Стихийной духовная жизнь быть не должна. Священник Димитрий Фетисов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Священник Димитрий Фетисов

Отвечая на критику такого достойного оппонента, как отец Димитрий Шишкин, не могу не заметить, что… мало уместно здесь слово «оппонент». Признаюсь, если бы я прочитал его статью вне полемического контекста, я, в целом согласившись с прочитанным, щелкнул бы курсором по позиции «нравится» и занялся бы преспокойно другими делами. Но поскольку текст был написан в ответ на мою статью«Почувствовать Бога», он поначалу меня немного озадачил. Меня удивил и, пожалуй, даже немного расстроил тот факт, что дорогой отец Димитрий полемизирует с некоторыми «моими» мыслями и посылами, коих я не имел в виду при написании собственного опуса. Ну что ж, поделом мне: ведь если возникла возможность столь серьезного разночтения, значит, какие-то свои мысли я действительно выразил недостаточно четко. Или слишком энергично «свалил все в одну кучу».

Пожалуй, «расплывшись» в тексте, я действительно недостаточно четко разграничил три темы, на которые и указывает мой уважаемый тёзка и собрат во Христе: 1) об «окамененном нечувствии», 2) об истинных и благих переживаниях и чувствованиях и 3) об экзальтации. Должен сразу сказать, что в публицистических текстах я и не стараюсь ставить себе такие глобальные задачи, как рассказать понемногу о многом, раскрыть первое, второе, третье, четвертое… И так до тех пор, пока даже самый терпеливый читатель не щелкнет «закрыть вкладку» по причине нестерпимой рези в глазах и зуда в черепной коробке. Задача колонки в интернет-формате, на мой взгляд, скромнее: привлечь внимание читателя к какой-либо теме, не претендуя на ее выработку «до дна», или, наоборот, разобрать тему подробно, но тогда сама тема не должна быть слишком объемной.

Речь шла о попытках христиан – чаще всего новоначальных – слишком слепо отдаваться любому своему чувству, своему хотению-нехотению в вопросах духовной жизни

Несомненным недостатком моей статьи является то, что я, видимо, недостаточно четко указал: я не планирую презентовать собственный «учебник аскетического делания», а лишь желаю сделать пару замечаний о попытках христиан – чаще всего новоначальных – слишком слепо отдаваться любому своему чувству, своему хотению-нехотению в вопросах духовной жизни. Я хотел рассмотреть не духовную жизнь вообще – «вообще» ее можно только проживать, – а в формате интернет-колонки можно лишь обратить внимание на отдельные аспекты духовной жизни. В данном случае я стремился говорить о крайностях, впадая в которые, христианин рискует подменить духовную жизнь душевным, эмоциональным суррогатом и выпасть из-под благодатного покрова Церковных Таинств по причине чрезмерного доверия любому чувственному наитию типа: «Ах, мне сегодня что-то расхотелось причащаться!» Повторюсь, речь я вел именно о крайностях. Конечно, если рассматривать предложенные мною меры по борьбе с этим явлением как рецепт духовной жизни вообще – «рецепт» будет, безусловно «кривоватеньким» и вызывающим ответную критику. Жаль, что я, видимо, нечетко выразил свою мысль, чем и ввел в заблуждение отца Димитрия. Если уж опытный и образованный батюшка, прочитав мой опус, заподозрил во мне симпатии к католической аскетике (по сути, утопающей в чувственности), то чего же ждать от обычных воцерковляющихся и воцерковлённых прихожан, в великом множестве посещающих сайт Pravoslavie.Ru

К тому же, конечно, я не привёл живых положительных примеров, чтобы проиллюстрировать, каким мне представляется идеал христианина, нашедшего золотую середину между крайностями, между «окамененным нечувствием» и экзальтацией, и с помощью Божией восстановившего свою способность к познанию сути вещей (а равно и цельности чувств в их органичном соединении с другими составами человеческого естества), утраченной нашими прародителями в грехопадении.

Подводя итоги, скажу, что абсолютно согласен с тем, что текст мой критиковать стоило, дабы этим я мог возрастать во внимании к произносимому слову. Но есть и другой аспект: в замечаниях отца Димитрия мне встретились и такие моменты, которые принять на свой счет я не могу даже ради эффектного, но, увы, показного в данном случае, смирения. С чем я не согласен?

Я категорически не согласен с изначальным утверждением отца Димитрия, будто бы из моей статьи следует, что «“нечувствие” является нормой» в жизни православного христианина. Полностью согласен с моим оппонентом, говорящим о том, что это весьма «тревожный сигнал, являющийся поводом для самоукорения и сокрушения сердечного». Хочу подчеркнуть, что из моей статьи вовсе не следует, будто бы такое состояние является нормальным и с ним не следует бороться. Тем паче я согласен с отцом Димитрием в том, что «нельзя говорить, что человек может жить духовной жизнью вне осознания этой жизни, вне духовных переживаний. И говорить о том, что чувства благоговения, покаяния и сокрушения являются необязательными в духовной жизни – это замечание неосторожное и притом опасное». Однако подобного – действительно вопиющего – замечания я в собственном тексте найти и не смог… А текст был точно мой, и вроде бы – тот самый…

Иногда следует понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах, а не ждать, когда нахлынут возвышенные чувства. В данном случае очень самонадеянно и даже прелестно ждать «наития»

По данному поводу я лишь писал, что иногда следует понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах, а не ждать, когда нахлынут возвышенные чувства, чтобы лишь тогда – если нахлынут – причащаться. Так ведь и не дождаться можно. Да, молитву и, например, исповедь нельзя сравнить с привычкой чистить зубы (к которой тебя сначала настоятельно приучают, а потом ты этот полезный навык и не замечаешь вовсе), а поход в храм – это всё-таки не поход в спортзал… Но и стихийной духовная жизнь быть не должна. В данном случае очень самонадеянно и даже прелестно ждать «наития». И «спотыкается» здесь, как правило, даже не «неофит», а тот, кто только-только начинает интересоваться духовной жизнью.

Так, буквально на днях, находясь в сельской местности, я познакомился с одним фермером, который, распознав во мне священника, очень долго убеждал меня, что Бог и загробная жизнь действительно существуют. Когда я с радостью согласился с этим утверждением, он мне значительно пояснил, что в связи с этим ему раз в году, в Великий Четверг, необходимо посещать храм и даже причащаться. На мой вопрос, почему же он, будучи верующим человеком, столь редко посещает храм и причащается (проживая, кстати, совсем недалеко от церкви), мой собеседник важно ответил, что, дескать, хоть он это делает и редко, но зато не как все остальные, а с истинным духовным жаром и сокрушением сердечным.

Говоря в статье о «недоверии своим, даже возвышенным, чувствам» я подразумеваю вовсе не полное и безапелляционное исключение чувственной сферы бытия человека из Богообщения и не вступаю этим, как это следует из замечаний отца Димитрия, в конфонтацию со святителем Григорием Паламой, но имею в виду то же, что и автор критики – трезвение.

Подозревать в любом посетившем тебя чувстве «объективность» – это опасная крайность

На моё утверждение о том, что все мы (за исключением людей, достигших определённого опыта Богопознания) находимся в той или иной степени в прелести, автор возражает, что это не совсем так и «это вовсе не означает, что мы не способны объективно оценить явления духовного мира и своё состояние». Данное утверждение, на мой взгляд, нивелирует саму проблему грехопадения, исказившего нашу «объективность» до неузнаваемости. Да, вместе с Богопознанием, вместе с работой по очищению сердца от страстей человеку возвращается и дар истинного познания себя и мира. Но подозревать в любом посетившем тебя наитии, в любом чувстве «объективность» – это опасная крайность.

Я всё же настаиваю на том, что послушание, хотя бы в форме совещания со священником, «советования», позволяет нам в значительной мере избежать состояния прелести и, смирившись, в какой-то мере узреть своё падение и несовершенство (но далеко не полностью – иначе бы мы умерли от ужаса и отчаяния) и начать духовное возрастание. Собственно, и отец Димитрий говорит о послушании, как советовании с рассуждением. Но в данном случае не совсем понятно, почему он начинает критиковать понятие «безусловного послушания» (этим термином я не оперировал вовсе, имея в виду духовника или приходского пастыря как доброго советника в вопросах молитвы и участия в Таинствах, но не старца) словами святителя Игнатия Брянчанинова, которые относятся, в общем-то, к проблеме младостарчества.

Мне не раз доводилось видеть, как, вырывая мысли святителя Игнатия о невозможности абсолютного послушания из контекста, многие начинали отрицать послушание вообще

Кстати, мне не раз доводилось видеть, как, вырывая эти мысли святителя Игнатия о невозможности абсолютного послушания «ввиду отсутствия ныне духовно зрелых руководителей» из контекста, многие начинали отрицать послушание вообще. Таковые совершенно самочинно назначали себе молитвенное правило и пост (впадая здесь в крайности) или совершенно не слушались своего мужа, игумена или архиерея, самонадеянно говоря при этом что «он (муж, игумен, архиерей) – духовно неопытный человек, а святитель Игнатий таковых слушаться не советовал».

Священника-духовника я вижу вовсе не как старца, но как терапевта, который давно знает своего пациента и может быстрее определить причину заболевания

Я считаю, что помимо мистики послушания (кто не отмечал, что взятое даже у незнакомого священника благословение, например, «на дорогу», действительно, по милости Божией, хранит нас), христианину необходим просто объективный, оценивающий взгляд «со стороны». Здесь священника-духовника я вижу вовсе не как старца, эффектно повелевающего высаживать вверх корешками рассаду, но как терапевта, который давно знает своего пациента и может его, в случае необходимости, предостеречь от опасности, может быстрее определить причину того или иного заболевания, исходя из истории болезни, а не только краткого наблюдения за симптомами, заметными постороннему наблюдателю лишь здесь и сейчас.

И речь, конечно же, не идёт о том, что решение всех вопросов и запросов духовной жизни нужно «повесить» на батюшку, а самим не «алкать» и не «жаждать» Богообщения…

А в целом, дорогой батюшка, я могу лишь поблагодарить вас за возможность еще раз вернуться к затронутой мной теме и «поработать над ошибками»!

http://www.pravoslavie.ru/put/74068.htm