Стенопись тяжёлых времён. Светлана Липатова
Культура России начала первой четверти XVIII века прочно ассоциируется с преобразованиями Петра Великого и светским характером всего изобразительного искусства. Под началом государя-реформатора активно развивались гражданская архитектура, скульптура, живопись на аллегорические сюжеты, а в возводимом Петербурге работали приглашенные иностранные архитекторы и художники. Мало кто знает, что от этой эпохи до наших дней сохранились не только дворцы с барочным декором, гравюры и полотна, созданные с оглядкой на западное искусство, но и великолепные храмовые росписи. В них продолжали жить многовековые традиции древнерусской монументальной живописи.
Рождество Христово. Роспись свода ц. Николы в Меленках. 1705-1707 гг. Ярославль
Храмы и фрески
В 1700-1710-е годы более десятка храмов в разных городах России были украшены росписями. Каждая из них открывала перед молящимися огромный мир христианской истории, представляла подробные картины притч и житийных событий. Все эти памятники были яркими отблесками расцвета поздней храмовой живописи, пришедшегося на вторую половину XVII века. Но если фресковые ансамбли церкви Троицы в Никитниках в Москве (1650-е), церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680) и собора Ипатьевского монастыря в Костроме (1684) стали известны как шедевры мирового уровня, то росписи начала XVIII века оказались забытыми и практически не исследованными даже специалистами.
Чаще всего они выполнялись в храмах, построенных в конце предыдущего столетия. Так, Знаменский собор в Новгороде, возведенный в 1682-1688 годах, был расписан костромскими изографами в 1702 году. В ярославской церкви Святителя Николая в Меленках 1672 года работы по украшению интерьера фресками начались только в 1705 году. Собор московского Сретенского монастыря стоял нерасписанным почти тридцать лет с момента возведения. С вышедшим в 1714 году царским указом о запрете каменного строительства во всех городах, кроме Санкт-Петербурга, для художников-монументалистов наступили тяжелые времена. Некоторые из них уезжали на заработки в новую столицу, другие писали в основном иконы. Новые храмы не возводились, крупные заказы были единичны, и 1720-е годы стали временем угасания искусства стенописи.
Страшный суд. Деталь. Роспись западной стены Знаменского собора в Новгороде Великом. 1702 г.
Знаменский собор в Новгороде, возведенный в 1682-1688 годах, был расписан костромскими изографами в 1702 году. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны, собор многие годы является музеем, сохраняющим фрески. К сожалению, они дошли до наших дней не полностью.
Два Федора
Принцип работы изографов в начале XVIII века был традиционен. К росписи храма приступала большая артель, во главе которой стоял самый опытный художник-знаменщик, размечавший («знаменивший») основные композиции. Выдающимися знаменщиками петровской эпохи были два ярославских мастера — Федор Игнатьев и Федор Федоров. Оба они были художниками, сформировавшимися в XVII веке, имели блестящую выучку, уверенно владели рисунком и живописными приемами. Из летописных надписей, располагавшихся на стенах церквей, достоверно известно, что под руководством Федорова были выполнены росписи в Николо-Меленской церкви в Ярославле. На ее сводах, стенах, арках и столпах написаны более четырехсот сюжетов, отличающихся необычайно захватывающим повествовательным языком. Под началом Игнатьева в 1711 году создавались фрески церкви Рождества Богородицы в Больших Солях (ныне поселок Некрасовское Ярославской области), воспевающие Пресвятую Деву в композициях акафиста и сценах из ее земного жития. Игнатьев и Федоров в 1715 году вместе работали над созданием ансамбля Федоровской церкви в Ярославле (ныне кафедральный собор города). В многочисленных циклах этой росписи, исполненной с неподдельным артистизмом, перед зрителями разворачиваются сцены морских и сухопутных сражений, а на фоне сложных архитектурных и пейзажных кулис идут многолюдные крестные ходы.
Юный пастух. Деталь композиции «Рождество Христово». Роспись собора Сретенского монастыря в Москве. 1707 г.
Собор московского Сретенского монастыря (1679) стоял нерасписанным почти тридцать лет с момента возведения. Росписи собора производят впечатление прежде всего своим крупным масштабом.
Смерть Федора Игнатьева в 1720 году совпадает с началом отмеченного нами упадка монументальной живописи. Однако Федор Федоров, будучи уже семидесятилетним стариком, в последний раз руководит росписью ярославской церкви Михаила Архангела в 1731 году, передавая свои бесценные знания новому поколению художников.
С пестротой без простоты
Хотя в стенописях двух первых десятилетий XVIII века нет той полноты бытия, жизнерадостности и грациозности, что содержалась в образцах предыдущего века, они обладают своим неповторимым очарованием. В них сохраняется стремление представить зрителю как можно больше реалистичных подробностей, сближая, таким образом, мир земной и мир небесный. Художники создавали ощущение открытости и доступности святых, живущих во фресках в том ритме и в той обстановке, которые близки и понятны активному деятельному человеку Нового времени. В этих чертах росписи Никольской и Федоровской церквей схожи с их предшественницей — чрезвычайно насыщенной сюжетами и деталями стенописью церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль, 1694).
Роспись Федоровского собора в Ярославле. Фото 1911 г., выполненное С.М. Прокудиным-Горским.
Выдающимися знаменщиками петровской эпохи были два ярославских мастера — Федор Игнатьев и Федор Федоров. В 1715 году они вместе работали над созданием ансамбля Федоровской церкви в Ярославле (ныне кафедральный собор города). В многочисленных циклах этой росписи перед зрителями разворачиваются сцены морских и сухопутных сражений, а на фоне сложных архитектурных и пейзажных кулис идут многолюдные крестные ходы.
Всматриваясь в поздние фрески, поражаешься остроте чувства, с которым в них переживаются библейская история и особенно последние дни земной жизни Спасителя. Состав росписей, иконография, подбор редких сюжетов и святых свидетельствуют об энциклопедических познаниях их создателей. Источниками служили разнообразные сборники проповедей и поучений. К примеру, в роспись церкви Благовещения на Волжском берегу в Ярославле (1709) включены чудеса Пресвятой Богородицы, описанные в книге «Небо Новое» архимандрита Иоаникия Галятовского. Современные художникам умонастроения также находили отражение во фресках. В связи с церковными реформами и обостренностью вопросов веры с конца XVII века становятся популярными повествовательные циклы с изображениями святых апостолов, которых подвергают мучениям и казням за проповедь христианства. Они широко представлены в росписях Никольской церкви в Меленках, Федоровском соборе, церкви Иоанна Предтечи в Вологде (1717). В росписи собора Сретенского монастыря (1707), которой присущи сдержанность и лаконизм, эта тема не получает драматической трактовки, однако крупные ростовые фигуры апостолов с символами их мучений занимают подпружные арки сводов. В алтаре этого собора располагаются иконные портреты (парсуны) иерархов Русской Православной Церкви, включая последнего патриарха Адриана. Безусловно, эти изображения явились реакцией на изменения в атмосфере церковной жизни начала XVIII века. Хотя до учреждения Синода оставалось еще несколько лет, беспокоивший всех факт, что за прошедшие годы после смерти Адриана так и не был выбран новый предстоятель, отразился в росписи.
Сохраняя или теряя
Каждый памятник монументальной живописи — уникальная иконографическая, композиционная и колористическая система. Несмотря на принадлежность росписей к одной эпохе и даже одним мастерам, они удивительно прекрасны в своем многообразии. Так, фрески церкви Иоанна Предтечи в Вологде измельчены и имеют несколько дробный характер, тогда как росписи собора Сретенского монастыря производят впечатление прежде всего своим крупным масштабом.
Роспись ц. Иоанна Предтечи в Рощенье. 1717 г., Вологда
С конца XVII века становятся чрезвычайно популярными повествовательные циклы с изображениями святых апостолов, которых подвергают мучениям и казням за проповедь христианства. Они широко представлены в росписях церкви Иоанна Предтечи в Вологде (1710).
Забвение, которому были преданы храмы, а с ними и поздние русские стенописи на протяжении почти всего XX века, приводило к значительному ухудшению их сохранности. Благодаря самоотверженному труду реставраторов спасены многочисленные росписи в Ярославле. Знаменский собор в Новгороде, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны, многие годы является музеем, сохраняющим фрески. К сожалению, они дошли до наших дней не полностью. В 2005 году раскрыты из-под многолетней копоти и грязи фрески Сретенского монастыря. Росписи церкви Иоанна Предтечи в Вологде, находящиеся в холодном, даже летом не прогревающемся храме, еще только ждут реставрации. Хочется надеяться, что все эти памятники со временем займут достойное место в истории искусства петровского времени и откроют прекрасный мир русского человека, жившего в непростую эпоху рубежа XVII и XVIII столетий.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=84§ion=10031&article=1635
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии