друг друга любовью. Вот этим путем мы будем с Божьей помощью спасаться. Тоочнее сказать, Господь буде нас, желающих спастись, будет своей божественной силой спасать. А то, что у нас недостаток здоровья или чего-либо другого, не надо об этом беспокоиться. Мы верим, что Бог Вседержитель, и что он всегда нам подаст все благопотребное, необходимое, и укрепит нас к самоотверженной духовной жизни.
Будем молиться Божьей Матери, нашим Оптинским старцам, чтобы они нам помогли совершить сей спасительный труд и сподобиться вместе с ними вечного Небесного Царствия. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии