"Ставроанастасима" - Крестовоскресные слова. Симеон Новый Богослов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобный Симеон Новый Богослов

Здесь собраны отрывки из различных слов преподобного Симеона Нового Богослова, которые  объединены одной темой - страданий и воскресения нашего Спасителя.

Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога – как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата?

I. О КРЕСТЕ

Христос, Иисус,
Спаситель и Царь всего – свет;
хлеб Его пречистой Плоти – свет;
чаша Его честной Крови – свет;
Его воскресение – свет;
Его лицо – свет;
Его руки, пальцы, уста – свет;
Его глаза – свет.

(3-е Богословское слово)

В рае от мужа произошла жена – мать всех родившихся от земли.

В Церкви верных от жены родился муж – Христос Бог наш – начало и жизнь всех возрождающихся духовно верой в Него.

Там – дерево познания добра и зла, ставшее причиной смерти первородителей, когда они вкусили от его плода. Здесь – дерево креста, где Христос – второй Адам и Бог – был пригвожден в руки за руки Адама, которые прикоснулись к плоду, и в ноги за ноги, которые спешили навстречу преслушанию.

И если Адам, попробовав плод того дерева, стал причиной смерти и проклятия для всех, кто от него произошел, то Христос и Бог, вкусив желчи и испив уксуса, избавил их от проклятья, освободил от смертного тления и всем верующим в Него даровал вечную жизнь, дав им возможность уже в этом мире жить равноангельным сообществом.

(2-е Нравственное слово, 7)

Когда кто-нибудь вложит в свой ум, какие страдания претерпел за него бесстрастный по природе Сын Божий: предательство ученика, оковы, претерпленные Им от хулителей, то, как Его волочили подобно злодею, предали как преступника Пилату, как Он был заушаем от раба и молча принимал осуждение на смерть (Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (Ин. 19,10)), затем бичевание, осмеяние, оскорбления, багряницу, трость, которой богораспинатели били Его по пречистой главе, терновый венец и крест, который нес на Себе содержащий Своим словом миры, – когда задумается над тем, как Он был выведен за город на Лобное место, когда Его окружили палачи и воины вместе с толпой, следовавшей за Ним с тем, чтобы посмотреть на зрелище, как Ангелы ужасались с неба, а Бог и Отец видел единосущного, единопрестольного и единочестного Сына, понесшего все это от нечестивых иудеев, вспомнит, что Он был повешен на кресте обнаженным, пригвожденным в руки и ноги, прободенным копьем в ребро, напоенным желчью и уксусом, и все это Он не только терпеливо претерпел, но и молился за своих распинателей, – как не возлюбит Его всем своим сердцем?

(1-е Нравственное слово, 11)

Христос называется тельцом потому, что как рога высоко поднимает крест, на котором враги распяли и умертвили Его и которым Он наносит врагу смертельную рану.

(1-е Нравственное слово)

Подражай своему Христу и Богу. Пострадай и ты за свое спасение, как Он пострадал за тебя.

Услышь, как связанного Господа волочат подобно убийце и злодею, как унижают Его перед Пилатом, как Он принимает пощечину от раба, как Его заключают в темницу, как выводят из темницы, как Он влачится воинами и как Пилат предает Его народу, говоря: Возьмите Его вы и распните (Ин. 19,6).

Рассуди, что терпит, предавшись в их руки, Тот, Кто находится превыше всех небес и содержит все в Своей руке: Его толкают в разные стороны, бьют кулаками, заушают, осмеивают, бичуют, а затем ведут в преторию, раздевают – Того, Кто непостижим для всей твари и даже Серафимов, – привязывают к столбу и дают сорок ударов, что означает осуждение на смерть.

Что дальше? Его, издеваясь, облачают в красную хламиду, дают пощечину и спрашивают:

Кто ударил Тебя?

Его увенчивают тернием, поклоняются Ему, издеваются, плюют на Него и с насмешкой говорят:

Вот, Царь Иудейский, – затем опять одевают Его в Его одежду, обвязывают шею веревкой и влачат на смерть. Его заставляют нести крест, и, дойдя до места мучения, Он видит, как воздвигают этот крест. В это время Его оставляют друзья и ученики. Затем Его вновь раздевают и прибивают ко кресту; солдаты пригвождают руки и ноги, поднимают крест, поят Его желчью, прободают ребро, разбойник хулит Его, а толпа смеется над Ним, говоря:

Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого;.. сойди с креста (Мф.27,40).

Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф. 27,42).

И после всех этих страданий Он благодарит и молится за Своих распинателей, пока, наконец, не предает души в руки Своего Отца.

(6-е Огласительное слово)

Господь и Бог наш Иисус, ни в чем не провинившись, был заушаем для того, чтобы грешники, которые будут подражать Ему, не только получали оставление своих грехов, но и становились через послушание сопричастниками Его Божества.

Он был Богом и стал ради нас человеком. Был заушаем, поругаем и распинаем. И всем тем, чем пострадал бесстрастный по Божеству, Он как бы учит и говорит каждому из нас:

«Если хочешь, человек, стать богом, удостоиться вечной жизни и жить вместе со Мной – то есть всего того, чего не достиг твой праотец (Адам), ибо стремился к этому злым путем,– смирись, как и Я смирился за тебя, избегай самонадеянности и демонской гордости, прими заушения, пощечины; претерпи их до смерти и не стыдись.

Если ты постыдишься претерпеть за Мои заповеди что-либо из этого, как Я, Бог, претерпел за тебя, то и Я посчитаю для Себя за стыд, чтобы ты был рядом со Мной во время славного Моего пришествия, и скажу Своим Ангелам:

«Этот постыдился исповедать Меня из-за Моего уничижения и не соизволил оставить мир, чтобы стать подобным Мне. Сейчас же он обнажился тленной славы, тогда как Я прославился в бессмертной славе Отца Моего, и Мне стыдно даже видеть его. Итак, бросьте его снаружи:

Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа (Ис. 26,10).»

Трепещите, люди, убойтесь и терпите с радостью оскорбления, которые Бог претерпел за наше спасение. Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога – как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата? Если бы и Он не захотел стать человеком для тебя и оставил бы тебя до сего дня лежать в падении, то не был бы ли ты сейчас на дне ада, несчастный, с неверными и злочестивыми?

Но что скажем тем, кто оставил все и стал нищим ради Царства Небесного?

Брат, ты обнищал и уподобился Господу Христу и Богу своему. Ты видишь, как Тот, Кто находится превыше всех небес, живет и соизменяется вместе с тобой. То есть на всем духовном пути человека Господь всегда пребывает рядом с ним, как бы восходя вместе с ним «от славы в славу». Вот, вы идете вдвоем, кто-то встречает вас на пути жизни, дает пощечину твоему Владыке, дает и тебе. Владыка не прекословит, а ты отвечаешь тем же? – «Да, – говорит, – потому что Он сказал заушавшему Его:

Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18,23)» -

Однако Он сказал это не противореча, как тебе кажется, но так как Сам

не сотворил греха, и не обрелось лести в устах Его,

Он сказал эти слова для того, чтобы не показалось, будто раб справедливо ударил Его, говоря:

Так отвечаешь Ты первосвященнику? (Ин. 18,22),– будто Он действительно согрешил, но чтобы доказать Свою невиновность. Мы же, виновные во множестве грехов, не подобны Ему.

Далее, несмотря на то, что Он претерпел намного больше этого, не проронил и слова, но молился за Своих распинателей.

Он, хотя Его и осмеивали, не раздражался, а ты ропщешь?

Он терпит оплевания, пощечины и бичевания, а ты не можешь потерпеть и одного жесткого слова?

Он принимает крест, боль от гвоздей и бесчестную смерть, а ты не можешь совершить смиренное служение?

Так как же тебе стать сообщником в Его славе, если ты не можешь быть сообщником в Его бесчестной смерти? Воистину напрасно оставил ты свое богатство, если не несешь своего креста, то есть не терпишь нападения всех искушений. Из-за этого ты остаешься на дороге жизни один, и, к сожалению, отделяешься от сладчайшего своего Владыки и Бога!

(26-е Огласительное слово)

II. О КРЕСТЕ И ВОСКРЕСЕНИИ

Как от ребра, то есть от женщины, на все тело, то есть на весь человеческий род, передалось проклятие, так опять через ребро, то есть через Господне тело, всему человечеству передалось благословение. Поэтому Он сошел во Ад, чтобы Его присутствие и спасение достигло также тех Святых, которые жили до Его пришествия на землю, чтобы соединить всех от века усопших Святых с теми Святыми, которые будут до скончания века; именно поэтому Он расположился во гробе, чтобы смертью Своего собственного тела сделать соучастниками в жизни и вечном воскресении ранее усопшие тела.

(2-е Нравственное слово, 2)

Поэтому я говорю и не перестану повторять, что тот, кто не стал подражателем в страстях Христовых через покаяние и послушание и не соделался соучастником Его смерти, не будет также соучастником в духовном воскресении и не получит Святого Духа. Потому что воскресение происходит через Святого Духа. И я не имею в виду воскресения тел, которое произойдет в конце мира (когда вострубит Ангел и воскреснут мертвые тела), но духовное возрождение и воскресение, которое каждый день совершается в духовно мертвых душах. Именно его дарует через Святого Духа Тот, Кто единожды умер и воскрес. Он Сам воскресает посредством всех и во всех тех, кто живет достойно, и совоскрешает души, которые свободно и с верой умерли вместе с Ним, уже здесь даруя им Царство Небесное.

(6-е Огласительное слово)

Бог всяческих пришел в теле на землю для того, чтобы преобразить и обновить человека и благословить всю тварь, которая была проклята из-за человека.

Прежде всего Он оживотворил душу, которую принял, и, обессмертив ее, обожил. Его же пречистое и Божественное тело, хотя и было обожено, оставалось тленным и вещественным, потому что несомненно тленным и вещественным является тело, которое ест и пьет, устает и потеет, связывается и избивается, поднимается на крест и пригвождается. Все это суть свойства тленного тела. Поэтому оно умерло и было положено во гроб мертвым. Однако после Его воскресения воскресло и тело: нетленное, духовное, все божественное и все как бы нетелесное. Именно поэтому Он не тронул печатей гроба при выходе, но беспрепятственно входил и выходил через закрытые двери.

Однако почему вместе с душой Он не соделал нетленным и тело, которое принял? – Потому, что и Адам, вкушая запретный плод, сразу же после падения умер душой, тогда как телом – через много лет. Поэтому и Христос сначала воскресил, оживотворил и обожил душу, которая была наказана епитимьей смерти, а потом позаботился и о теле, которое, согласно древнему определению, через смерть возвращалось в землю, дав ему нетление через воскресение. И не только это, но также спустился во ад, освобождая из темницы души заключенных там cвятых и переводя их в место упокоения и невечернего света. Тел же их Он не воскресил, но оставил в гробах до общего воскресения.

Итак, то таинство, которое совершилось для всего мира согласно домостроительству воплощения Христова, оно же самое происходило в каждом cвятом и происходит в каждом верном доныне. Потому что, принимая дух Владыки и Бога нашего, мы делаемся сопричастниками Его Божества; вкушая же Его непорочную плоть, то есть пречистые Таинства, мы все воистину во всем становимся Христовыми и Его родственниками. Таким образом, теперь мы по благодати подобны человеколюбцу Богу и Владыке нашему, обновленные и измененные в душе, нетленные и воскресшие из мертвых, какими были раньше.

Братья и отцы, пришла Пасха, радостный день воскресения Христова, причина всякой радости и ликования, которые переживаются либо один раз в год, либо каждый день и постоянно - теми, кто постигает таинственный смысл праздника. Радость и ликование пришли и наполнили наши сердца, освобождая от трудов всечестного поста, совершенствуя и утешая наши души.

Поблагодарим же Господа, Который вывел нас из моря поста и провел с радостью к пристани Своего воскресения.

Давайте исследуем, в чем состоит тайна воскресения Христа и Бога нашего, которое совершается непостижимым образом с теми, кто этого желает, как Христос погребается в нас, как во гробе, и как соединяется с нашими душами и воскресает, совоскрешая и нас.

Христос и Бог наш, будучи повешен на кресте, распял на нем грех мира и, вкусив смерти, сошел в преисподняя ада. Как некогда, восходя из ада, Он вернулся в пречистое Свое тело, от которого вовсе и не отлучался, немедленно воскрес и после этого с великой славой и силой взошел в Небеса, точно так же и сейчас, когда мы выходим из мира и входим, подражая страданиям Господним, во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в наше тело, как во гроб, соединяется с нашими духовно мертвыми душами и воскрешает их. Тем самым тому, кто совоскрес с Ним, Он предоставляет возможность видеть славу Его таинственного воскресения.

Воскресение и слава Христова, как мы уже говорили, есть наша собственная слава, поскольку Тот, Кто усвоил Себе человеческое естество, действует в нас так же, как действовал и Сам. Воскресение души есть ее соединение с жизнью. Точно так же, как мертвое тело не может ожить, если не примет в себя живой души и не смешается с нею несмешанно, так и душа не может ожить сама, если неописуемо не соединится с Богом, Который есть подлинная вечная жизнь. То есть она мертва до тех пор, пока в познании, созерцании и чувстве не соединится со Христом, - пусть при этом она остается невещественной и бессмертной по своей природе.

Большинство людей верит в Воскресение Христово, однако очень мало кто ясно видит его. А те, которые не увидели его, не могут поклониться Иисусу Христу как Святому и Господу. И священнейшее песнопение, которое мы ежедневно имеем на устах, не говорит: "В Воскресение Христово веруя...",- но что? - "Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу единому безгрешному". Как же Дух Святой понуждает говорить нас, будто мы видели то, чего на самом деле не видели, так как Христос воскрес один раз тысячу лет назад (Эти слова написаны в XI веке - прим. пер.), но и тогда никто не видел как Он воскрес? Может, Святой Дух хочет, чтобы мы говорили ложь? - Нет, конечно, но то, что Он побуждает нас исповедывать, есть истина. Ибо Воскресение Христово совершается внутри каждого верующего, и не единожды, но всегда, когда Сам Владыка Христос воскресает внутри нас, облекается в благолепие и сверкает молниями нетления и Божества. Светоносное присутствие Духа указывает нам на Воскресение Христово и удостаивает нас увидеть Самого Воскресшего. Поэтому мы и говорим:

Бог Господь и явися нам (Пс. 117,27).

Итак, когда кому открывается воскресший Христос, тогда Он всегда является перед его духовными очами. Потому что, когда Он приходит к нам через Духа Святого, воскрешает нас из мертвых, оживляет и дает нам благодать видеть Его внутри себя всецело.

(13-е Огласительное слово)
 
***

Братья и отцы, пришла Пасха, радостный день воскресения Христова, причина всякой радости и ликования, которые переживаются либо один раз в год, либо каждый день и постоянно - теми, кто постигает таинственный смысл праздника. Радость и ликование пришли и наполнили наши сердца, освобождая от трудов всечестного поста, совершенствуя и утешая наши души.

Поблагодарим же Господа, Который вывел нас из моря поста и провел с радостью к пристани Своего воскресения.

Давайте исследуем, в чем состоит тайна воскресения Христа и Бога нашего, которое совершается непостижимым образом с теми, кто этого желает, как Христос погребается в нас, как во гробе, и как соединяется с нашими душами и воскресает, совоскрешая и нас.

Христос и Бог наш, будучи повешен на кресте, распял на нем грех мира и, вкусив смерти, сошел в преисподняя ада. Как некогда, восходя из ада, Он вернулся в пречистое Свое тело, от которого вовсе и не отлучался, немедленно воскрес и после этого с великой славой и силой взошел в Небеса, точно так же и сейчас, когда мы выходим из мира и входим, подражая страданиям Господним, во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в наше тело, как во гроб, соединяется с нашими духовно мертвыми душами и воскрешает их. Тем самым тому, кто совоскрес с Ним, Он предоставляет возможность видеть славу Его таинственного воскресения.

Воскресение и слава Христова, как мы уже говорили, есть наша собственная слава, поскольку Тот, Кто усвоил Себе человеческое естество, действует в нас так же, как действовал и Сам. Воскресение души есть ее соединение с жизнью. Точно так же, как мертвое тело не может ожить, если не примет в себя живой души и не смешается с нею несмешанно, так и душа не может ожить сама, если неописуемо не соединится с Богом, Который есть подлинная вечная жизнь. То есть она мертва до тех пор, пока в познании, созерцании и чувстве не соединится со Христом, - пусть при этом она остается невещественной и бессмертной по своей природе.

Большинство людей верит в Воскресение Христово, однако очень мало кто ясно видит его. А те, которые не увидели его, не могут поклониться Иисусу Христу как Святому и Господу. И священнейшее песнопение, которое мы ежедневно имеем на устах, не говорит: "В Воскресение Христово веруя...",- но что? - "Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу единому безгрешному". Как же Дух Святой понуждает говорить нас, будто мы видели то, чего на самом деле не видели, так как Христос воскрес один раз тысячу лет назад (Эти слова написаны в XI веке - прим. пер.), но и тогда никто не видел как Он воскрес? Может, Святой Дух хочет, чтобы мы говорили ложь? - Нет, конечно, но то, что Он побуждает нас исповедывать, есть истина. Ибо Воскресение Христово совершается внутри каждого верующего, и не единожды, но всегда, когда Сам Владыка Христос воскресает внутри нас, облекается в благолепие и сверкает молниями нетления и Божества. Светоносное присутствие Духа указывает нам на Воскресение Христово и удостаивает нас увидеть Самого Воскресшего. Поэтому мы и говорим:

Бог Господь и явися нам (Пс. 117,27).

Итак, когда кому открывается воскресший Христос, тогда Он всегда является перед его духовными очами. Потому что, когда Он приходит к нам через Духа Святого, воскрешает нас из мертвых, оживляет и дает нам благодать видеть Его внутри себя всецело.

(13-е Огласительное слово)

Перевел Сергей Говорун

 


Источник: Православие. ru