Страстной Понедельник: приходит время искать плоды на моей смоковнице. Елизавета Пронь

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Притча о неплодной смоковнице. Фото: temples.ru

В текстах Великого Понедельника три основных мотива. И если в притче о виноградарях и старозаветной истории об Иосифе все более-менее понятно, то история с бесплодной смоковницей часто вызывает массу вопросов.

Помню, как-то в детстве у нас сломался телевизор. Причем окончательно, так, что починить его было не под силу даже нашему местному Кулибину дяде Васе, который, между прочим, мог «оживить» не только старенький Электрон, но и реактивный двигатель. Тем не менее, даже после всех его манипуляций черно-белый экран оставался потухшим. Мама, помню, очень расстроилась, даже плакала. Папа молчал, кряхтел, а потом, где-то через неделю притащил домой в огромном узле из цветастого платка настоящее сокровище – небольшой немецкий телевизор. Далеко не новый, без коробки и инструкции, но зато цветной и с маленькой антенной.

Главной достопримечательностью сего чуда немецкой промышленности было то, что к нему придачу шел древний «видик» – видеомагнитофон, с нерабочими кнопками, но с пультом с множеством кнопочек.

Папу Господь призвал 10 лет назад, и техника та давно пропала на городской свалке, но я четко помню свой невероятный восторг, когда можно было нажать желтенькую кнопочку – и фигурки на экране начинали двигаться быстро-быстро. Часто кнопка нажималась не случайно, ведь было очень весело, когда папа, поняв, что происходит, деланно строго и громко говорил: «Лизка, не хулигань!». Я продолжала, родители искали пульт, я визжала и хохотала от папиной щекотки.

Тогда нажатая кнопочка приносила радость. Детство осталось далеко позади, но это ощущение – нечаянно зажатой кнопочки ускорения – посещает меня ежегодно накануне Страстной седмицы.

Этот передпасхальный период разительно отличается от опыта предыдущих лет: вирусное сумасшествие, карантин, дистанции и маски, а главное – невозможно молиться в храме. Оставайтесь дома – призывают нас. Вот оно, время успокоиться, не торопиться и проживать каждый день, прочувствовав его сполна.

Вот начало поста: приглушенный свет в храме, священник на коленях читает Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Мы слушаем, пытаясь утишить в себе чувства, и повторяем: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Поклон, другой, двадцатый, колени ноют, но на душе постепенно становится спокойнее. Вот Преждеосвященная, с ее особенным настроем и длинными чтениями. Сладкое коливо в день памяти святого великомученика Феодора Тирона. Крестный ход в Неделю Торжества Православия, 40 мучеников Севастийских, преподобный Иоанн Лествичник и украшенный первыми весенними цветами крест, высоко над нашими головами воздетый в Крестопоклонную. «Лазаре, гряди вон!» и «Осанна, сыне Давидов!».

Скворцы, поющие взахлёб на березе у храма и нежные вербочки в наших руках. А потом словно кто-то нажимает эту кнопку ускорения – и Страстная пролетает как одно мгновение. И я останавливаюсь перед дверьми храма и тихонько пою вместе со всей церковью: «Воскресение Твое, Христе Спасе…».

С этой минуты – с первого крика «Осанна!» начинается обратный отсчет времени: Христос медленно и стремительно начинает Свой путь ко Кресту и смерти. А значит – и к Воскресению.

Этот передпасхальный период разительно отличается от опыта предыдущих лет: вирусное сумасшествие, карантин, дистанции и маски, а главное – невозможно молиться в храме. Оставайтесь дома – призывают нас. Вот оно, время успокоиться, не торопиться и проживать каждый день, прочувствовав его сполна. Предлагаю тем, кто, как и я, вечно не успевает разглядеть удивительную череду и символичность всех происходящих Евангельских событий из-за этой злополучной нажатой «кнопки» суеты и спешки, воспользоваться моментом. Именно с этой минуты – с первого крика «Осанна!» начинается обратный отсчет времени: Христос медленно и стремительно начинает Свой путь ко Кресту и смерти. А значит – и к Воскресению.

В текстах Великого Понедельника три основных мотива, которые красной нитью проходят сквозь все богослужение: история ветхозаветного Иосифа, которого его завистливые братья продали в Египет, проклятие Христом неплодной смоковницы и притча о злых виноградарях. На утрене священник читает пространный отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея:

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,– будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,– боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. (Мф.21,18-43)

В чем виновато это дерево, и почему Христос называет его бесплодным?

Если с притчей о виноградарях все более или менее понятно, да и об Иосифе в Старом Завете рассказывается достаточно ясно, то история с бесплодной смоковницей всегда вызывала у меня бурю эмоций и какое-то внутреннее неприятие. Как любящий и всепрощающий Спаситель, принявший верную смерть за грехи всего человечества, может разразиться проклятием: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек?» (Мф. 21:19). В чем виновато это дерево, и почему Христос называет его бесплодным?

Смоковница – это фиговое дерево, инжир – одно из древнейших на Земле культурных растений. Археологи утверждают, что в Сирии и Палестине его возделывают больше 5000 лет. Дерево красивое, высокое (около 6-9 м), с блестящей корой и немного искривленным стволом, роскошной густой кроной и крупными листьями, которые опадают в начале зимы. Созревание плодов смоковницы происходит весьма своеобразно.

Дерево, на котором не завязались ранние смоквы, бесплодно. На нем нет ничего, кроме листьев. И именно о такой смоковнице вспоминает Христос.

Интересно, что в Палестине она плодоносит трижды в году. Первый урожай созревает весной: в апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы – они, хоть и не обладают яркими вкусовыми качествами, но все равно употребляются в пищу, т. к. в это время года других фруктов в местных широтах нет. На том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются новые плоды, созревающие в конце мая – начале июня. Дерево, на котором не завязались ранние смоквы, бесплодно. На нем нет ничего, кроме листьев. И именно о такой смоковнице вспоминает Христос.

Она – выражение предельной бесполезности творения, которое не может ничего предложить своему Творцу. В зеленых ветвях нет плода, равно как и в бурной деятельности израильского народа – только видимость действия. В иерусалимском храме давно иссякла жизнь – там проповедовали об ожидании обетованного Мессии, но не приняли Его, когда Он Сам пришел к богоизбранным людям. Еще в Ветхом Завете смоквам приписывалась целебная сила, смоковницу причисляли к семи растениям, символизирующим богатство земли обетованной. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» в переносном смысле означало мир и благосостояние.

Для учителей Израиля это дерево стало символом мудрости. «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл», – сказано в одном из трактатов Талмуда. Господь пришел под смоковницу не «во всякое время» – не зимой, Он пришел весной, в добрую пору. А на ней – пусто.

Еще в Ветхом Завете смоквам приписывалась целебная сила, смоковницу причисляли к семи растениям, символизирующим богатство земли обетованной. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» в переносном смысле означало мир и благосостояние.

Вспомните, за полгода до этого Христос рассказывал ученикам притчу о бесплодной смоковнице (Лк. 13: 6-9): некий владелец виноградника три года ждал плодов, но так и не получив их, решил срубить бесплодное дерево. Виноградарь упросил его оставить смоковницу еще на один год, обещая удобрить ее.

«Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь», – сказал он. Дерево осталось бесплодным. Для иудейского народа годы служения Спасителя, когда Он обильно удобрял почву людских сердец живой водой Своей проповеди, также прошли зря. Их смоковница осталась бесплодной. Словно в противовес фарисейским амбициям Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21). Дерево тут же засохло до корня. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, – ее ждет один путь: дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Так проклятие смоковницы стало еще одним символом – отвержения людей, которые, демонстративно исполняя закон, на самом деле не имеют за душой ни одного доброго плода своей жизни.

Если Христос прямо сейчас подойдет под сень дерева моей веры, сможет ли хоть укрыться в его тени, не говоря уже о плодах? Или, может, с моей смоковницы уже и листья давно осыпались?

Господь, обрекая иудеев на опустошение, предрек: отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Кто этот «новый народ», дикая маслина, что, по слову апостола, привилась вместо отломленных ветвей (Рим. 11: 17)? Мы ли это, христиане, люди, называющие себя истинно Христовыми? По Его слову и по Его дару мы должны были бы стать светом, который и во тьме светит, и тьма не объяла Его (Ин. 1, 5). А что на самом деле? Если Христос прямо сейчас подойдет под сень дерева моей веры, сможет ли хоть укрыться в его тени, не говоря уже о плодах? Или, может, с моей смоковницы уже и листья давно осыпались?

А ведь эта евангельская история – это не только события давно минувших дней, двухтысячелетней давности. Это и назидание о том, что может случиться уже завтра, хоть и не наше дело знать времена и сроки (1 Фес. 5, 1).

«Се, Жених грядет в полунощи…», – поется в одном из главных песнопений Страстной седмицы: Вот, в полночь приходит Жених – счастлив раб, которого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он застанет в праздности и унынии. Так смотри, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и заключенной вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже! Молитвами Богородицы помилуй нас!

Бодрствовать и сегодня, даже когда весь мир погружается в ту тьму, которая была «от шестого часа до часа девятого» (Мф. 27, 45) – вот наша задача, как минимум, на предстоящую седмицу, хотя надо было бы – на все отведенные нам дни. Бодрствовать, и не давать своей душе под панические вопли толпы уходить во тьму вслед за миром.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/70417-strastnoj-ponedelynik-pri...