Стать вольным и чистым, как звёздное небо. Протоиерей Феодор Людоговский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Феодор Людоговский

В неделю 12-ю по Пятидесятнице – Мф 19:16–26 (зач. 79):

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Наверное, немногие из нас, из наших соотечественников могут сказать о себе, что они богаты. И не потому, что все бедные. Говорят обычно: «я, слава Богу, не нищий», «мы не бедствуем», «у нас всё есть», «мы люди обеспеченные», «я довольно состоятельный человек» и т. д. А сказать: «я богат» – такого почти что не услышишь. Почему? С одной стороны, денег, как говорится, много не бывает. Что такое богатство? Миллион рублей? Долларов? Или миллиард фунтов? Сколько бы ни было, хочется еще больше. А с другой стороны, в нашем обществе, хотя это явно и не формулируется, всё же пока что присутствует осознание того, что быть богатым (как и знаменитым) – некрасиво. Ведь от жизни никуда не деться, и всякий «обеспеченный» человек понимает, что вокруг него – тысячи и миллионы необеспеченных, бедных и даже нищих. И поэтому всякое новое приобретение, хотя и радует глаз и услаждает душу, всё же (хочется верить и надеяться) нередко сопровождается уколом совести: а так ли мне нужна эта вещь? А нельзя ли было истратить эти деньги с большей пользой? Но мы обычно довольно успешно нейтрализуем эту минутную слабость: всем всё равно не поможешь, им дашь – они пропьют, не жалок нам нищий убогий (вольно ж без работы гулять!), я эти деньги своим горбом заработал – и т. п. И эти возражения во многом резонны. Но не во всем. И, пожалуй, даже не в главном.

Притча о богатом юноше - изображение в китайской традиции

Что говорит Христос? А говорит Он (и притом совершенно определенно – не передернешь, не перетолкуешь!): «продай имение твое и раздай нищим». Но ведь это же безумие! Сейчас это – имение, имущество, приносящее доход. И что – вот так это продать и раздать? Да эти нищие через день (ну хорошо – через неделю) опять будут такими же нищими. Что же толку от такой благотворительности? Тут надо бы создать фонд, может быть, выпустить какие-то акции, облигации. Позвать серьезных людей, порешать вопросы. Найти выходы на госструктуры, бизнес, Церковь. Наладить адресную помощь, обеспечить отчетность, прозрачность. Поработать над эффективностью, скоростью реагирования. В общем, дело-то очень серьезное. А Он говорит: продай – и раздай. Ну ясно, Он вообще не от мира сего. А нам-то тут жить.

Да, Христос и Его Царство – не от мира сего. И похоже, Он вовсе не заботился об эффективности расходования средств, полученных от предполагаемой реализации движимого и недвижимого имущества своего собеседника. Он заботился о его душе. И самый простой способ усовершенствовать душу – это избавить ее от попечения о богатстве. Продать, раздать, забыть. Будет ли от этого нищим далеко идущая польза– не о том речь. Но понятно, что польза душе, освободившейся от излишних земных пристрастий, – будет, и немалая.

Греховно ли богатство само по себе? Ответ здесь, как ни странно, отрицательный. Греховными могут быть наши дела, слова, мысли, намерения. Но топор, телевизор, компьютер, деньги – не греховны. Однако очень важно то, как мы используем ту или иную вещь, какое воздействие эта вещь оказывает на нашу душу, нашу волю. Богатство, даже если и не вызывает патологической зависимости, как у скупого рыцаря, всё же, как правило, создает иллюзию защищенности, устойчивости, самодостаточности его обладателя. Тут уже не нужен Бог, тут излишни другие люди, постепенно умирает совесть и оскудевает любовь. Исключения, конечно, есть, но они редки – наше искаженное грехом естество легко поддается обаянию купюр и монет.

Именно поэтому – трудно богатому (а точнее, надеящемуся на богатство – Мк 10:24) войти в Царство Небесное. Впрочем, как сказал в свое время другой рыцарь, «трудно, но можно». И возможно это Богу, Который пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние. А наше дело – откликнуться на этот призыв, переменить свои мысли и свою жизнь. Расстаться с богатством иногда очень легко – особенно когда это происходит помимо нашей воли, например, в результате стихийных бедствий. Но расстаться с привязанностью к деньгам, избавиться от ложной надежды на них – гораздо сложнее (яркий пример из русской поэзии – стихотворение Н. С. Гумилева «Крест»).

Как же бороться с привязанностью к деньгам? Сегодняшнее евангельское чтение дает нам ответ на этот вопрос: раздай нищим. Да, мы не сможем раздать всё (и, надо осознать это, не сможем в таком случае стать совершенными). Да, мы будем очень осмотрительны и разборчивы, давая кому-то свои (свои – как нам кажется) деньги. Но надо потихоньку приучать себя к этому. Иначе Господь сам позаботится о нашей душе – так, как сочтет правильным и нужным.


Источник: Православие и мир