СТРАШНЫЕ ЗНАМЕНИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ
«Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мк. 13:24–25).
Церковь готовит нас к предпостовому воскресенью, в которое мы в очередной раз коллективно вспомним о грядущем Страшном суде. Накануне произойдут не менее жуткие для привыкшего к рациональному развитию событий человеческого разума события. Природные катаклизмы завершатся возвращением в мир Спасителя. С ним придут и Ангелы, которым Христос поручит собрать воедино всех рассеянных по миру христиан. Что будет с остальными людьми? По словам святителя Иоанна Златоуста, «они понесут не только то наказание, но и это», то есть пострадают от катастрофы видимого мира, а затем их души столкнутся с бездной духовного мира… Звучит, словно строки из сценария фантастического фильма, правда? Тем логичнее для цивилизации именно такой конец, когда онтологической потребности в Боге и искренней веры в Него будет настолько ничтожно мало в людях, что единственным способом достучаться до них будет вот такое сверхъестественное вторжение в стройные законы пространства и времени.
Страх, как известно, парализует волю. Зачем Спаситель сказал об этом апостолам, почему апостолы записали эти слова и для чего Православная Церковь акцентирует на них внимание в канун Недели о Страшном суде? Хочется крикнуть: «Не надо нагнетать! Испытаний нам и так хватает!» Но в словах Христа лишь отражены сцены будущего с описанием ролей людей в зависимости от их свободного выбора в дни спокойного течения их личного времени. Времени, которое нужно правильно употребить.
Что всегда поражает в христианах, живущих в духе, – это удивительные спокойствие, умиротворенность и радостный настрой, сохраняемый ими, несмотря порой даже на выпавшие на их долю испытания. Дело в том, что эти люди любят Бога. Не на словах, а самим фактом своей жизни. Во-первых, они разговаривают с Ним. И с помощью прошедших века дивных слов церковнославянского языка, и «глаголами», идущими от сердца. Выстраивание связи с Богом – очень личный процесс. Поскольку Бог есть Личность, то разговор с Ним необходим, и как с Личностью, а не абстракцией. Тем более что Он называет Себя нашим Другом. А как иначе разговаривать с другом, как не по душам, о наболевшем, обращаясь за помощью? И именно общение с Богом есть первый способ получения той преображающей благодати, которая озаряет наш разум. То же происходит и во время участия в Таинствах Церкви. Они, естественно, всегда предваряют призывающие благодать Божию молитвы. Соединяясь с Богом, человек получает ту частичку вечностного спокойствия, которое перекрывает все мирские тревоги. О чем горевать, когда ты под защитой и в единстве с Создателем вселенной?
Во-вторых, у христиан в духе происходит постоянный процесс собирания внимания на закрепление тех евангельских истин, что отражены в Предании прямо, из уст Самого Христа, или уже в интерпретации отцов и учителей Церкви. Мало прочитать, стоит размышлять над прочитанным и суметь выразить евангельский текст в личном поступке. «Возлюби ближнего» – здорово звучит. Христос дал человеку базу, а творчески реализовать эту идею в поступке предстоит каждому верующему самостоятельно. Это и есть жизнь по вере – деятельное христианство, заключенное в персональном подвиге, выходе за рамки привычного и уютного поведенческого эгоизма. Всегда думать: а как было бы полезно для ближнего? И что я могу сделать для Бога? Ум верующего всегда обращен к сокровищам христианской мудрости. И это также приближает к Богу, делает подобным Ему, потому что человек меняет образ мыслей и действий в соответствии с тем, чему учит Господь.
И как бы ни было плохо и зло не восставало в мире, сплетаясь в страшные лабиринты, из которых, кажется, нет выхода, не нужно отчаиваться, но важно сохранять уверенность в Боге. Именно эта уверенность поможет преодолеть любые испытания и даст понимание того, что Создатель любит нас и жизнь будущего века в тысячу крат ценнее того, чем мы владеем сейчас. Страшный суд и предшествующие ему события, вспоминаемые Церковью, выступают предостережением, своего рода мотивацией, которые наряду с заповедями счастья помогают нам сохранять внимание и усердие в трудах на ниве восхождения к образу Божию. Не нужно бояться, нужно просто верить. А Бог – не оставит, пусть даже за окном померкло солнце, луна не дала света, а силы небесные поколебались.
Владимир Басенков
https://pravlife.org/ru/content/strashnye-znameniya-i-hristianskoe-spoko...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии