Страсти по Грамоте патриарха Алексия II. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Грамота УПЦ - как свидетельство о рождении. Фото: СПЖ
Грамота УПЦ - как свидетельство о рождении. Фото: СПЖ

Грамота патриарха Алексия - это документ, который свидетельствует о преемстве УПЦ от Церкви князя Владимира. 

Одной из главных претензий к Церкви со стороны ее оппонентов является нежелание УПЦ отказаться от Грамоты патриарха Алексия II, где декларируется ее статус самостоятельности и независимости. Об этом, в частности шла речь на пресс-конференции «Итоги деятельности УПЦ в 2022 г.», которая прошла 29 декабря 2022 г. в Киево-Печерской лавре.

Антипатики УПЦ призывают отказаться от этой Грамоты на том основании, что она, мол, выдана неправильной, имперской и т.д. РПЦ. На эти призывы прот. Александр Бахов ответил следующее: «Грамота как свидетельство о рождении. У всех рожденных до 90-х гг. есть зеленая книжечка с гербом, соответствующей надписью, она была выдана во время СССР. Вы можете от нее отказаться? Можно отказаться от свидетельства о рождении? Сама эта Грамота не говорит о подчиненности или зависимости от России. Грамота говорит о том, что на каком-то этапе жизни Церкви ей была дана самостоятельность и независимость».

Тем не менее, критика УПЦ не утихла.

Например, сайт Андреевской церкви в Киеве (экзархат в Украине Константинопольского патриархата) опубликовал высказывания религиоведа Александра Сагана под названием «Московский Патриархат в Украине – без умолку придумывает и лжет» в которой сей доктор философских наук говорит:

«В новом Уставе они провозгласили (Глава 1, п.1) свою верность Грамоте Московского патриарха от 27.10.1990 года, которую они, как вчера на пресс-конференции выяснилось, считают своей «метрикой» (свидетельством о рождении). А вот эта Грамота издана на основе решений Архиерейского Собора Российской ПЦ от 25-26 октября 1990 года. И в Грамоте написано, что УПЦ «руководствуется в своей жизни и деятельности» Определением этого Собора «Об Украинской ПЦ».

Пункт 8 этого определения ОБЯЗЫВАЕТ «митрополита Киевского и всея Украины как Предстоятеля УПЦ» быть «постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви».

Такая вот растяжечка: выйдешь из Синода – нарушишь Грамоту. А Грамота – их все, как оказалось. Где тогда искать новое свидетельство о рождении?»

Поскольку это не просто частное мнение рядового сторонника ПЦУ, а публикуется официальными структурами Фанара, стоит разобрать его подробнее.

Почему УПЦ не возникла на пустом месте

Вот, что установил Архиерейский Собор РПЦ от 25-26 октября 1990 г.:

«Тщательно изучив и всесторонне обсудив просьбу Синода и епископата Украинской Православной Церкви, - Архиерейский Собор определяет:

  1. УПЦ предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении.
  2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» – упраздняется.
  3. Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  4. Предстоятель УПЦ носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
  5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах УПЦ, усвояется титул «Блаженнейший».
  6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношение креста во время богослужения.
  7. Синод УПЦ избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
  8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель УПЦ, является постоянным членом Священного Синода РПЦ.
  9. Настоящее Определение Архиерейского Собора РПЦ подлежит утверждению Поместным Собором РПЦ с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении РПЦ».

Обратим внимание на этот Пункт 8, за который пытается зацепиться Саган. В нем нет ничего обязывающего. Есть просто констатация факта того времени: предстоятель УПЦ является постоянным членом Священного Синода РПЦ. И все! Сейчас фактом является обратное: предстоятель УПЦ не входит в состав Священного Синода РПЦ. И этот факт абсолютно никак не сказывается на действительности решений ни Архиерейского Собора РПЦ от 25-26 октября 1990 г., ни Грамоты патриарха Алексия II. Точно так же, как в случае отказа предстоятеля УПЦ от «ношения двух панагий» или «предношения креста во время богослужения», УПЦ не утратила бы свою самостоятельность и независимость.

А вот чего действительно боятся антипатики УПЦ, так это свидетельства, что УПЦ это – и есть законная и единственная правопреемница Украинского экзархата.

В 1686 г. Киевская Митрополия была передана Константинопольским патриархатом в юрисдикцию патриархата Московского. Подробнее об этом деле можно прочитать в статье «Та самая Грамота: так передавал ли Константинополь Церковь Украины Москве».

Хорошо ли жилось Киевской Митрополии в составе Московского патриархата или плохо – вопрос дискуссионный, но одно несомненно – на территории Украины нет и не было иных православных организаций (греко-католическая церковь не может считаться православной, так как является частью церкви католической). Судьба Киевской Митрополии в составе Московского патриархата была сложной, но к 1990 г. она подошла в форме Украинского экзархата, который решением Архиерейского Собора РПЦ от 25-26 октября 1990 г. был упразднен, а на его месте возникла УПЦ.

И решения упомянутого Архиерейского Собора, и Грамота патриарха Алексия II являются свидетельством того, что нынешняя УПЦ – это та же самая Церковь, которая была создана при святом равноапостольном князе Владимире в форме митрополии Константинопольского патриархата, существовавшая в составе Московского патриархата в форме совокупности епархий, в XX веке преобразованная в Украинский Экзархат и ставшая независимой УПЦ в 1990 г. В этом смысле Грамота патриарха Алексия II действительно является неким свидетельством о рождении, как сказал прот. Александр Бахов.

Почему ПЦУ возникла на пустом месте

Здесь сразу же следует ответить на вопрос об Украинской автокефальной православной церкви, которая появилась в 1920-х годах, не является ли и она также правопреемницей Киевской Митрополии? Ведь именно от УАПЦ произошла УПЦ КП, а затем - и ПЦУ. Нет, УАПЦ правопреемницей не является, поскольку решение о ее создании было принято на так называемом Первом Всеукраинском соборе в Софии Киевской в октябре 1921 г., (при власти большевиков и с их одобрения), в котором ни один епископ не принимал участия, а как известно: без епископа нет Церкви. Невозможность привлечь на свою сторону хоть кого-то из архиереев вынудила инициаторов собора прибегнуть к кощунству. Они «рукоположили» своего «епископа» Василия Липкивского силами священников, использовав при этом мощи священномученика Макария Киевского. За это действо им справедливо дали прозвище «самосвяты». Так что, УАПЦ никак не может считаться не только правопреемницей Киевской Митрополии, но и канонической православной церковью вообще.

О чем написано в Грамоте патриарха Алексия?

Еще один пример критики антипатиков УПЦ. Людмила Филиппович, вице-президент Украинской ассоциации религиоведов, доктор философских наук в интервью программе «Факты ICTV» заявила, что в Грамоте патриарха Алексия II «в первых строках» написано, что УПЦ является частью РПЦ. «И попытайтесь теперь возразить. Или они не дочитали или не доработали эти вещи. Вы можете заявлять все, что угодно. Но ведь мы судим не по словам, а по действиям», – подчеркнула Филиппович.

Что ж давайте прочитаем Грамоту патриарха Алексия II и посмотрим, что там говорится в первых строчках.

«Мы, смиренный Алексий II, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25-27 октября 1990 года в Свято-Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего, 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности, — благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года епископатом Украинской Православной Церкви, — ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениями сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви.

Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов.

Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святый Дух — да укрепляет всегда Святую Православную Украинскую Церковь, да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой Полноты ея».

Как видим, четких формулировок, что УПЦ входит в состав РПЦ в Грамоте патриарха Алексия II нет. Есть слова, что УПЦ соединена со Вселенским Православием через РПЦ. Но опять же, это приводится как факт, имевший место в то время, а не как обстоятельство, обуславливающее действительность Грамоты. Этот способ «соединения», был отображен и в Уставе УПЦ.

Однако сейчас, после решений Собора УПЦ в Феофании 27 мая 2022 г. о полной независимости УПЦ, этот пункт из Устава убрали. УПЦ связана с «Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью» не через РПЦ, а непосредственно. И это никак не влияет на действительность Грамоты. В тексте Грамоты указано обстоятельство, которым обусловлена действительность Грамоты, оно следующее: «Украинская Православная Церковь, <…> без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов». Как известно, УПЦ ничего не изменяла ни в догматах, ни в канонах, а значит нет никаких оснований говорить о ее неканоничности или недействительности Грамоты патриарха Алексия II.

Если логически развивать идею о Грамоте как о «свидетельстве о рождении» УПЦ и делать это в контексте установления правопреемственности, то можно прийти к следующему.

Грамота – документ, доказывающий преемство УПЦ от Церкви князя Владимира

Сейчас и УПЦ и ПЦУ претендуют на то чтобы считаться правопреемниками Киевской Митрополии. Если проводить аналогию с гражданским правом в сфере наследования, то для того, чтобы получить наследство необходимо не только заявление претендента на наследство, но и документ, который свидетельствует о праве наследования. Для УПЦ в качестве такого документа может рассматриваться именно Грамота патриарха Алексия II. Также, как и в гражданских делах основным правоустанавливающим документом является именно свидетельство о рождении, а не паспорт, который всего лишь устанавливает личность, но не указывает на правовую связь наследника и наследодателя. Все остальные документы являются дополнительными и уточняющими.

До октября 1990 г. Церковь на территории УССР называлась: Украинский экзархат РПЦ, других не было. Архиерейский Собор РПЦ от 25-26 октября 1990 г. утвердил структурные изменения и установил право на существование Украинской Православной Церкви со всеми правами имущественного и исторического наследования, а также с повышением канонического статуса до автономной Церкви. На основе этого решения появилась Грамота патриарха Алексия II. И уже на основе этого решения и Грамоты был созван Собор УПЦ, который принял первую редакцию Устава УПЦ.

Таким образом, можно считать, что указанная патриаршая Грамота действительно является своеобразным свидетельством о рождении, а значит и свидетельством о праве наследования имущественного и исторического наследия Киевской Митрополии и Украинского экзархата.

Теперь появился еще один претендент на наследство – ПЦУ. У них нет «свидетельства о рождении» есть только «паспорт», под которым можно подразумевать Томос и решение Константинопольского патриархата, что Фанар забирает назад Киевскую Митрополию. Это решение не более чем заявление о том, что когда-то, 300 лет назад Константинопольский патриархат имел в Украине свои имущественные и канонические права. Для ПЦУ, по аналогии с гражданскими делами о наследстве, это как справка про анализ ДНК, свидетельствующий о связи 300 летней давности с предком, который имел здесь какие-то права.

Кому гражданский суд отдаст предпочтение, претенденту со свидетельством о рождении или претенденту со справкой? Ответ очевиден. Вот поэтому антипатики УПЦ так активно подталкивают ее к тому, чтобы отказаться от Грамоты патриарха Алексия II. Подталкивают на том основании, что она мол - свидетельство имперскости, советского прошлого и т.д. И если УПЦ от нее откажется, то претензии УПЦ и ПЦУ на наследство Киевской Митрополии будут выглядеть как равнозначные.

Но как сказал на итоговой пресс-конференции протоиерей Сергей Ющик: «Я получил свидетельство о рождении 42 года назад. Это была другая страна, с другим названием», но тот факт, что на этом свидетельстве изображен герб СССР отнюдь не делает его недействительным. Также и с Грамотой патриарха Алексия II.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/70546-strasti-po-hramote-patriarkha-a...