СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА, ПАСХА, РАДОНИЦА: КАК ВСТРЕТИТЬ И ПРОЖИТЬ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря).

— Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник.

—  Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д.  Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью.

Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху.

Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво – то и причащаться в этот день не стоит.

Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления.

Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин.

Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале  этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан  в Святую Пасхальную ночь.

— А что касается Светлой седмицы? Как поститься в эти дни тем, кто собирается причаститься, и можно ли вообще причащаться в эти дни?

— На Светлой седмице церковный устав запрещает пост. Потому у многих людей возникает вопрос: как причащаться в этот период, и не запрещено ли причащаться в дни, когда пост запрещен церковными канонами Православной Церкви? Внимательно изучив традиции и практику, существующую сейчас в Православной Церкви, архиереи сошлись на том, что Причастие во дни Светлой седмицы должно совершаться по совету духовника.

Если человек ведет благочестивую жизнь, соблюдал пост в продолжение  Великого поста и благоговейно относится к Евхаристии, то, по разсуждению духовника, может приступать к Причастию и во дни Светлой седмицы без соблюдения поста. Поскольку такой человек — не воздерживаясь в пище, может воздерживаться духовно. И в таком случае духовный настрой христианина будет соответствовать тому состоянию, в котором человек должен подходить к принятию Святых Христовых Таин.

—  Владыка, вернемся к Страстной седмице. На Страстной седмице канон предписывает строгий пост. Как быть людям, которые заняты физическим трудом или все время пребывают в дороге и не могут регламентировать свое питание. До какой степени можно преступать пищевой устав? Чем нужно руководствоваться в таких случаях?

— В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью.  Если мы можем соблюсти пост, но не делаем этого, если совесть наша нас в этом обличает – нужно укорять себя, исповедовать это и исправляться. Если же обстоятельства складываются так, что нет возможности соблюсти всю строгость поста так, как это предписывает канон – нужно со смирением принять те обстоятельства, в которых мы оказались по промыслу Божию.

— Что касается посещения кладбищ после праздника Пасхи: можно ли посещать могилы своих близких на Светлой седмице?

— Литургическая традиция Православной Церкви предписывает во вторник после Светлой седмицы совершать особые поминовения всех усопших. Этот день называется - Радоница.  

У слова «Радоница» славянские корни. И назван этот день так потому, что мы радуемся Воскресению Христову вместе с нашими почившими. Из Священного Писания мы знаем, что у Бога нет мертвых, у Него все живы (Лк. 20: 38). И те, кто находятся в вечности, безусловно, тоже сопричастны Светлому Празднику Пасхи и ощущают его с еще большей ясностью, нежели мы.

Радоница — день поминовения усопших — наше сопразднование Пасхи, таинственным образом объединяет Церковь земную с Церковью Небесной.

А приходят на Светлой седмице на кладбище для того, чтобы помолиться за упокой душ наших усопших близких.  Однако же Литургическая традиция не предписывает поминать усопших в эти дни.  Канонами Православной Церкви отменяются заупокойные богослужения в продолжение Светлой седмицы. И первое заупокойное богослужение, согласно уставу, совершается именно на Радоницу.

http://pravlife.org/content/strastnaya-sedmica-pasha-radonica-kak-vstret...